logo
R_S_RIR_S_S_R_R_R_RyoR_R_S_S

1)Древний Рим. Мировоззрение. Общая характеристика культуры и искусства.

Мировоззрение — антропоцентрическое, в его основе — уважение человека, личности. Отношения с богами, как уже отмечалось, носят договорной и строго ритуальный характер. Мышление — сугубо конкретное. Его отличают прагматизм, конструктивизм и заметный формализм. Главными, глубинными нравственными ценностями являются личное достоинство и верность долгу, городу, соратникам, надежность данного слова. Затем почитание богов, предков, древних обычаев и законов государства.

Римская культура является составной частью античной. Во многом опираясь на греческую культуру, римская культура смогла развить некоторые ее достижения, внести нечто новое, присущее только римскому государству. Во времена своего наивысшего расцвета Древний Рим объединял все Средиземноморье, включая Грецию, его влияние, его культура распространялись на значительную часть Европы, Северную Африку, Ближний Восток и др. Сердцем этого огромного государства была Италия, расположенная в самом центре Средиземноморского мира.

Имея подобные составляющие государственного единства, Рим мог спокойно открыться культурному влиянию покоренных им народов. В первую очередь это относится к Греции, влияние которой на Рим началось задолго до установления империи. Греческий язык был языком культурной элиты, греческая эпическая поэзия и греческий театр, греческие архитектурные ордера и скульптура были примерами для подражания.

Влияние на римскую культуру стран Востока было представлено главным образом распространившимися уже в Ранней империи восточными культами: египетскими Сераписом и Исидой, фригийской Великой Матерью и др. Все заимствования, однако, накладывались на субстрат собственно римской культуры.

Вместе с тем римская культура периода империи имела свой собственный стержень, а именно — идею направленного исторического процесса и идею государства как олицетворения разумного начала, правящего миром.

Искусство и культура Возрождения в своей борьбе за идеалы гуманизма и реализма, как и в своей критике средневековья, особенно широко черпали из сокровищницы греческого наследия. Даже самое название эпохи Возрождения возникло как обозначение возрождения античной, то есть греческой и римской культуры.

Передовые художники и мыслители XVII-XVIII вв. в Западной Европе и в России в своей борьбе за утверждение идеалов гражданственного служения обществу, в своей критике феодальной системы также постоянно обращались к античным образам и преданиям. В них они находили примеры и образцы для возвеличения своей борьбы, своих общественных идеалов.

Но по сравнению с общественным укладом восточных деспотий она имела огромное прогрес-сивное значение. Свободные члены общины были гражданами, а не бесправными подданными владыки, как на Востоке. Они активно участвовали в управлении государством. Более того, сво-бодный отличался от раба именно в той мере, в какой был полноправным членом своей общины, своего города-государства. Искусство Древней Греции было проникнуто духом служения идеалам коллектива политически активных свободных граждан.