logo
metodichka_5

Индо-буддийская культурная картина мира.

Религиозно-этическая доминанта. Праведная жизнь, поддерживающая божественный космический порядок находится в центре внимания индо-буддийского типа ментальности. Как и все бесчисленные частицы космоса, человек поддерживает порядок выполнением предписанных ему обязанностей. Процессы природы неразрывны с поведением человека. Нормы поведения равнозначны религиозным предписаниям. Правые нормы не развиты. Поведение подчиняется религиозно-этическим предписаниям. Индо-буддийская культура – царство этики и религии.

Основные понятия в картине мира – дхарма, карма, сансара, мокша.

Дхарма, букв. «то, что держит», это обязанности живых существ, определенные их положением в единой космической семье. Для человека обязанности определяются кастой, профессией, полом, возрастом. Но религиозно-этические законы относимы и к животным. Все животные имеют душу и обязаны выполнять свой долг. В индийском эпосе есть рассказ о мудром зайце, который встретил голодного брахмана и, зная, что тот не сможет его убить, бросился в костер, предварительно отряхнувшись от насекомых.

Кармасумма праведных и неправедных дел живого существа, определяющая его судьбу в последующих перерождениях. Карма определяет физический облик, пол, нравственный облик и проч. в последующих воплощениях. Последствия совершенного зла нельзя исправить покаянием и молитвой. Только накапливая благонравие и добрые поступки можно пройти перевоплощения от лягушки к человеку, от низшей касты к высшей, от высшей касты к Абсолюту. Конечный смысл и цель всех перевоплощений – соединение с Абсолютом. Следствия кармического мировоззрения – безропотность и терпеливость по отношению к социальному неравенству и угнетению, заботливое доброжелательное отношение ко всему живому.

Сансара – повторяющиеся циклы рождения и смерти в материальном мире.

Мокша – преодоление закона кармы, освобождение от оков материального существования, от желаний, выход из круговорота рождений и смертей, слияние с Абсолютом. «Смерть навсегда» в материальном мире и вечное блаженство.

«Бегство от мира» как высшая жизненная цель. Высшей жизненной целью провозглашается освобождение от привязанности к чему бы то ни было. Блаженство и высшее удовлетворение видится в погружении в себя и состоянии полной отрешенности. Поэтому разрабатываются утонченные методы психологического самонаблюдения, медитации, освобождения «от себя». В то же время в собственных глазах эта культура предстает как устремленная в мир. Мир для индийского миропонимания – это прежде всего Мировая душа = Брахман = Абсолют = Космос. Погружаясь в себя, человек соединяется с таинственной космической духовностью. Кроме того предполагается, что высшая цель достижима лишь для единиц из миллионов людей, а большинство не способно отрешиться от желаний и страстей.

Склонность к теоретизированию, интровертность - способность погружаться в себя. Индо-буддийский тип ментальности обращен на внутренний мир человека, на индивидуальный поиск и в то же время на познание единства микро- и макромира, природы и человека.

Индо-буддийская культура – это царство религии:

Условно выделяют две основные религии: индуизм и буддизм. Условность объясняется, во-первых, тем, что на родине индо-буддийской культуры – Индии нет понятий «религия» или «индуизм». Религией европейские ученые обозначают то, что в представлениях индийцев есть дхарма, т.е. порядок как космическое и нравственное явление, включающий в себя следование предписаниям: обрядовым, культовым, моральным. Во-вторых, условность определяется размытостью многочисленных школ и сект внутри буддизма и индуизма, так что некоторые секты индуизма различаются заметнее, чем буддизм и индуизм. Буддизм и индуизм сходны в многообразии сект, синкретизме, слиянии с повседневным образом жизни людей. В Индии культурологи включают буддизм в брахманистско-индуистскую традицию.