logo
R_S_RIR_S_S_R_R_R_RyoR_R_S_S

1) Русская иконопись. Рублев, Грек.

Русская иконопись — развивавшееся в недрах православной церкви изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века крещением Руси. Иконопись оставалась ядром древнерусской культуры вплоть до конца XVII века, когда в петровскую эпоху была потеснена светскими видами изобразительного искусства.

Икона это живописное, реже рельефное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых. Ее нельзя считать картиной, в ней воспроизводится не то, что художник имеет перед глазами, а некий прототип, которому он должен следовать.

Больше всего дошло до нас древних символических изображений Иисуса Христа, как доброго пастыря. Рисунки делались на стенах подземных пещер-усыпальниц, на гробницах, сосудах, лампах, кольцах и других предметах; они встречаются во всех странах христианского мира.

Андрей Рублев

Самое раннее известие об А.Рублёве было записано в Троицкой летописи, составленной в Москве и доведённой до 1408 года. Об Андрее Рублеве известно очень мало. Даже дата его рождения устанавливается весьма приблизительно. Известна только точная дата его смерти - 29 января 1430 года. Родился он, вероятнее всего, в Московском княжестве. По его фамилии можно предположить, что он происходил из ремесленников: рубель – это инструмент для накатки кож. К делу тогда начинали приучать очень рано. Подростком или юношей, то есть в 1370-х или 1380-х годах, он стал обучаться иконописному ремеслу.

Лишь к 1405 году относится первое упоминание о нем в летописи. Собственно, даже не о нем самом, а о событии - весной этого года был расписан только что построенный Благовещенский собор в Московском Кремле, и расписывали его Феофан Грек, Прохор-старец с Городца и чернец Андрей Рублев. Из этого следует, что он уже успел стать чернецом, то есть монахом.

Второе летописное упоминание об Андрее Рублеве относится к 1408 году, когда он вместе с иконником Данилой (Даниилом Черным) начал росписи в Успенском соборе во Владимире.

Феофан Грек

Феофан Грек - один из немногих византийских мастеров-иконописцев, чье имя осталось в истории благодаря тому, что, находясь в расцвете творческих сил, он покинул родину и до самой смерти работал на Руси, где умели ценить индивидуальность живописца. Этому гениальному византийцу суждено было сыграть решающую роль в пробуждении русского художественного гения. Зрелым, сложившимся мастером Феофан Грек приехал на Русь. Его творческая миссия началась в 1370-х годах в Новгороде, где он расписал церковь Спаса Преображения.

Князь Дмитрий Иванович Донской пригласил Феофана в Москву. Здесь талантливый грек руководил росписями Благовещенского собора в Кремле (1405 г.). Его кистью написан ряд замечательных икон, среди которых (предположительно) знаменитая Богоматерь Донская, ставшая национальной святыней России. Перед нею молился Иван Грозный, отправляясь в поход на Казань.