Барокко в Священной Римской империи
В XVII веке Священная Римская империя как государство имела недолгий период подъёма. Он связан как с положительными, так и отрицательными факторами. Положительными были победы над Турцией и высвобождение европейских территорий от чуждой, неевропейской культуры. Поскольку Турция (и её культура) тогда не воспринималась частью Европы. Негативным было присоединено промтерриторий в Австрию и формирования Австрийской империи. Она и до этого была конгломератом разных по культуре и истории областей. Теперь областей стало больше. Этот процесс продлится до конца XVIII века. Началось с присоединения насилием Венгрии в 1686. Закончилось присоединением северной Италии, что спровоцировало Национально-освободительную войну сначала в Венгрии в начале XVIII века, в XIX веке — в Италии.
Победу одержали светская и церковная власти Австрии. Именно эти могущественные и богатые круги стали заказчиками и главными потребителями достижений эпохи барокко. Из стратегических соображений в 1683 австрийцы сожгли все пригороды Вены, чтобы ничего не досталось воинам-туркам. Примерно с 1690 года начался строительный бум — на сожжённых территориях возникают роскошные загородные усадьбы, барочные монастыри, барочные церкви в разных городах.
Строительство в стиле барокко началось задолго до 1690-х годов. Один из первых образцов-барочный собор в городе Зальцбургвозник в 1611—1628 годах. Уже тогда широко использовались проекты и труд архитекторов Италии, потому барокко Австрии развилось под мощным влиянием барокко Италии. Так, собор в Зальцбурге строил итальянец Сантино Солари. А в захваченной и покорённой Австрией Праге по заказу австрийцев-победителей работала целая армия архитекторов, декораторов и художников Италии (от архитектора Каратти до садовника Себрегонди).
Ученический период закончился примерно через 70 лет. Уже самое барочное сооружение Вены — дворец Шёнбрунн — строится австрийцами Иоганном Бернхард Фишером фон Эрлахом и его сыном Йозефом Эммануэлем. При этом Шёнбрунн не похож ни на один из дворцов Италии. В самой Вене строят барочные — дворец принца Евгения, Богемскую канцелярию, Придворную библиотеку, церковь Св. Карла Борромео (Карлскирхе), дворцы аристократов. Австрийская провинция гордится настоящим шедевром — барочным монастырем в местечке Мельк (арх. Я. Прандтауер, И. Мунгенаст).
Наиболее одаренным среди первой генерации мастеров барокко в Праге был Франческо Каратти, построившего чрезвычайно эффектный Чернинский дворец. Длина готического собора Св. Вита в Праге равнялась 124 метра. Чернинский дворец уже имел длину 150 метров.
Родиной и основной ареной развития итальянского барочного искусства был Рим.. В то время как ренессанс сосредоточивался главным образом на дворцовом зодчестве и лишь переносил затем его формы на церковные постройки, именно в области церковной архитектуры и протекает весь процесс стилевого развития итальянского барокко. В развитии стиля различают три периода: восхождение, художественный расцвет и упадок. Первый период раннего итальянского барокко приходится на 1580 — 1633 гг., т. е. до сооружения Лоренцо Бернини алтаря в соборе Петра, который в свое время вызвал глубокую перемену художественных канонов, господствовавших в то время. В ранний период основные черты стиля барокко проявлялись с все возраставшими определенностью и смелостью в сосредоточении архитектурной мысли на произведениях, полных торжествующего величия и роскоши, в стремлении объединить пространственные решения с архитектурным оформлением, в живописно динамической группировке архитектурных масс и членений.
Далее — в большой протяженности и высотности построек, в эффектном использовании контраста света и тени, в свободном и сильном, независимом от прежних строительных правил формообразовании со сгущением и нарастанием отдельных структурных элементов, в богатом и блестящем оформлении при многостороннем применении скульптуры и живописи. И, наконец, в трактовке архитектурного целого как выражения высшего постижения, рассчитанного на торжественное восприятие. Главные мастера этой эпохи — Джиакомо делла Порта, Доминико Фонтана и Карло Мадерна. Они сознательно отошли от путей ренессанса, и чем дальше, тем это отклонение становилось более значительным, пока, к исходу первой трети XVII столетия оно не перешло в совершенно новое, далеко отстоящее от предыдущего направление.
Период расцвета итальянского барокко охватывает время от 1633 до 1700 г. Этот этап характеризуется постепенно развивающейся явственной переменой в художественном восприятии, находящейся в связи с изменившимися взглядами на значение ренессанса и на взаимоотношения искусства и церкви. Еще каких-нибудь несколько десятилетий назад малейшие остатки античности приводили в восторг, были чтимы и ценимы. Теперь же пиетет перед классическим искусством, как искусством языческой древности, настолько пал, что папа Сикст V, очень любивший архитектуру, велел снести ряд античных построек (в том числе Септизониум Севера) и удалить античные статуи из общественных мест или же заменить их христианскими (например, на колоннах Траяна и Марка Аврелия). Да и по отношению ко всему искусству прошлого стали не менее нетерпимы. Многочисленные церкви эпох раннего христианства, средневековья и ренессанса, даже периода раннего барокко, покрывались лепной декорацией соответствовавшей вкусам времени. Однако и в области пространственной композиции были введены немаловажные новшества. Начали облегчать тяжелые архитектурные массы, усиливать живописность интерьера путем оригинальных перспектив, усиливать формальное воздействие при помощи динамических линий как в целом, так и в деталях, обогащать всеми средствами декоративную сторону и привлекать тщательно рассчитанные перспективные и световые эффекты для достижения до крайности подчеркнутого, почти рафинированного архитектурного выражения.
В большей степени, чем в раннем барокко, выявляется индивидуальность отдельных художников. Также как их произведения получают живые личные особенности, так и общая картина архитектуры меняет свой облик. С того времени, как „теоретики" замкнули архитектурное творчество в твердые правила и формы, в определенные масштабы и пропорции, оно приняло, даже у значительных архитекторов, сухой, бессодержательный, а подчас и мрачный характер. Крупнейший мастер барокко Л. Бернини, начал разбивать стесняющие творчество оковы и придал жизнь и движение застывшим формам, тем самым разрушил традицию, которая в течение веков ставила предел свободному вдохновению. В произведениях Бернини искусство барокко дало свои высшие, а в произведениях его современника Борромини (который стремился превзойти его) — свои наиболее смелые достижения. Именно Борромини был тем мастером, который, далеко отклоняясь от принятых канонов, превращал целые стены и даже целые фасады, в вибрирующие поверхности. Деталь, которой вначале, в связи с преимущественным значением массы, пренебрегали, теперь снова начала играть большую роль; при этом деталь подвергалась деформации под влиянием стремления к легкости, к живописной и эффектной светотени, причем применялись подвижные, извивающиеся кривые как в обрамлениях, так и в карнизах и даже в профилировке. Рядом с двумя упомянутыми архитекторами нужно назвать третьего ведущего мастера эпохи, работавшего главным образом в качестве живописца,— Пьетро Берретин и, прозванного да Кортона, — основоположника искусства потолочных росписей. За ним следует Андреа Поццо, в виртуозных росписях которого и блестящих декорациях интерьера роскошь и пышность барочной эпохи получают наиболее яркое выражение.
К концу XVII столетия стала заметна энергичная реакция против пышности римского барочного стиля. Уже около 1700 г. барокко перешагнул высшую точку своего развития. В экстравагантных произведениях Борромини он достиг естественных границ своих стилевых возможностей. В то же время Рим потерял свое значение мировой державы и свое прежнее влияние. Центр мировой политики переместился во Францию, где в эпоху Людовика XIV художественная культура достигла блестящего расцвета.
Там утвердилось более строгое направление, представленное мастерами, работавшими главным образом над монументальными репрезентативными постройками и потому стремившимися к более выдержанным формам; эти мастера тяготели к прежним образцам итальянского искусства, в особенности дворцовой архитектуры, получившим здесь ряд новых качеств, связанных с высокими требованиями французского дворцового зодчества. В силу этого получило новую питательную среду и приобрело все растущее влияние то движение «контрбарокк», которое началось в Риме еще во времена Борромини под лозунгом „очищения вырождающейся архитектуры". Это движение направляло архитектуру снова на более спокойный путь, получивший свое выражение в третьем периоде позднего итальянского барокко, охватывающем время с 1700 по 1750 г. Фасады снова приобрели прямые линии. Структурные членения были приведены в более правильные пропорции и более четко обрисованы; соответственно этому изменились и вкусы в области декорации интерьера. Все же наиболее значительные мастера, особенно специфически римские среди них, сохранили основные черты и дух барокко эпохи расцвета, даже если им и приходилось решать задачи монументального порядка. Главными мастерами этого позднего периода являются: Филиппе Ювара, Алессандро Галилеи, Николо Сальви и Луиджи Ванвителли.
Стиль барокко настолько соответствовал национальному духу Италии, что собственно рококо, за исключением отдельных примеров в Верхней Италии, не нашло распространения. В то время как рококо распространился из Франции почти по всей Европе, итальянские мастера противопоставили ему монументальные произведения, принадлежащие к числу наиболее замечательных созданий барочного искусства. Только в середине XVIII столетия творческая фантазия, прошедшая через невероятное напряжение творческих сил, возвращается к идеалу классического искусства и вступает на путь классицизма.
- 1. Понятие стиля в искусстве. Барокко и классицизм в искусстве 17 века.
- 2. Стиль барокко в архитектуре. Архитектура итальянского барокко. Истоки архитектуры барокко
- Маньеризм и барокко
- Архитектура барокко в Италии
- Барокко в Священной Римской империи
- 3. Скульптура итальянского барокоо. Синтез искусство в барокко.
- 4. Итальянская живопись конца 16 - начала 17в века. Академизм и караваджизм в живописи.
- Итальянская живопись XVII столетия
- Архитектурная живопись
- 5. Искусство Фландрии 17 века. Творчество Рубенса.
- Мантуанский период
- Римский период
- Возвращение в Антверпен
- Закат жизни
- Творческая манера
- 6. Портрет в голландской живописи 17 века. Творчество Хальса.
- 7. Голландская жанровая живопись 17 века. Творчество Вермера.
- 8. Пейзаж и натюрморт в голландской живописи 17 века.
- 9. Творчество Рембрандта ван Рейна - вершина европейского искусства 17 века.
- 10. Особенности испанского искусства конца 16-начала 17 века.
- 11. Творчество Веласкеса.
- 12. Классицизм во французской архитектуре 17 века, его особенности.
- 13. Французская живопись 17 века. Классицизм в живописи. Творчество Пуссена.
- 14. Стиль рококо в европейской искусстве первой половины 18 века.
- Архитектура
- Живопись
- Декоративно-прикладное искусство
- 15. Живопись Франции первой половины - середина 18 века. Творчество Ватто и Шардена.
- Кризис стиля модерн
- 17. Особенности итальянского искусства 18 века.
- 18. Искусство Англии 18 века.