7. Голландская жанровая живопись 17 века. Творчество Вермера.
Отличительной чертой развития голландского искусства было значительное преобладание среди всех его видов живописи. Картины украшали дома не только представителей правящей верхушки общества, но и небогатых бюргеров, ремесленников, крестьян; они продавались на аукционах и ярмарках; подчас художники использовали их как средство уплаты по счетам. Профессия художника не являлась редкостной, живописцев было очень много, и они жестоко конкурировали между собой. Мало кто из них мог прокормить себя живописью, многие брались за самые разные работы: Стен был трактирщиком, Хоббема — акцизным чиновником, Якоб ван Рейсдал — врачом. Бурное развитие голландской живописи в 17 веке объяснялось не только спросом на картины тех, кто хотел украсить ими свое жилище, но и взглядом на них как на товар, как на средство наживы, источник спекуляции. Избавившись от непосредственного заказчика — католической церкви или влиятельного мецената-феодала,— художник всецело оказывался в зависимости от запросов рынка. Вкусы буржуазного общества предопределяли пути развития голландского искусства, и художники, выступавшие наперекор им, отстаивавшие свою самостоятельность в вопросах творчества, оказывались изолированными, безвременно погибали в нужде и одиночестве. Причем это были, как правило, самые талантливые мастера. Достаточно назвать имена Хальса и Рембрандта. Главным объектом изображения для голландских художников была окружающая действительность, никогда ранее не находившая столь полного отображения в произведениях живописцев других национальных школ. Обращение к самым различным сторонам жизни приводило к укреплению реалистических тенденций в живописи, ведущее место в которой заняли бытовой жанр и портрет, пейзаж и натюрморт. Чем правдивее, глубже отражали художники открывающийся перед ними реальный мир, тем более значительными были их произведения. В каждом жанре существовали свои ответвления. Так, например, среди пейзажистов были маринисты (изображавшие море), живописцы, предпочитавшие виды равнинных мест или лесные чащи, были мастера, специализировавшиеся на зимних пейзажах и на пейзажах с лунным светом: среди жанристов выделялись художники, изображавшие крестьян, бюргеров, сцены пирушек и домашнего быта, сцены охоты и рынков; были мастера церковных интерьеров и различных видов натюрмортов — «завтраков», «десертов», «лавок» и т. п. Сказались черты ограниченности голландской живописи, сужавшей для ее создателей число решаемых задач. Но вместе с тем сосредоточение каждого из художников на определенном жанре способствовало отточенности мастерства живописца. Только самые крупные из голландских художников работали в различных жанрах. Становление реалистической голландской живописи проходило в борьбе с итальянизирующим направлением и маньеризмом. Представители этих направлений каждый по-своему, но чисто внешне заимствовали приемы итальянских художников, глубоко чуждые традициям национальной голландской живописи. На раннем этапе становления голландской живописи, охватывающем 1609—1640 годы, реалистические тенденции ярче проявлялись в портрете и бытовом жанре&
Параллельно с пейзажем развивается и жанровая живопись. В бытовых картинах первой половины 17 века особенно распространены изображения веселящейся компании, где действующими лицами являются представители военной среды, проводящие время за курением, игрой в триктрак или ухаживанием за женщинами. Внимание художников обращено преимущественно на внешнюю сторону, позы, костюмы. В середине века, когда отзвуки вооруженной героической борьбы замирают и роль военного люда становится менее заметной, бравурные ноты исчезают, типаж и сюжеты меняются. Герард Доу. Работавший в середине века и пользовавшийся тогда большой популярностью Герард Доу (1613—1675) пишет скромные сцены из быта мелкой буржуазии. Он особенно любит изображать пожилых женщин, сидящих за прялкой, читающих или занятых чисткой овощей и селедок. Явная тенденция к натурализму побуждает Доу с исключительной тщательностью и иллюзорностью выписывать в своих небольших картинках поверхности предметов — узоры тканей, морщины старческих лиц, чешую рыбы и т. д. Верный всегда своей прилизанной фактуре, он стремится угодить также вкусам богатого бюргерства, и тогда его излюбленной темой становится музицирующий у окна кавалер. Во второй половине того же столетия искание нарядности составляет в бытовой живописи широко распространенное и все усиливающееся явление. Типы и сцены выбираются главным образом из жизин богатых слоев бюргерства. Сюжеты сами по себе играют, как правило, очень незначительную роль и постоянно повторяются. Особенно часты сцены получения письма, приход гостя или врача, домашний концерт, утренний туалет дамы и ее распоряжения по хозяйству. Они служат, собственно, не столько темой изображения, сколько предлогом для передачи атласа и шелка костюмов, изящных поз и всевозможных предметов обстановки. Все это пишется с исключительной верностью, в тщательной фактуре и обобщается мастерским использованием света в единое живописное целое. Проблема пространства разрабатывается с особой любовью и приводит к развитию интерьеров, играющих затем в картинах быта не меньшую роль, чем фигуры. Перспективы комнат и сменяющих их двориков дают случай голландским жанристам показать во всем блеске их умение передавать то равномерный серебристый свет, то игру солнечных пятен в глубине полутемных помещений. Герард Терборх, Питер де Хоох и Габриель Метсю. Типичными представителями этого вида голландской живописи были Герард Терборх (1617—1681) и Питер де Хоох (1629—после 1683). Первый отличается предельным мастерством в изображении шелков и атласов, прозрачности стеклянных бокалов, поверхности любой вещи. Фигуры очень часто характеризуются у Терборха известным аристократизмом облика, что объясняется выбором им моделей из среды дворянства, которое в Дордрехте, где работал мастер, играло сравнительно заметную роль. Утонченность искусства Терборха во многом обусловлена и его колоритом, в котором преобладают изысканные серебристые тона. В числе лучших картин художника можно привести «Бокал лимонада» (Эрмитаж) и «Концерт» (Берлин, Далем). Творчество Питера де Хооха более демократично по характеру. Иллюзорность передачи вещей отступает у этого мастера на второй план, и интерес сосредоточивается на разработке пространственных отношений, в частности на изображении интерьеров, а также двориков и открывающихся за ними улиц («Хозяйка со служанкой», Эрмитаж, ок. 1660 г.). Из других художников той же группы как отличный живописец может быть отмечен Габриель Метсю (1629—1667). Общим характером своих жанровых изображений он близок к Терборху, но более ярок по краскам, чем последний. Ян Стен. В качестве одного из крупнейших представителей буржуазного жанра второй половины 17 века следует привести также Яна Стена (1626—1679). Принадлежа в основном тому же этапу развития голландской бытовой живописи, что и Питер де Хоох и Терборх, он занимает несколько особое положение среди голландских жанристов. Для Стена, в отличие от большинства его современников, сюжетная сторона небезразлична. Он отводит в своих картинах повествовательному началу значительную роль и любит изображать те или иные занимательные сцены из повседневной жизни мелкой буржуазии. В них мастер обнаруживает острую наблюдательность, метко характеризует типы и рассказывает выбранные им эпизоды с тонким жизнерадостным юмором. Показательна для него картина «Больная и врач» (ок. 1660 г., Эрмитаж). В позднем периоде деятельности Стена указанные черты утрачивают свою остроту, и, следуя общему течению, он вступает на путь искусства, более нарядного и посвященного проблемам чисто зрительного восприятия реального мира. Ян Вермеер Делъфтский. Основной процесс развития голландской жанровой живописи завершается в своем подъеме творчеством одного из крупнейших живописцев Голландии — Яна Вермеера, прозванного по месту его деятельности Дельфтским (1632—1675). Искусство Вермеера Дельфтского принадлежит поздней поре развития Голландии. Поколение героических, но грубоватых борцов за независимость и трезвых дельцов — организаторов капиталистического хозяйства — принадлежало уже прошлому. На историческую арену выступили их внуки, которые могли спокойно пользоваться приобретенными благами. В этих условиях складывается живое, радостное искусство последнего этапа расцвета голландской республики. К этому именно периоду относится зрелое, проникновенное и вместе с тем ясное и простое, несмотря на всю изощренность техники, искусство Вермеера Дельфтского. Подлинных произведений Вермеера мало, только немногие музеи обладают небольшими и всегда драгоценными картинами Дельфтского мастера. Тематика Вермеера более или менее традиционна; молодые женщины за чтением письма, вышиванием, в обществе кавалера, живописец перед мольбертом, просто мечтающая у окна девушка («Девушка с письмом», Дрезден) — словом, все то, что уже не раз изображалось голландскими живописцами. В отношении тематики, в узком смысле слова, у Вермеера нет ничего оригинального. Лишь в редких случаях он обращается к занимательным сюжетам и вносит в композицию элемент действия («У сводни», 1656, Дрезден). Тем не менее все его образы имеют вполне индивидуальный характер. Какая-то легкая и светлая поэтичность есть во всех изображаемых им персонажах, и наряду с этой поэтичностью и мягкостью особое чувство суровой простоты, что-то подлинно классическое лежит печатью на всех его произведениях. Вермеер несомненно один из крупнейших колористов в истории западноевропейского искусства. Не только его тонкий вкус в выборе цветов, но и умение находить их отношения друг к другу делают Вермеера одним из самых изысканных мастеров цвета. С предельным чувством меры и такта соединяет он лимонно-желтые, голубые, фиолетовые самых разнообразных оттенков, алые и бледно-зеленые краски в одну звучную тональную гамму. Именно в творчестве Вермеера Дельфтского традиционная для голландского искусства проблема света получила свое наиболее совершенное решение. Переливающийся перламутровый свет является одной из характернейших особенностей картин дельфтского мастера. Несомненно также, что Вермеер Дельфтский был одним из наиболее совершенных техников своего времени. Его немногочисленные картины написаны в богатой и разнообразной фактуре. Его способ наложения краски, предопределив позднейшую технику импрессионистов, дал возможность самому Вермееру изображать окутывающий предметы свет во всей его живописной конкретности. Свет в картинах Вермеера не просто прозрачная среда, а воздух, богатый тончайшими переходами серебристых тонов и насыщенный рефлексами. В истории голландского искусства имя Вермеера Дельфтского должно быть поставлено рядом с именем двух его старших современников: с Хальсом и Рембрандтом. Как Хальс и Рембрандт, Вермеер Дельфтский был оценен в полной мере только в 19 веке. Адриан ван Остаде. В то время как большинство голландских жанристов отдает свои силы изображению буржуазного быта, некоторые художники специализируются на разработке сцен из жизни крестьянства. Наиболее крупным по своим живописным достоинствам в этой группе является Адриан ван Остаде (1610—1685). Как и другие ее представители, он обычно подходит к своим темам всецело в духе идеологии господствующего класса и либо идеализирует действительность, либо видит в крестьянах лишь забавные существа, нравы которых дают повод для смеха и шуток. О нависшем над крестьянской массой гнете, ее тяжелой повседневной борьбе за существование и об эксплуатации крестьянского труда нет и речи. Остаде сначала пишет в манере Браувера, но со значительно меньшей остротой сцены драк за картами или под пьяную руку. Его искусство приобретает в более поздний период черты лиризма, и прежние сюжеты сменяются изображениями мирного отдыха на пороге хижины или во дворике деревенского трактира, а также интерьерами со сценами тихого семейного уюта («Деревенский концерт», 1655, Эрмитаж). Кроме подобных мелкофигурных картин Остаде часто писал в более крупном плане строго реалистические полуфигуры представителей различных ремесел. Филипс Воуверман. Для полноты обзора основных явлений голландской бытовой живописи надлежит, наконец, отметить распространенность многофигурных композиций под открытым небом (сцены лагерной жизни и охоты, путешественники на отдыхе вблизи харчевен). Своими живописными достоинствами в разработке подобных тем славится Филипс Воуверман (1619—1668).
- 1. Понятие стиля в искусстве. Барокко и классицизм в искусстве 17 века.
- 2. Стиль барокко в архитектуре. Архитектура итальянского барокко. Истоки архитектуры барокко
- Маньеризм и барокко
- Архитектура барокко в Италии
- Барокко в Священной Римской империи
- 3. Скульптура итальянского барокоо. Синтез искусство в барокко.
- 4. Итальянская живопись конца 16 - начала 17в века. Академизм и караваджизм в живописи.
- Итальянская живопись XVII столетия
- Архитектурная живопись
- 5. Искусство Фландрии 17 века. Творчество Рубенса.
- Мантуанский период
- Римский период
- Возвращение в Антверпен
- Закат жизни
- Творческая манера
- 6. Портрет в голландской живописи 17 века. Творчество Хальса.
- 7. Голландская жанровая живопись 17 века. Творчество Вермера.
- 8. Пейзаж и натюрморт в голландской живописи 17 века.
- 9. Творчество Рембрандта ван Рейна - вершина европейского искусства 17 века.
- 10. Особенности испанского искусства конца 16-начала 17 века.
- 11. Творчество Веласкеса.
- 12. Классицизм во французской архитектуре 17 века, его особенности.
- 13. Французская живопись 17 века. Классицизм в живописи. Творчество Пуссена.
- 14. Стиль рококо в европейской искусстве первой половины 18 века.
- Архитектура
- Живопись
- Декоративно-прикладное искусство
- 15. Живопись Франции первой половины - середина 18 века. Творчество Ватто и Шардена.
- Кризис стиля модерн
- 17. Особенности итальянского искусства 18 века.
- 18. Искусство Англии 18 века.