2. Иерархия потребностей а.Маслоу
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ концепция А.Маслоу - это поиски синтеза, своеобразная холистская антропология, общефилософская концепция, в центре которой - живой, развивающиеся человек с его внутренним миром, полным переживаний, размышлений, чувств и стремлений. Маслоу полагал, что его концепция - "философия природы человека", новый взгляд на человека, "новая общая понимающая философия жизни", приложимая к любой области человеческого знания, к любой профессии, к любым социальным институтам: семье образованию, религии и т. д.
Иерархия основных потребностей человека, предложенная Маслоу была впервые опубликована в журнале "Психологическое обозрение" в 1943 г. Американский психолог выделял пять иерархизированных уровней потребностей: физиологические; безопасности и самосохранения общения и любви; самоутверждения и признания; самоактуализации.
Потребности одновременно являются и целями человека т. с они динамичны. Физиологические потребности (голод, жажда к т. д.) необходимы для функционирования организма. Потребность в самосохранении, безопасности, мире также важнейшее условие человеческого существования на уровне индивида, общности, человечества в целом.
Стремление к общению с людьми и к любви Маслоу счиуал неотъемлемым качеством человека, отсутствие подобных потребностей - патологией. "Кто сказал, - спрашивал Маслоу, - что недостаток любви менее важен, чем недостаток витаминов?" При этом психолог-гуманист подчеркивал, что любовь - это не синоним секса. Секс он относит к физиологическим потребностям, сексуальное поведение подчинено любви и привязанности как наиболее развитым формам взаимодействия людей. Проявлением потребностей этого же типа является необходимость общения человека с другими людьми, без которого он не может существовать ни органически (физиологически), ни духовно.
Все люди стремятся к самоутверждению, признанию. А.Маслоу подразделял этот уровень потребностей на два вида: желание самоутвердиться, достичь в выбранной области деятельности свободы и независимости; стремление к достижению престижа, признания в глазах окружающих.
Наконец, высшей потребностью А.Маслоу считал самоактуализацию - желание самовыражения, реализации своих потенциальных способностей и беспрерывное совершенствование их. Это потребность в творчестве и красоте. "Это не только конечное состояние, нр и процесс актуализации своих возможностей". Это потребность в труд для самоактуализирующихся людей исчезает разделение "труд - радость". Самоактуализация - это "труд ради того, чтобы сделать хорошо то что человек хочет сделать... Человек всегда хочет быть... настолько хорошим, насколько он может быть"(4).
Одним из моментов самоактуализации являются высшие переживания - способность увидеть мир с детской непосредственностью. Это радость творчества, объединяющая ученого, художника, изобретателя - "мгновения экстаза, которые нельзя купить...".
Проблемы, сформулированные А.Маслоу и его последователями в конце 60-х годов, а именно: реализация потенциальных возможностей, актуализация скрытых резервов человеческого организма, изучение поведения человека в экстремальных условиях - стали предметом оазносторонних исследований психологической антропологии, нейро-биологии, биохимии, космической психологии и других наук в последующие годы.
Сюда относятся и проблемы внушения, исследования возможностей народной медицины, способностей человека контролировать процессы, пооисходящие в его организме, т.е. такие, которые стали предметом не только науки, но массового интереса в конце 80 - начале 90-х годов за рубежом и в нашей стране. Не случайно в наш век сверхстрессов и перенапряжений, нервных срывов значительную и стабилизирующую роль играет психотерапия. Различные формы групповой психотерапии, разработанные в гуманистической психологии, в основном выполняют две функции - развивают способности человека, не нашедшие применения в рамках трудового процесса, и снимают стресс, вызванный темпом развития индустриального общества.
Влияние теории мотиваций А.Маслоу на различные сферы человеческой деятельности иногда называют незаметной революцией. И этому есть веские основания, так как изменения затронули фундаментальные аспекты воспроизводства человека в обществе, в частности, образование организацию трудовой деятельности, различные формы групповой терапии, способствующие снятию стресса, а также служащие личностному росту, новый подход к медицине.
Тем самым охватываются различные аспекты функционирования человека в единстве его души и телА.А.Маслоу придавал фундаментальное значение совершенствованию личности, изменениям в области образования. Гуманистический подход подчеркивал важность эмоционально-аффективной стороны в образовании, в формировании интереса к знаниям, в развитии творческих способностей, необходимость неавторитарного подхода к способам преподавания.
Истинное обучение, полагает Маслоу, должно научить видеть, слышать и создавать красоту духа и природы. "Одна из целей образования - научить тому, что жизнь красива". В гуманистической психологии были разработаны различные формы и техника актуализации способностей. Немаловажное значение имело приобщение к высшим переживаниям, использование измененных состояний сознания.
Естественным продолжением и логичным дополнением представляется применение принципов теории А.Маслоу к управлению и организации производства. Это получило отражение как в фундаментальных исследованиях по теории управления, так и в практической деятельности ряда ведуущих фирм США, таких, как "Кодак", "Леви Страусс" и других, стремлящихся максимально использовать потенциальные способности работнииков. По мнению ряда ученых, в том числе автора послесловия к кницге "Мотивация и личность" Р.Коха, теория Маслоу во многом стала фундаментом для концепции экономического развития Японии в 70-80-е годы.
- Содержание :
- Раздел 1 . Основные понятия . Предмет культурологии .
- Введение
- 1. Представление об объекте изучения культурологии и о науках о культуре.
- 2. Подходы к определению понятия "культура"
- 3. Традиционная и современная культуры
- 4. Культурный (социальный) и биологический способы жизнедеятельности
- Рекомендуемая литература
- 2. Первые эволюционистские теории культур
- 3. Эволюционистская концепция культуры э.Тайлора
- 4. Критика теории анимизма
- 5. Эволюционизм г.Спенсера
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 1
- Темы письменных работ
- Диффузионистское направление в изучении культур
- 1. Общая характеристика
- 2. Культурная мифология л.Фробениуса. Теория культурных кругов ф.Гребнера
- 3. Диффузионизм в сша и Англии
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 2
- Темы письменных работ
- Биологическое направление в изучении культур
- Рекомендуемая литература
- 2. "Групповая психология"
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 4
- Темы письменных работ
- Психоаналитический подход к изучению культур
- 1. Становление принципов психоанализа и их значение для исследования культур
- 2. Культурологическая теория з.Фрейда
- 3. Психоаналитическое исследование культур г.Рохейма
- 4. Аналитическая теория культуры к.Юнга
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 5
- Темы письменных работ
- Функционалистское направление в изучении культур
- 1. Функционализм б.Малиновского - метод изучения культур
- 2. Структурно-функциональная теория культур а.Рэдклифф-Брауна. Культура как совокупность функций
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 6
- Темы письменных работ
- Раздел 2 . Целостные культурно-антропологические концепции середины XX века .
- Теория культур л.Уайта
- 1. Эволюционизм л.Уайта
- 2. Культурология л.Уайта
- 3. Технологический детерминизм л.Уайта. Структура культуры
- Рекомендуемая литература
- 2. Антропология а.Крёбера
- Рекомендуемая литература
- 2. Культурная антропология м.Херсковица
- 3. Принцип культурного релятивизма
- Рекомендуемая литература
- 2. Некоторые теоретические положения и структура культуры
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 1
- Детство как феномен культуры
- 1. Общекультурологическое значение детства
- 2. Межкультурное исследование детства (направления и предметные области)
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 2
- Темы письменных работ
- Мышление и культура
- 1. Концепция первобытного мышления л.Леви-Брюля
- 2. Изучение особенностей мышления, познания, восприятия в современном и традиционном обществах
- 3. Способы объяснения межкультурных различий в познании и мышлении. Понятия "когнитивный стиль" и "сенсотип"
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 3
- Темы письменных работ
- Народная медицина как органическая часть традиционной культуры
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 4
- Темы письменных работ
- Экстатические (измененные) состояния сознания как сторона культуры
- 1. Исследования измененных состояний сознания в XIX - середине XX века
- 2. Измененные состояния сознания и компенсаторная функция современной культуры
- 3. Характеристика измененных состояний сознания как явления культуры
- 4. Механизм действия экстатических состояний в культуре и его биологические основания
- 5. Функции измененных состояний сознания в традиционном обществе
- 6. "Нейрохимическая" основа культуры
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 5
- Темы письменных работ
- Взаимодействие культуры, личности и природы
- 1. Общекультурологический аспект взаимодействия общества и природы
- 2. Роль природного окружения в формировании и отборе психологических черт личности
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 6
- Темы письменных работ
- Этнопсихологическое изучение культур
- 1. Психологические типы культур. Исследование "национального характера"
- 2. Этническая идентичность в современной культуре
- 3. Интеракционизм как метод анализа культур
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 7
- 2. Концепции Дж.Деверо и у. Ла Барре
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 1
- Культурологический аспект творчества э.Фромма
- 1. Жизненный путь и основные работы
- 2 Отчуждение как черта современной культуры
- 3. Психология религии э.Фромма как анализ характера культуры
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 2
- Типы письменных работ
- Гуманистическая психология а.Маслоу и образ современной культуры
- 1. Особенности изучения культуры и модель будущего а.Маслоу
- 2. Иерархия потребностей а.Маслоу
- 3. Значение гуманистического подхода к человеку
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 3
- Темы письменных работ
- Этологический подход к изучению культур
- 1. Общая характеристика
- 2. Виды и функции ритуалов
- 3. Исследование процесса общения. Потребность в уединении и общении
- 4. Психобиологическая концепция и.Эйбл-Эйбесфельдта. Перспективы развития современной культуры
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 4
- Темы письменных работ
- Культурология и проблемы будущего глобального развития
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к главе 5
- Темы письменных работ
- Список рекомендуемой литературы
- Словарь понятий и терминов