logo
Фильм "Завтрак у Тиффани" в контексте развития кинопроцесса США. Жанровые и стилистические особенности

Развитие жанров мелодрама и комедия в кино США

Выше я привела примеры из современной индустрии, в которых в той или иной мере прослеживаются мотивы «Завтрака у Тиффани». Что же касается жанра фильма, то сайт kinopoisk.ru определяет его как «драма, мелодрама, комедия». Американский сайт imdb.com - «comedy, drama, romance». Таким образом, можно определить фильм как мелодраматическую комедию, либо романтическую комедию. По своей сути, это один и тот же жанр. Но американская традиция проката и рекламы в киноиндустрии заложила второе название, а пытаясь проанализировать жанр глубже, на мой взгляд, лучше пользоваться термином «мелодраматическая комедия».

Авторами и критиками предлагаются принципиально разные подходы в определении жанров кино. Положение усложняется ещё и тем, что многие жанры имеют свои виды, образующиеся иногда по традиции (фарс как вид комедии), иногда в результате сосуществования двух аспектов (историческая мелодрама). В крайнем варианте учёт всех сторон может привести к логически обоснованным, но абсолютно негодным к употреблению кентаврам типа «экранизация биографической комедийной повести».

По отношению к раннему кино одним из первых проблему жанра поднял ещё в 1908 году в работу «Нат Пинкертон» К. И. Чуковский - в связи с бульварной литературой и зарождением массовой культуры. Он предложил следующий открыто полемический вариант: «Беллетристика кинематографа распадается на несколько групп. Есть произведения фантастические, т.е. такие, где посредством комбинаций фотографических снимков на экране воочию появляется то, что в жизни невозможно. Есть произведения комические, которые исполняются под весёлую музыку, и есть произведения трагические, которые изображаются под грустную музыку».

Что же касается жанров немого кино, то они во многом построены на особенности развития киноискусства той эпохи. Среди самых популярных комиков творчество Чарли Чаплина по своей специфике близко «мелодраматической комедии». Создание образа огромной гуманистической силы и всемирного значения требовало эмоционального подкрепления, выраженного в комизме (мимика и эксцентрика) в сочетании с внутренним драматизмом (судьбы героев).

Именно с приходом звука, романтическая комедия получила своё развитие. Ушли из американской эксцентрической «комической» Бастер Китон и Гарольд Ллойд. Тот же Чарли Чаплин в своих полнометражных лентах 30-х гг. «Огни большого города» (1931) и «Новые времена» (1936) сочетал комические элементы с мелодрамой.

В разных кинематографиях мира появились театральные комедии, прямо перенесённые на экран, где звучащее слово становилась решающим элементом и комического, и драматического эффекта. Среди них были и салонные комедии, и комедии положений, и социальные памфлеты. Особенно преуспевало американское кино, которое дало миру непревзойдённые образцы парных конферансов: Кэтрин Хепберн с Кэри Грантом в 30-е или со Спенсером Трейси в 40-е. В комедиях Фрэнка Кары «Мистер Дикс едет в город» (1936) и «Мистер Смит едет в Вашингтон» (1939) решающую роль играли элементы социальной критики, особо важные в период Великой депрессии и выхода из неё. Отдельно стоит сказать о роли драматургии в развитии комических жанров. Речь идёт уже о сценаристах. Особенно ярким был тандем Фрэнк Капра - Роберт Рискин. Ленты, созданные ими в сотрудничестве, вошли в золотой фонд не только американского, но и мирового кино («Это случилось однажды ночью» 1934), а как только Рискин отошёл в сторону (1941 г.), фильмы Капры стали значительно менее интересны.

В период после Второй мировой войны Голливуд сделал новый шаг по пути завоевания мирового господства в кино, как и после Первой мировой, европейские кинематографисты были ослаблены и не могли ничего противопоставить экспансии США. Казалось бы, всё должно было развиваться благополучно для американской кинематографии, но неожиданный удар нанесли собственные кинозрители. В 1949 году Верховный суд США принял решение: запретить крупным «мейджорам» владеть одновременно сетями кинотеатров и кинопроизводительными мощностями, т.е. теперь кинотеатры могли сами выбирать фильмы для показа. На этот чисто организационный момент наложилась другая опасная для кино тенденция - постепенное распространение телевидения.

К середине 50-х годов рынок телевизионных приёмников в США был насыщен. В результате резко упала посещаемость кинотеатров, и голливудские студии были вынуждены искать способы противодействия такой тенденции. Первое, что пришло в голову менеджерам, - создавать большие постановочные фильмы, зрелищный эффект которых значительно утрачивала при просмотре на маленьких экранах. Именно тогда появилась технология широкого экрана: первый широкоэкранный фильм «Багряница» Генри Костера вышел в 1953 году. Но стратегия не принесла ожидаемого успеха.

Тем не менее, студии вскоре приспособились к новой тенденции, и наладили производство сериалов и ситкомов для телевидения. Это приносило, в какой-то мере, производителем кино и телепродукции экономическую стабильность. Но с художественной точки зрения, 50-е явились для кино США годами расцвета, а не кризиса. В эти годы были созданы классические произведения во всех традиционных американских киножанрах: последний классический вестерн «Рио Браво» (1959) с Джоном Уэйном режиссёра Говарда Хоукса и триллеры Альфреда Хичкока. Тот же Хоукс в начале 50-х сделал романтическую комедию «Джентльмены предпочитают блондинок» с участием Мэрилин Монро.

В это же десятилетие работали немало прославленных режиссёров, достигнувших успеха в жанре романтической комедии. Билли Уайлдер поставил «Сабрину» (1954). «Зуд седьмого года» (1955), «В джазе только девушки» (1959). Эти картины предвосхитили нарождающийся гедонизм, ставший отличительной чертой «общества потребления». В «Квартире» (1960, премия «Оскар») -- мелодраме с социальными обертонами, ставившей любовь выше карьеры -- слышался отзвук идеи молодежного протеста против традиционных ценностей. Кроме того, хорошо известны и такие его произведения жанрового кино, как «Свидетель обвинения» (1957, по рассказу Агаты Кристи), ностальгическая психологическая драма «Федора» (1977), поставленная в ФРГ и по своему настроению напоминающая «Бульвар Сансет»; ироническая «Частная жизнь Шерлока Холмса» (1970) и многие другие. Конечно, каждый жанр требовал своего подхода, но в них неизменно присутствовал уайлдеровский жесткий юмор и его постоянная страсть к двойной трактовке любой ситуации, что и сделало этого режиссера уже в 80-е годы кумиром европейских постмодернистов. И, может быть, поэтому же Билли Уайлдер считается лучшим американским мастером жанрового звукового кинематографа. Что подтверждает и целая вереница полученных им премий: Ирвинга Тальберга, Гильдии кинорежиссеров, Американского киноинститута, два "Оскара" за режиссуру ("Потерянный уикэнд" и "Квартира"), специальный "Оскар" за совокупность достижений в творчестве. Американцы не обиделись на этого иностранца за нелицеприятность взгляда на их жизнь. Вероятно, потому, что он был смягчен пониманием, состраданием и иронической усмешкой.

Ещё одним мастером жанрового кино был Уильям Уйлер. Особенным успехом пользовались и пользуются по сей день его лирические современные «сказки» о Золушках, созданные с огромным художественным вкусом, юмором и добротой -- «Римские каникулы» (1953) и "Смешная девчонка" (1968), Первая -- об истории любви наследницы престола и простого американского журналиста. В этой, снятой целиком на натуре, на улицах Рима, картине Уайлер открыл талант обаятельной, полной лиризма и прелести юности Одри Хепберн, сыгравшей роль принцессы Анны и получившей за нее "Оскара". Во второй -- экранизации бродвейского музыкального спектакля, с не меньшим успехом впервые на экране выступила другая «зажженная» им звезда - Барбра Стрейзанд, воссоздавшая историю знаменитой актрисы мюзик-холла Фанни Брайс.

Нельзя не упомянуть и о Блейке Эдвардсе, режиссёра фильма «Завтрак у Тиффани. Старейший голливудский режиссер, фильмы которого вот уже более пятидесяти лет идут не только в Америке, но и во всем мире. С одинаковым профессионализмом, великолепно владея тайнами режиссерского ремесла, Эдвардс успешно работал в разных жанрах развлекательного кино, отдавая в первую очередь предпочтение комедийному искусству. Однако любовь к смешному не помешала режиссеру снимать время от времени и драматические фильмы, среди которых особенно заметной оказалась лента "Завтрак у Тиффани" (1961) -- экранизация знаменитой повести Трумена Капоте, в которой главную роль Холли Голайтли - сыграла талантливая Одри Хепберн, ставшая центром картины и покорившая зрителя очарованием собственной индивидуальности. И это не случайно: Эдвардс -- актерский режиссер и выбору исполнителя он отводит главное место в своем творчестве. У него снимались иногда по нескольку раз многие кинозвезды -- Тони Кертис, Джек Леммон, Питер Селлерс, Омар Шариф, Ким Бэссингер, знаменитая своими выступлениями в мюзиклах Джулия Эндрюс и многие другие.

Но подлинный, «обвальный» успех у массового зрителя пришел к Эдвардсу в середине 60-х, когда одна за другой вышли на экран две ленты: "Розовая пантера" (1964), положившая начало популярному детективному комедийному сериалу, и не теряющая зрителя и по сей день комедия "Большие гонки" (1965). Эдвардс ставил героев в неожиданные ситуации, умело создавая момент внезапности, комический эффект которого ошеломлял зрителя. Режиссер как бы напоминал, что именно в неожиданном повороте мысли заключалась соль многих анекдотов и шуток.

Отдавая дань времени, Эдвардс на протяжении своего творчества снимал и «черные» комедии. Например, «Подмена» (1991), в нашем прокате «Кара небесная», рассказывающая о рекламном агенте, потасканном Дон Жуане, который становится жертвой своих пассий. Но и в «черных» лентах Эдварде не изменил тому оптимистическому старомодному мироощущению, которое свойственно его кинематографу: герои неизменно привлекательны, а отрицательные персонажи, хотя смешны и жалки, но достойны скорее симпатии, нежели презрения, потому что сам автор прощает их человеческие слабости.

Все эти авторы работали в эпоху, когда создавались классические примеры жанрового кино, эталонные. Однако 60-е годы оказались переломными для всей американской киноиндустрии. В середине 1960-х начался процесс вывода Голливуда из кризиса. Сначала был преодолён кризис творческий, а затем экономический. Представители среднего поколения американского кино, а в особенности его левого крыла, предприняли радикальную попытку пересмотра системы акцентов в традиционных жанрах американского кино и сумели восстановить связь в первую очередь с молодым зрителем. Данный процесс касался переосмысления традиционных жанров. «Беспечный ездок», «Полуночный ковбой», «Пролетая над гнездом кукушки», «Выпускник» и многие другие фильмы открыли американское кино с другой стороны. Своеобразная американская «новая волна» была скорее результатом изменений в культуре Европы, и явилась катализатором общественного самосознания американцев. Однако фильмы контркультуры пользовались популярностью, потому что отражали действительность без прикрас и шаблонов, созданных киноиндустрией.

Бесспорно, что стремление к жанровой определённости - характерная черта коммерчески ориентированного кинематографа, а значит, и голливудской продукции. Вместе с тем именно нарушение незыблемых правил приносит неожиданный успех. Яркий пример - судьба фильма «Титаник» (1998). Режиссёр Джеймс Кэмерон пошёл на конфликт с продюсерами из-за перерасхода и без того огромного бюджета (свыше 250 млн. $). Выход картины на мировой экран показал, что идея жанрового симбиоза фильма-катастрофы с мелодрамой не приводит к коммерческому краху, а наоборот - увеличивает число зрителей.

На сегодняшний день, в кинопрокат ежемесячно выходит до десятка фильмов жанра «мелодраматическая комедия». Чаще всего в них задействованы популярные среди молодёжи актёры, чего не было ещё даже в 90-х. «Ноттинг Хилл», «Дневники Бриджит Джонс», «Сбежавшая невеста», - эти и многие другие фильмы были ориентированы на взрослое женское поколение, и пользовались популярностью у зрителя. Но современный кинопроцесс вывел на авансцену зрелищное кино: 3D технологии в крупномасштабных постановках, компьютерная графика. Поэтому мелодрамы ушли на телевидение и чаще всего выпускаются в формате телесериалов. Однако, очевидным стало то, что чистая мелодрама перестала пользоваться популярностью у зрителя, и продюсеры синтезируют её с другими жанрами.