Итальянская живопись XVII столетия
Итальянская живопись в рассматриваемый период начинает терять свое исключительное положение в Европе по мере развити школ Испании и Нидерландов. Тем не менее, многие ее течения, особенно архитектурная живопись, являлись передовыми для той эпохи
В XVII столетии итальянская живопись должна была уступить главенство, которым пользовалась в XVI веке, своим испанской и нидерландской сестрам. Именно в Италии живопись XVII столетия едва ли сознала свои истинные способности: точнее сказать, вовсе не сознавала в эклектически-академическом направлении школы Карраччи в Болонье, взявшей на себя руководящую роль, и лишь отчасти сознала в том натуралистическом направлении, во главе которого стал Караваджо. Замечательно, что величайший живописец в истинном смысле слова, действовавший теперь в Италии, был Рибера, испанец. И если Карраччи, школа которых процветала уже в 1585 г., с возобновлением позднего стиля Рафаэля, Микеланджело и в особенности кумира школы Корреджо, решительно стали на почву создающегося барокко с его умышленно противоречивыми движениями и надутыми формами, то на дальнейшее развитие начал барокко в духе Бернини они оказывали скорее сдерживающее, чем поощряющее влияние. Тем не менее нельзя отрицать, что они отличались от своих предшественников, маньеристов, двигавшихся без самостоятельной мысли, по проложенным колеям, своим достоинством, основательностью и силой сознательности, с какой изучали они, по собственному заявлению, старых мастеров и природу, чтобы, взявши отовсюду лучшее, "эклектически" слить его в новое единство. Что это стремление слишком часто отнимало у них непосредственность наблюдения и восприятия, - понятно само собою. Но также понятно само собою и то, что именно в противовес этому направлению возникло другое, реалистическое, стремившееся вернуться к природе, течение, без которого в Италии обнаружился бы серьезный упадок.
Историю итальянских живописцев XVII столетия писали с жарким воодушевлением их современники: Бальдинуччи, Бальоне, Баруффальди, Беллори, Боскини, Ведриани, Мальвазиа, Пасколи, Пассери, Ридольфи, Скамучча, Сканелли Сопрани. Большинство этих писателей, известных своей приверженностью к высокому идеальному искусству, от которого они требовали одновременно "forza", "grazia" и "decorо" (т. е. силы, грации и изящества), заявляли себя решительными сторонниками Карраччи и их так называемой Академии, противниками "naturalezza" (натуральности) Караваджо, сильные стороны которого они отмечали с каким-то робким восхищением. Их суждения повторялись двести лет. Более трезво отношение к школе Карраччи, на что метко указал Яничек, проводил уже Якоб Буркхардт, а более сочувственную оценку Караваджо и Риберы проводили Ф.В. Унгер, Эйзенман и другие. С точки зрения современности оценили итальянцев XVII столетия Швербер и Поссе, а Тице попытался критически исследовать и распределить их картины по стилю.
- 1. Понятие стиля в искусстве. Барокко и классицизм в искусстве 17 века.
- 2. Стиль барокко в архитектуре. Архитектура итальянского барокко. Истоки архитектуры барокко
- Маньеризм и барокко
- Архитектура барокко в Италии
- Барокко в Священной Римской империи
- 3. Скульптура итальянского барокоо. Синтез искусство в барокко.
- 4. Итальянская живопись конца 16 - начала 17в века. Академизм и караваджизм в живописи.
- Итальянская живопись XVII столетия
- Архитектурная живопись
- 5. Искусство Фландрии 17 века. Творчество Рубенса.
- Мантуанский период
- Римский период
- Возвращение в Антверпен
- Закат жизни
- Творческая манера
- 6. Портрет в голландской живописи 17 века. Творчество Хальса.
- 7. Голландская жанровая живопись 17 века. Творчество Вермера.
- 8. Пейзаж и натюрморт в голландской живописи 17 века.
- 9. Творчество Рембрандта ван Рейна - вершина европейского искусства 17 века.
- 10. Особенности испанского искусства конца 16-начала 17 века.
- 11. Творчество Веласкеса.
- 12. Классицизм во французской архитектуре 17 века, его особенности.
- 13. Французская живопись 17 века. Классицизм в живописи. Творчество Пуссена.
- 14. Стиль рококо в европейской искусстве первой половины 18 века.
- Архитектура
- Живопись
- Декоративно-прикладное искусство
- 15. Живопись Франции первой половины - середина 18 века. Творчество Ватто и Шардена.
- Кризис стиля модерн
- 17. Особенности итальянского искусства 18 века.
- 18. Искусство Англии 18 века.