2. "Групповая психология"
БОЛЬШУЮ роль в изучении внутрикультурных механизмов взаимодействия людей сыграли работы французских ученых - представителей социально-психологического направления в изучении культур Г.Лебона (1841 -1931) и Г.де Тарда (1843-1904). Основная направленность работ Г.Лебона "Психологические законы эволюции народов" (1894) и "Психология толпы" (1895) - анализ взаимоотношений масс народа, толпы и лидеров, особенностей процесса овладения ими чувствами, идеями. Впервые в этих трудах были поставлены проблемы психического заражения и внушения, сформулирован вопрос об управлении людьми в различных культурах.
Продолжил анализ групповой психологии и межличностного взаимодействия Г.Тард. Он выделял три типа взаимодействий: психическое заражение, внушение, подражание. Наиболее важные работы Тарда, посвященные этим аспектам функционирования культур, - "Законы подражания" (1890) и "Социальная логика" (1895). Главная задача автора - показать, как появляются изменения (новшества) в культурах и как они передаются в обществе индивидам. Согласно его взглядам, "коллективная интерментальная психология... возможна только потому, что индивидуальная интраментальная психология включает элементы, которые могут быть переданы и сообщены одним сознанием другому. Эти элементы... могут соединяться и сливаться воедино, образуя истинные социальные силы и структуры, течение мнений или массовые импульсы, традиции или национальные обычаи"(4). Элементарное отношение, по Тарду, - это передача или попытка передачи верования или желания. Определенную роль он отводил подражанию и внушению. Общество - это подражание, а подражание - своего рода гипнотизм. Всякое новшество - это акт творческой личности, вызывающий волну подражаний.
Культурные изменения Г.Тард анализировал на основе изучения таких явлений, как язык (его эволюция, происхождение, лингвистическая изобретательность), религия (ее развитие от анимизма до мировых религий, ее будущность), и чувств, прежде всего любви и ненависти, в истории культур. Последний аспект достаточно оригинален для исследователей культур того времени. Его Тард исследует в главе "Сердце", в которой он выясняет роль притягивающих и отталкивающих чувств, размышляет о том, что такое друзья и враги. Особое место занимает исследование таких культурных обычаев, как вендетта (кровная месть), и феномена национальной ненависти.
Последующее развитие проблема объяснения механизмов внутрикультурной передачи информации получила в концепции интеракционизма (взаимодействия) в трудах американских ученых У.Джеймса, Дж.Болдуина, Х.Кули и Дж.Г.Мида. Центральное положение учения - многомерный анализ "Я" как ядра личности в культуре.
Представители "Групповой психологии" и теории подражания открыли и исследовали механизмы внутрикультурного взаимодействия. Их разработки были использованы в исследовании культур в XX в. для объяснения ряда фактов и проблем, возникающих при изучении различных типов культур. Заключая рассмотрение социально-психологического аспекта в анализе культур, необходимо остановиться на содержании феноменов, открытых Г.Лебоном и Г.Тардом.
Подражание, или имитативная деятельность, состоит в воспроизведении, копировании двигательных и иных культурных стереотипов. Громадно его значение в процессе овладения культурой в детстве. Считается, что благодаря этому качеству ребенок овладевает языком, подражая взрослым, овладевает культурными навыками. Подражание - основа обучения и возможности передачи культурной традиции из поколения в поколение.
Психологическое заражение часто состоит в неосознанном повторении действий в человеческом коллективе или просто при скоплении людей. Это качество способствует овладению людьми каких-либо состояний психологического типа (страх, ненависть, любовь и т. д.). Нередко оно используется в религиозных ритуалах.
Внушение - самые различные формы внедрения в сознание людей (в осознанной или бессознательной форме) определенных положений, правил, норм, регулирующих поведение в культуре. Может проявляться в самых различных культурных формах, очень часто способствует объединению людей внутри культуры для выполнения какой-либо задачи. Все эти три характерные черты культурной деятельности реально существуют и действуют вместе, обеспечивая регуляцию между членами этнокультурной общности.
Воздействие "Психологии народов" как культурологической концепции на развитие исследований культур в XX в. не менее фундаментально, чем влияние "Групповой психологии". Дело Вундта, Лацаруса и Штейнталя было продолжено направлением в изучении культур "Культура-и-личность". Предметом его изучения стали познавательные способности людей различных культур, культурно-обусловленные стереотипы поведения, эмоционального реагирования. Значительное место было уделено изучению этнопсихологии различных народов, анализу этнической истории и ее отражения в эпических произведениях.
1. Штейнталь X. Грамматика, логика и психология // История языкознания в очерках и извлечениях. М.,1960. С. 1. 2. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г.Г. Сочинения. М.,1989. С. 484-486. 3. Цит. по: История буржуазной социологии XIX - начала XX века. М.,1979. С. 86. 4. Там же. С.105.
- Содержание :
- Раздел 1 . Основные понятия . Предмет культурологии .
- Введение
- 1. Представление об объекте изучения культурологии и о науках о культуре.
- 2. Подходы к определению понятия "культура"
- 3. Традиционная и современная культуры
- 4. Культурный (социальный) и биологический способы жизнедеятельности
- Рекомендуемая литература
- 2. Первые эволюционистские теории культур
- 3. Эволюционистская концепция культуры э.Тайлора
- 4. Критика теории анимизма
- 5. Эволюционизм г.Спенсера
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 1
- Темы письменных работ
- Диффузионистское направление в изучении культур
- 1. Общая характеристика
- 2. Культурная мифология л.Фробениуса. Теория культурных кругов ф.Гребнера
- 3. Диффузионизм в сша и Англии
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 2
- Темы письменных работ
- Биологическое направление в изучении культур
- Рекомендуемая литература
- 2. "Групповая психология"
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 4
- Темы письменных работ
- Психоаналитический подход к изучению культур
- 1. Становление принципов психоанализа и их значение для исследования культур
- 2. Культурологическая теория з.Фрейда
- 3. Психоаналитическое исследование культур г.Рохейма
- 4. Аналитическая теория культуры к.Юнга
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 5
- Темы письменных работ
- Функционалистское направление в изучении культур
- 1. Функционализм б.Малиновского - метод изучения культур
- 2. Структурно-функциональная теория культур а.Рэдклифф-Брауна. Культура как совокупность функций
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 6
- Темы письменных работ
- Раздел 2 . Целостные культурно-антропологические концепции середины XX века .
- Теория культур л.Уайта
- 1. Эволюционизм л.Уайта
- 2. Культурология л.Уайта
- 3. Технологический детерминизм л.Уайта. Структура культуры
- Рекомендуемая литература
- 2. Антропология а.Крёбера
- Рекомендуемая литература
- 2. Культурная антропология м.Херсковица
- 3. Принцип культурного релятивизма
- Рекомендуемая литература
- 2. Некоторые теоретические положения и структура культуры
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 1
- Детство как феномен культуры
- 1. Общекультурологическое значение детства
- 2. Межкультурное исследование детства (направления и предметные области)
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 2
- Темы письменных работ
- Мышление и культура
- 1. Концепция первобытного мышления л.Леви-Брюля
- 2. Изучение особенностей мышления, познания, восприятия в современном и традиционном обществах
- 3. Способы объяснения межкультурных различий в познании и мышлении. Понятия "когнитивный стиль" и "сенсотип"
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 3
- Темы письменных работ
- Народная медицина как органическая часть традиционной культуры
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 4
- Темы письменных работ
- Экстатические (измененные) состояния сознания как сторона культуры
- 1. Исследования измененных состояний сознания в XIX - середине XX века
- 2. Измененные состояния сознания и компенсаторная функция современной культуры
- 3. Характеристика измененных состояний сознания как явления культуры
- 4. Механизм действия экстатических состояний в культуре и его биологические основания
- 5. Функции измененных состояний сознания в традиционном обществе
- 6. "Нейрохимическая" основа культуры
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 5
- Темы письменных работ
- Взаимодействие культуры, личности и природы
- 1. Общекультурологический аспект взаимодействия общества и природы
- 2. Роль природного окружения в формировании и отборе психологических черт личности
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 6
- Темы письменных работ
- Этнопсихологическое изучение культур
- 1. Психологические типы культур. Исследование "национального характера"
- 2. Этническая идентичность в современной культуре
- 3. Интеракционизм как метод анализа культур
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 7
- 2. Концепции Дж.Деверо и у. Ла Барре
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 1
- Культурологический аспект творчества э.Фромма
- 1. Жизненный путь и основные работы
- 2 Отчуждение как черта современной культуры
- 3. Психология религии э.Фромма как анализ характера культуры
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 2
- Типы письменных работ
- Гуманистическая психология а.Маслоу и образ современной культуры
- 1. Особенности изучения культуры и модель будущего а.Маслоу
- 2. Иерархия потребностей а.Маслоу
- 3. Значение гуманистического подхода к человеку
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 3
- Темы письменных работ
- Этологический подход к изучению культур
- 1. Общая характеристика
- 2. Виды и функции ритуалов
- 3. Исследование процесса общения. Потребность в уединении и общении
- 4. Психобиологическая концепция и.Эйбл-Эйбесфельдта. Перспективы развития современной культуры
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 4
- Темы письменных работ
- Культурология и проблемы будущего глобального развития
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 5
- Темы письменных работ
- Список рекомендуемой литературы
- Словарь понятий и терминов