Христианская культурная картина мира.
Христианство - мировая религия. Оно возникло в I веке н.э., выделившись среди мистико - мессианских движений на территории Восточной части Римской империи в Палестине, и быстро обособилось от иудаизма, превратившись в самостоятельную религию со своим специфическим вероучением, своей богослужебной практикой и церковной организацией. Новая эра и начинает свой отсчет со времени рождения Иисуса Христа. Христианство, так же как и буддизм, а затем и ислам, создало идеал универсального человеческого поведения и существования, создало целостное мировоззрение и мироощущение. В основе христианства - учение о богочеловеке Иисусе Христе, сыне Божием, который пришел к людям с добрыми деяниями, заповедал им законы праведной жизни и принял во искупление грехов людей великие страдания и мученическую смерть на кресте. Христиане верят, что мир создан единым предвечным Богом, и создан без зла. Воскресение Христа знаменует для христиан победу над смертью и вновь обретенную возможность вечной жизни с Богом. Христианство рассматривает историю как однонаправленный, неповторимый, «разовый» процесс, направляемый Богом: от начала (сотворения) к концу (приходу Мессии, Страшному суду). Основная идея христианства - идея греха и спасения человека. Люди грешны перед богом, и именно это уравнивает их: греков и иудеев, римлян и варваров, рабов и свободных, богатых и бедных - все грешники, все «рабы божьи».
Христианская религия утверждала, что страдания в земной жизни принесут человеку спасение и райское блаженство в загробном мире, а в сопротивлении злу видела путь к нравственному совершенствованию. Она обещала, что праведные будут вознаграждены, а низшим сословиям принадлежит будущее. Христианство получило характер универсальной, общечеловеческой религии. Основы христианства изложены в Библии, которая представляет собой сборники религиозных текстов - жизнеописаний Иисуса Христа, проповедей апостолов и посланий вселенских соборов.
Христианство, так же как и другие мировые религии, неоднородно. Наиболее крупными течениями внутри христианства являются православие, католицизм и протестантизм. Между ними существуют разногласия по ряду догматов. Так, Библия рассматривается протестантами как абсолютный авторитет, единственный источник истинного знания; в католицизме и православии глашатаем истины является не только Библия, но и церковь. Если католики признают только Библию на латинском языке, то благодаря протестантизму Библия была переведена на все европейские языки, а также на другие языки мира. И католицизм, и православие полагают, что спасение души возможно лишь внутри церкви. С точки зрения протестантизма, человек может спастись лишь собственной верой; принадлежность к церкви, поэтому не обязательна. Эта идея стала реакцией на злоупотребления индульгенциями, которые и стали одним из толчков к возникновению протестантизма: церковь продавила прощение грехов за деньги, чем подорвала доверие
Христианство положило начало совершенно новой культуре - культуре, признававшей в человеке личность и его свободу, смотревшей на человека как на земное воплощение Бога и на Бога как на высшую любовь к людям, как на небесное воплощение человека, Иисуса Христа. Антропоцентрические представления о мире. Разделив человека на два начала - тело и душу, христианство безоговорочно отдало приоритет духовному началу. В христианстве подлинная красота человека выражается в торжестве его духа над телом. На смену одаренному силой атлету, как символу античной культуры, приходит образ одухотворенного человека.
Картина мира, целиком определившая менталитет верующих селян и горожан, основывалась главным образом на образах и толкованиях Библии. В Средние века исходным пунктом объяснения мира было полное, безусловное противопоставление Бога и природы, Неба и Земли, души и тела. Мир виделся как своеобразная арена противоборства сил небесных и адских, добра и зла. При этом сознание людей было глубоко магическим, все были абсолютно уверены в возможности чудес и воспринимали все, о чем сообщала Библия, буквально.
В самом общем плане мир виделся как симметричная схема, напоминающая две сложенные основаниями пирамиды. Вершина одной из них, верхней - Бог. Ниже идут ярусы или уровни священных персонажей: сначала Апостолы, наиболее приближенные к Богу, затем фигуры, которые постепенно удаляются от Бога и приближаются к земному уровню - архангелы, ангелы и тому подобные небесные существа. На каком-то уровне в эту иерархию включаются люди: сначала папа и кардиналы, затем клирики более низких уровней, ниже их простые миряне. Затем еще дальше от Бога и ближе к земле размещаются животные, потом растения и потом - сама земля, уже полностью неодушевленная. А дальше идет как бы зеркальное отражение верхней, земной и небесной иерархии, но опять в ином измерении и со знаком «минус», в мире как бы подземном, по нарастанию зла и близости к Сатане. Он размещается на вершине этой второй пирамиды, выступая как симметричное Богу, как бы повторяющее его с противоположным знаком (отражающее подобно зеркалу) существо. Если Бог - олицетворение Добра и Любви, то Сатана - его противоположность, воплощение Зла и Ненависти.
Священный текст в христианстве – Библия, в которой изложены основные концепции данной веры, как правило, в форме притч.
К ключевым догмам христианства принято относить всего два – догматы триединства и Боговоплощения.
Первый понимается как существование Бога единого в трех ипостасях (воплощениях): Отца – безначального первоначала, Сына – Логоса, другими словами абсолютного смысла, воплотившегося в Иисусе Христе, и Духа Святого – животворящего, являющегося в зримом образе голубя. В православии Святой Дух исходит от Отца, Сын рождается от Отца. Иисус Христос сын Бога Отца.
Второй по важности догмой выступает догмат Боговоплощения. Он касается персоны Иисуса Христа, который в равной степени является и Богом, и человеком.
Стержень христианства – вера в спасение души после смерти через преодоление страданий, ведущих человека к преображению, приближающих его к Богу.
Особенности культовых действий связаны в христианстве с понятием «таинства»: крещения, причащения, миропомазания, покаяния или исповеди, священства, брака, соборования. Крещение – это обряд принятия веры, приобщения к церкви; причащение – обряд вкушения хлеба и вина, символизирующих собой плоть и кровь Христа; обряд направлен на установление непосредственной связи Христа с верующими.
Миропомазание – помазание миром, т.е. стать вновь окрещенным; покаяние – добровольное признание в содеянном грехе; священство – возведение в духовный сан и получение власти совершать «таинства»; брак – соучастие в мистическом браке Христа и церкви; соборование – обряд, сопровождающийся помазанием тела больного или умирающего. Таинство – это религиозный обряд, сообщающий верующим особую благодать.
- Методические рекомендации для студентов
- Структура рекомендаций
- Цели занятия.
- Конкретные цели и задачи.
- Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.
- Задания для срс во внеучебное время.
- Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты). Контрольная работа по теме «Культурная картина мира».
- 5.4. Темы рефератов:
- Этапы проведения практического занятия.
- 2 Вопрос. Основные компоненты культурной картины мира.
- Индо-буддийская культурная картина мира.
- Индуизм
- Буддизм
- Этика в индо-буддийской культуре
- Особенности этики индуизма
- Особенности этики буддизма
- 2. Конфуцианско-даосистская картина мира
- Христианская культурная картина мира.
- Мусульманская культурная картина мира.
- Учебно-материальное обеспечение: