4. Критика теории анимизма
ТЕОРИЯ анимизма вызвала оживленную дискуссию среди ученых - исследователей культур. Некоторые из них (А.Лэнг, В.Шмидт) критиковали теорию Э.Тайлора с откровенно теологических и креационистских позиций, используя для этого факты наличия элементов монотеистических верований у архаичных народов.
Наиболее существенный вклад в развитие культурологических теорий внесли ученые, понимавшие ограниченность теории анимизма, неспособность ее объяснять некоторые ранние формы религиозных верований и предлагавшие свои научные версии понимания указанных явлений. Р.Маррет, Дж.Фрезер и другие исследователи обратили внимание на чрезвычайно древний пласт верований и обрядов, невыводимых из анимизма и даже предшествовавших ему. Подобные взгляды в истории науки получили название "преанимизм". Существуют преанимисти-ческие теории двух типов: интеллектуальные и эмоциональные. Поскольку проблема анимизма не частная, а общетеоретическая, порой центральная для эволюционного анализа культуры, то определенное понимание исходного пункта в развитии духовной культуры человека накладывало свою специфику на всю концепцию того или иного исследователя.
Термин "преанимизм" впервые применил англичанин Р.Маррет в статье "Преанимистическая религия" (1899). Его также можно считать основателем деятельностного изучения культуры, так как он выдвинул тезис о первичности ритуалистической стороны религии. По его мнению, более важным аспектом изучения являются религиозные действия, а не мифы и особенности верований ранних исторических эпох. Первобытный человек действовал не в силу каких-то интеллектуальных представлений, а под влиянием внутренних бессознательных импульсов. "Дикарская религия не столько выдумывается, - писал он, - сколько выплясывается"(7). Религия рассматривается Марретом как область аффектов, безотчетных эмоций и произвольных импульсивных действий. Существенную роль в формировании религиозных верований играет объективация эмоциональных состояний. Например, в воображении первобытного человека фиксировалось ощущение безотчетного страха перед чем-то непонятным и опасным. Сначала возникало представление о безличной мистической силе, оживляющей всю природу (Маррет назвал это "аниматизмом"). Потом оно персонифицировалось и возникали анимистические образы и образы личных духов.
Аналогичные взгляды на эволюцию первых форм духовной культуры развивали немецкие этнограф К.Прейсс и психолог В.Вундт. Согласно последнему, мифологическое мышление имеет своим источником аффективное поведение в ритуалах и представлениях первобытных культур.
Крупнейшим представителем интеллектуального направления критики анимизма являлся шотландец Дж.Фрезер (1854-1941) - автор ряда блестящих работ, посвященных изучению верований, мифов, обрядов, ритуалов самых различных культур. Наиболее известны из них "Золотая ветвь" (1890) и "Фольклор в Ветхом завете" (1918). Его перу принадлежат также книги "Тотемизм и экзогамия" (1910), "Почитание природы" (1926), "Мифы о происхождении огня" (1930), "Страх смерти в примитивной религии" (1933) и др.
Отличительной особенностью исследований Дж.Фрезера является стремление понять, осмыслить, объяснить мифы, обычаи, ритуалы различных культур. Каждому явлению он хотел найти место в иерархии элементов культуры. Везде он видел осмысленность с позиции рассматриваемой культуры в существовании того или иного мифа или обряда. Фрезер одним из первых предпринял сравнительно-историческое изучение сюжетов Ветхого завета в сравнении с мифологией других народов. Он же был одним из создателей исторического подхода к Священному писанию, т.е. к рассмотрению его в качестве источника сведений о реальных событиях в жизни человечества. Одновременно он является автором оригинальной концепции эволюционных стадий в умственном развитии человечества. Согласно Фрезеру, существуют три стадии такого развития: магия, религия, наука. На первой стадии развития человек верил в свои способности, в свою колдовскую силу приманивать зверя, наносить вред врагу на расстоянии, вызывать дождь и т. д. По каким-то причинам человек разуверился в своих силах и стал приписывать сверхъестественные способности уже богам, духам. К ним он стал обращаться с просьбами, молитвами. На последней стадии своего развития человек пришел к выводу, что ни духи, ни божества, ни он сам не управляют развитием и функционированием природы. Место богов заняли законы.
В стадиях умственного развития Дж.Фрезера представляет интерес сходство способов воздействия первого и третьего этапов (магия и наука) на окружающий мир. Такое функциональное деление стадий развития культуры применимо и к анализу современной исторической эпохи. При этом надо иметь в виду, что все три этапа представлены в современной действительности. Магия существует в относительно изолированных от остального мира этнокультурных обществах, затерянных в сель-ве Амазонки, бескрайних просторах Африки, джунглях стран Юго-Восточной Азии. Религия осталась ведущим фактором в культуре исламского мира. Наука декларируется основой жизни в развитых индустриальных странах. Но так ли это на самом деле? Не лишено основания мнение о том, что в современной культуре сосуществуют все три типа умственно-культурного развития, выделенные Дж.Фрезером.
- Содержание :
- Раздел 1 . Основные понятия . Предмет культурологии .
- Введение
- 1. Представление об объекте изучения культурологии и о науках о культуре.
- 2. Подходы к определению понятия "культура"
- 3. Традиционная и современная культуры
- 4. Культурный (социальный) и биологический способы жизнедеятельности
- Рекомендуемая литература
- 2. Первые эволюционистские теории культур
- 3. Эволюционистская концепция культуры э.Тайлора
- 4. Критика теории анимизма
- 5. Эволюционизм г.Спенсера
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 1
- Темы письменных работ
- Диффузионистское направление в изучении культур
- 1. Общая характеристика
- 2. Культурная мифология л.Фробениуса. Теория культурных кругов ф.Гребнера
- 3. Диффузионизм в сша и Англии
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 2
- Темы письменных работ
- Биологическое направление в изучении культур
- Рекомендуемая литература
- 2. "Групповая психология"
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 4
- Темы письменных работ
- Психоаналитический подход к изучению культур
- 1. Становление принципов психоанализа и их значение для исследования культур
- 2. Культурологическая теория з.Фрейда
- 3. Психоаналитическое исследование культур г.Рохейма
- 4. Аналитическая теория культуры к.Юнга
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 5
- Темы письменных работ
- Функционалистское направление в изучении культур
- 1. Функционализм б.Малиновского - метод изучения культур
- 2. Структурно-функциональная теория культур а.Рэдклифф-Брауна. Культура как совокупность функций
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 6
- Темы письменных работ
- Раздел 2 . Целостные культурно-антропологические концепции середины XX века .
- Теория культур л.Уайта
- 1. Эволюционизм л.Уайта
- 2. Культурология л.Уайта
- 3. Технологический детерминизм л.Уайта. Структура культуры
- Рекомендуемая литература
- 2. Антропология а.Крёбера
- Рекомендуемая литература
- 2. Культурная антропология м.Херсковица
- 3. Принцип культурного релятивизма
- Рекомендуемая литература
- 2. Некоторые теоретические положения и структура культуры
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 1
- Детство как феномен культуры
- 1. Общекультурологическое значение детства
- 2. Межкультурное исследование детства (направления и предметные области)
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 2
- Темы письменных работ
- Мышление и культура
- 1. Концепция первобытного мышления л.Леви-Брюля
- 2. Изучение особенностей мышления, познания, восприятия в современном и традиционном обществах
- 3. Способы объяснения межкультурных различий в познании и мышлении. Понятия "когнитивный стиль" и "сенсотип"
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 3
- Темы письменных работ
- Народная медицина как органическая часть традиционной культуры
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 4
- Темы письменных работ
- Экстатические (измененные) состояния сознания как сторона культуры
- 1. Исследования измененных состояний сознания в XIX - середине XX века
- 2. Измененные состояния сознания и компенсаторная функция современной культуры
- 3. Характеристика измененных состояний сознания как явления культуры
- 4. Механизм действия экстатических состояний в культуре и его биологические основания
- 5. Функции измененных состояний сознания в традиционном обществе
- 6. "Нейрохимическая" основа культуры
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 5
- Темы письменных работ
- Взаимодействие культуры, личности и природы
- 1. Общекультурологический аспект взаимодействия общества и природы
- 2. Роль природного окружения в формировании и отборе психологических черт личности
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 6
- Темы письменных работ
- Этнопсихологическое изучение культур
- 1. Психологические типы культур. Исследование "национального характера"
- 2. Этническая идентичность в современной культуре
- 3. Интеракционизм как метод анализа культур
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 7
- 2. Концепции Дж.Деверо и у. Ла Барре
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 1
- Культурологический аспект творчества э.Фромма
- 1. Жизненный путь и основные работы
- 2 Отчуждение как черта современной культуры
- 3. Психология религии э.Фромма как анализ характера культуры
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 2
- Типы письменных работ
- Гуманистическая психология а.Маслоу и образ современной культуры
- 1. Особенности изучения культуры и модель будущего а.Маслоу
- 2. Иерархия потребностей а.Маслоу
- 3. Значение гуманистического подхода к человеку
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 3
- Темы письменных работ
- Этологический подход к изучению культур
- 1. Общая характеристика
- 2. Виды и функции ритуалов
- 3. Исследование процесса общения. Потребность в уединении и общении
- 4. Психобиологическая концепция и.Эйбл-Эйбесфельдта. Перспективы развития современной культуры
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 4
- Темы письменных работ
- Культурология и проблемы будущего глобального развития
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 5
- Темы письменных работ
- Список рекомендуемой литературы
- Словарь понятий и терминов