1. Общая характеристика
ЭТОЛОГИЯ - это наука, описывающая поведение животных в естественных условиях. В 70-80-е годы возникла этология человека как синтез этологии, этнологии, физиологии и психологии. Основной объект исследования - традиционные общества в сравнении с современной индустриальной культурой. Важная особенность такого подхода заключается в изучении культуры и человека в "естественном" состоянии. Поэтому этологи главный упор делают на анализе раннего детства ("докультурного", по их мнению) и культур охотников и собирателей, широко используя кино- и видеосъемку для запечатления непрерывности культурных взаимодействий и последующего анализа.
Предмет этологии человека имеет тройственную структуру: 1. Изучение детей в различных культурах в досоциальном естественном состоянии; 2. Исследование онтогенетического развития детей, особенности поведения взрослых в современных обществах и в обществах охотников-собирателей (в естественных культурах); 3. Поиски сходных аспектов в функционировании человека и животных.
В генетическом аспекте этология человека не только анализирует развитие ребенка с детских лет до взрослого состояния в условиях различных культур, но и исследует движение от предшествующего (животного) способа функционирования к человеческому (культурному), от высших животных к детям, а от них - к более зрелым этносоциальным формам. В этологии человека огромное значение имеет ритуал, понимаемый как коммуникативные модели поведения, выразительные движения - атомарные составляющие ритуалов, культурная и филогенетическая* адаптация. Взаимодействию двух последних аспектов в культурах в этологии человека придается фундаментальное значение. Подчеркнем, что именно тщательный анализ филогенетических (врожденных) и культурных форм (ритуалов) поведения, а не декларация приоритета того или иного фактора - важнейшая особенность этологии человека, выгодно отличающая ее от социобиологии, которая, по сути, есть лишь доказательство биологической сущности культуры и человека.
* Филогенетическое - врожденное, принадлежащее человеческому роду.
Другим определяющим понятием этологического исследования культур является коммуникация, чаще всего определяемая как синхронизация стимульно-реактивного механизма при наличии специфических сигналов. Особую роль в этологии человека играет изучение невербальной коммуникации, прежде всего в эмоционально-жестовой форме. С коммуникацией тесно связано удовлетворение потребностей человека в общении и уединении. В этологии человека разработана концепция регуляции уединенности с использованием социально-психологического механизма "Я - другие". В анализе общения выделяется проблема отношения к незнакомым в детстве и в рамках той или иной общности.
Еще одно фундаментальное направление этологии человека - изучение эмоционально-психологических состояний в современном и традиционном обществах. Собственно говоря, именно с анализа агрессивности и насилия началось этологическое изучение культур. Впоследствии в круг исследования были включены ненависть, враждебность, тревожность, любовь, страх и привязанность. Без последнего качества, по мнению этологов, трудно сформировать полноценного человека в детстве. Нейтрализуя агрессивность, привязанность обеспечивает функционирование этнокультурных общностей ("социальная привязанность").
Этологию человека развивали Н.Блуртон-Джонс, У.Макгрю, М.фон Кранах, Дж.Боулби, П.Экман, У.В.Фризен, Е.Р.Соренсен, И.Эйбл-Эйбесфельдт, Р.Хайнд. Существенную роль в развитии этологии человека сыграл К.Лоренц, в первую очередь своей книгой "За зеркалом" (1977). Концептуально новая дисциплина оформилась в 1977 г., когда в ФРГ была проведена конференция. Несколько позже был издан солидный труд "Этология человека. Задачи и пределы новой дисциплины" (1979). Значительное внимание в этологии человека уделялось разработке теории и понятийного аппарата. В частности, внутрикультурное взаимодействие людей описывалось с помощью таких понятий, как "агрессивность", "страх" и "привязанность".
Определенным шагом в развитии этого направления было издание фундаментального труда И.Эйбл-Эйбесфельдта "Этология человека" (1989), в котором немецкий ученый проанализировал и связал воедино социальное поведение, онтогенетическое развитие человека, коммуникацию в различных ее формах, роль пространства в современной и традиционной культурах. Стремление к созданию интегративной дисциплины о культуре и человеке проявилось и в использовании последних открытий в биохимии, а именно нейрохимических коррелятов культурных стереотипов поведения. Новые типы веществ (нейротрансмиттеры и нейромедиаторы) дают возможность соотнести поведенческие стереотипы, внутриорганические процессы, воздействие внешних природных факторов в циклическом взаимовлиянии.
- Содержание :
- Раздел 1 . Основные понятия . Предмет культурологии .
- Введение
- 1. Представление об объекте изучения культурологии и о науках о культуре.
- 2. Подходы к определению понятия "культура"
- 3. Традиционная и современная культуры
- 4. Культурный (социальный) и биологический способы жизнедеятельности
- Рекомендуемая литература
- 2. Первые эволюционистские теории культур
- 3. Эволюционистская концепция культуры э.Тайлора
- 4. Критика теории анимизма
- 5. Эволюционизм г.Спенсера
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 1
- Темы письменных работ
- Диффузионистское направление в изучении культур
- 1. Общая характеристика
- 2. Культурная мифология л.Фробениуса. Теория культурных кругов ф.Гребнера
- 3. Диффузионизм в сша и Англии
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 2
- Темы письменных работ
- Биологическое направление в изучении культур
- Рекомендуемая литература
- 2. "Групповая психология"
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 4
- Темы письменных работ
- Психоаналитический подход к изучению культур
- 1. Становление принципов психоанализа и их значение для исследования культур
- 2. Культурологическая теория з.Фрейда
- 3. Психоаналитическое исследование культур г.Рохейма
- 4. Аналитическая теория культуры к.Юнга
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 5
- Темы письменных работ
- Функционалистское направление в изучении культур
- 1. Функционализм б.Малиновского - метод изучения культур
- 2. Структурно-функциональная теория культур а.Рэдклифф-Брауна. Культура как совокупность функций
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 6
- Темы письменных работ
- Раздел 2 . Целостные культурно-антропологические концепции середины XX века .
- Теория культур л.Уайта
- 1. Эволюционизм л.Уайта
- 2. Культурология л.Уайта
- 3. Технологический детерминизм л.Уайта. Структура культуры
- Рекомендуемая литература
- 2. Антропология а.Крёбера
- Рекомендуемая литература
- 2. Культурная антропология м.Херсковица
- 3. Принцип культурного релятивизма
- Рекомендуемая литература
- 2. Некоторые теоретические положения и структура культуры
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 1
- Детство как феномен культуры
- 1. Общекультурологическое значение детства
- 2. Межкультурное исследование детства (направления и предметные области)
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 2
- Темы письменных работ
- Мышление и культура
- 1. Концепция первобытного мышления л.Леви-Брюля
- 2. Изучение особенностей мышления, познания, восприятия в современном и традиционном обществах
- 3. Способы объяснения межкультурных различий в познании и мышлении. Понятия "когнитивный стиль" и "сенсотип"
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 3
- Темы письменных работ
- Народная медицина как органическая часть традиционной культуры
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 4
- Темы письменных работ
- Экстатические (измененные) состояния сознания как сторона культуры
- 1. Исследования измененных состояний сознания в XIX - середине XX века
- 2. Измененные состояния сознания и компенсаторная функция современной культуры
- 3. Характеристика измененных состояний сознания как явления культуры
- 4. Механизм действия экстатических состояний в культуре и его биологические основания
- 5. Функции измененных состояний сознания в традиционном обществе
- 6. "Нейрохимическая" основа культуры
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 5
- Темы письменных работ
- Взаимодействие культуры, личности и природы
- 1. Общекультурологический аспект взаимодействия общества и природы
- 2. Роль природного окружения в формировании и отборе психологических черт личности
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 6
- Темы письменных работ
- Этнопсихологическое изучение культур
- 1. Психологические типы культур. Исследование "национального характера"
- 2. Этническая идентичность в современной культуре
- 3. Интеракционизм как метод анализа культур
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 7
- 2. Концепции Дж.Деверо и у. Ла Барре
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 1
- Культурологический аспект творчества э.Фромма
- 1. Жизненный путь и основные работы
- 2 Отчуждение как черта современной культуры
- 3. Психология религии э.Фромма как анализ характера культуры
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 2
- Типы письменных работ
- Гуманистическая психология а.Маслоу и образ современной культуры
- 1. Особенности изучения культуры и модель будущего а.Маслоу
- 2. Иерархия потребностей а.Маслоу
- 3. Значение гуманистического подхода к человеку
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 3
- Темы письменных работ
- Этологический подход к изучению культур
- 1. Общая характеристика
- 2. Виды и функции ритуалов
- 3. Исследование процесса общения. Потребность в уединении и общении
- 4. Психобиологическая концепция и.Эйбл-Эйбесфельдта. Перспективы развития современной культуры
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 4
- Темы письменных работ
- Культурология и проблемы будущего глобального развития
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 5
- Темы письменных работ
- Список рекомендуемой литературы
- Словарь понятий и терминов