1. Исследования измененных состояний сознания в XIX - середине XX века
ОДНИМ из первых измененные состояния сознания исследовал Ф. Ницше. Он выделил в человеческой культуре два начала: аполлоновское и дионисийское. Впоследствии они стали рассматриваться как основа для типологии культур. Аполлоновский тип, или сторона культуры, олицетворяет собой торжество света, гармонию форм и отношений, следование нормам и установлениям культуры, стремление к совершенству и возвышенным чувствам. Дионисийский (вакхический) тип культуры (или аспект в ее функционировании) отличается неуравновешенностью, одержимостью в поведении, ярким проявлением чувств, эмоциональной открытостью, экстатическими состояниями, действиями, идущими вразрез с культурными нормами. Это своеобразный бунт эмоций против разума.
Данную классификацию при исследовании культур использовали Р.Бенедикт (этнопсихологические зарисовки традиционных обществ), К.Юнг (анализ исторических психологических типов) и другие. С анализом дионисийского элемента в истории культур связано изучение феноменов озарения, мистического опыта, интуитивного мышления. Широко известны случаи мистических видений, происходившие с известными религиозными деятелями (Магомет, Св. Тереза, Жанна д'Арк). В этих видениях им была доступна истина откровения, полученная ими путем озарения, интуитивного проникновения в суть вещей, а не при помощи опытного рационально-освоенного знания.
Долгое время казалось, что экстатический аспект функционирования культур, - это явление, свойственное архаическим обществам и некоторым культурам восточного толка (буддийской или даосийской ориентации). По отношению к европейской цивилизации с ее рационалистической традицией - это прошедший этап истории. Положение существенно изменилось с конца 60-х годов, когда в западноевропейской культуре произошел переход от тотального господства рационально-практического отношения к действительности (прометеевская культура) к созерцательно-чувственному типу восприятия (орфическая культура), важнейшей особенностью которого было раскрепощение телесных сил индивида (ликвидация Сверх-Я - по психоаналитической терминологии) и личностное духовное самосовершенствование. Возникли медитативно-созерцательные методы развития способностей. Появившись в молодежных движениях в рамках так называемой контркультуры развитых стран Запада, эта тенденция (или стиль в культуре) получила массовое распространение.
С развитием рок-культуры обычными стали коллективные вхождения в транс на концертах звезд эстрады, что представляет для культурологов интереснейший объект исследования. Порой около ста тысяч человек бывают охвачены единым ритмом и чувством восторга, видя своего кумира. В современной культуре распространились явления одержимости в поклонении идолам спорта, рок-музыки и кинематографии. Тем самым подтверждается всеобщность экстатически-эмоционального аспекта для всех культур.
Таким образом, любая культура представляет собой единство дионисийского (вакхического) и аполлоновского (гармоничного) начал. В связи с этим Б. Рассел мудро высказался о роли дионисийского элемента культуры, без которого жизнь была бы неинтересной, "но его присутствие делает ее опасной. Благоразумие против страсти - это конфликт, проходящий через всю историю человечества. И это не такой конфликт, при котором мы должны становиться целиком на сторону лишь одной из партий"(1). Долгое время эта сторона культуры рассматривалась лишь в качестве курьеза, экзотики или как патологические явления, происходящие в ущерб нормальным состоянием тела и духа (как это было у Э.Тайлора). Положение существенно изменилось с появлением работ К.Юнга: состояние транса он сделал предметом научного анализа, выделив особый тип мировосприятия - интуитивное мышление как необходимый элемент культуры человечества.
Общенаучная ситуация в этой области изучения культур окончательно изменилась после выхода книги У.Джеймса (1842-1910) "Многообразие религиозного опыта" (1910), в которой мистические состояния сознания стали одним из центральных предметов исследования. Джеймс выделил четыре основных признака таких культурных явлений: неизреченность, интуитивность, кратковременность, бездеятельность воли. Ученый исследовал различные формы мистических состояний сознания. К ним относятся состояния, искусственно вызванные алкоголем и анестезирующими веществами, наркотиками, и спонтанные мистические состояния, навеянные красотой природы, восприятием музыки. Кроме этого, он исследовал религиозные формы мистических состояний, встречающихся в буддизме, суфизме (одно из течений ислама), "космическое" сознание и состояния, сопутствующие практическим занятиям в йоге.
У.Джеймс - противник абсолютизации рационалистического взгляда на мир, принижения роли эмоционально-иррационалистического аспекта в истории культуры. "Вообще же роль мистических состояний, - писал он, - сводится к тому, что они придают сверхчувственное значение обычным данным сознания. Они представляют собой возбудителей духовной жизнедеятельности, подобно чувствам любви и честолюбия; это благодать, которая озаряет новым светом наш старый мир и обновляет наши жизненные силы"(2).
В самом начале XX в. в Германии была опубликована книга Т. Ахелиса "Экстаз и его роль в культуре". Она стала известной после выхода книги У.Джеймса и актуализации данного предмета изучения. Т. Ахелис описал разнообразные экстатические состояния и высказал мысль о социально-компенсирующей функции мистических движений. В Швеции в 1924 г. З.Линдерхольм выдвинул гипотезу о том, что экстатическая тенденция имеет глубокие корни в душевной организации человека.
В последующие годы это культурное явление изучали американский психолог Дж. Лейба, автор книги "Психология религиозного мистицизма" (1925), шведский ученый Т. Аандра, написавший книгу "Психология мистицизма" (1926), и представители французской психоаналитической школы Жанэ, прежде всего сам Жанэ, издавший двухтомный труд "Между тревогой и экстазом" (1926-1928).
Новые аспекты в изучении экстатических состояний появились в связи с межкультурным анализом этого феномена в психологической антропологии начиная с 60-х годов. Важной особенностью такого подхода было использование понятия "измененные состояния сознания", описывающего все виды мистических состояний. Необходимо отметить, что особые состояния касались не только сознания, но и организма человека, особенностей его функционирования. Антропологи анализировали измененные состояния сознания (в дальнейшем ИСС) не только как состояния индивида, но и как аспект культуры, выражавшийся в специфических ритуалах и в культурной традиции.
- Содержание :
- Раздел 1 . Основные понятия . Предмет культурологии .
- Введение
- 1. Представление об объекте изучения культурологии и о науках о культуре.
- 2. Подходы к определению понятия "культура"
- 3. Традиционная и современная культуры
- 4. Культурный (социальный) и биологический способы жизнедеятельности
- Рекомендуемая литература
- 2. Первые эволюционистские теории культур
- 3. Эволюционистская концепция культуры э.Тайлора
- 4. Критика теории анимизма
- 5. Эволюционизм г.Спенсера
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 1
- Темы письменных работ
- Диффузионистское направление в изучении культур
- 1. Общая характеристика
- 2. Культурная мифология л.Фробениуса. Теория культурных кругов ф.Гребнера
- 3. Диффузионизм в сша и Англии
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 2
- Темы письменных работ
- Биологическое направление в изучении культур
- Рекомендуемая литература
- 2. "Групповая психология"
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 4
- Темы письменных работ
- Психоаналитический подход к изучению культур
- 1. Становление принципов психоанализа и их значение для исследования культур
- 2. Культурологическая теория з.Фрейда
- 3. Психоаналитическое исследование культур г.Рохейма
- 4. Аналитическая теория культуры к.Юнга
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 5
- Темы письменных работ
- Функционалистское направление в изучении культур
- 1. Функционализм б.Малиновского - метод изучения культур
- 2. Структурно-функциональная теория культур а.Рэдклифф-Брауна. Культура как совокупность функций
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 6
- Темы письменных работ
- Раздел 2 . Целостные культурно-антропологические концепции середины XX века .
- Теория культур л.Уайта
- 1. Эволюционизм л.Уайта
- 2. Культурология л.Уайта
- 3. Технологический детерминизм л.Уайта. Структура культуры
- Рекомендуемая литература
- 2. Антропология а.Крёбера
- Рекомендуемая литература
- 2. Культурная антропология м.Херсковица
- 3. Принцип культурного релятивизма
- Рекомендуемая литература
- 2. Некоторые теоретические положения и структура культуры
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 1
- Детство как феномен культуры
- 1. Общекультурологическое значение детства
- 2. Межкультурное исследование детства (направления и предметные области)
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 2
- Темы письменных работ
- Мышление и культура
- 1. Концепция первобытного мышления л.Леви-Брюля
- 2. Изучение особенностей мышления, познания, восприятия в современном и традиционном обществах
- 3. Способы объяснения межкультурных различий в познании и мышлении. Понятия "когнитивный стиль" и "сенсотип"
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 3
- Темы письменных работ
- Народная медицина как органическая часть традиционной культуры
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 4
- Темы письменных работ
- Экстатические (измененные) состояния сознания как сторона культуры
- 1. Исследования измененных состояний сознания в XIX - середине XX века
- 2. Измененные состояния сознания и компенсаторная функция современной культуры
- 3. Характеристика измененных состояний сознания как явления культуры
- 4. Механизм действия экстатических состояний в культуре и его биологические основания
- 5. Функции измененных состояний сознания в традиционном обществе
- 6. "Нейрохимическая" основа культуры
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 5
- Темы письменных работ
- Взаимодействие культуры, личности и природы
- 1. Общекультурологический аспект взаимодействия общества и природы
- 2. Роль природного окружения в формировании и отборе психологических черт личности
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 6
- Темы письменных работ
- Этнопсихологическое изучение культур
- 1. Психологические типы культур. Исследование "национального характера"
- 2. Этническая идентичность в современной культуре
- 3. Интеракционизм как метод анализа культур
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 7
- 2. Концепции Дж.Деверо и у. Ла Барре
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 1
- Культурологический аспект творчества э.Фромма
- 1. Жизненный путь и основные работы
- 2 Отчуждение как черта современной культуры
- 3. Психология религии э.Фромма как анализ характера культуры
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 2
- Типы письменных работ
- Гуманистическая психология а.Маслоу и образ современной культуры
- 1. Особенности изучения культуры и модель будущего а.Маслоу
- 2. Иерархия потребностей а.Маслоу
- 3. Значение гуманистического подхода к человеку
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 3
- Темы письменных работ
- Этологический подход к изучению культур
- 1. Общая характеристика
- 2. Виды и функции ритуалов
- 3. Исследование процесса общения. Потребность в уединении и общении
- 4. Психобиологическая концепция и.Эйбл-Эйбесфельдта. Перспективы развития современной культуры
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 4
- Темы письменных работ
- Культурология и проблемы будущего глобального развития
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 5
- Темы письменных работ
- Список рекомендуемой литературы
- Словарь понятий и терминов