Глава VIII. Возрождение и реформация
Возрождение и Реформация — глубоко взаимосвязанные течения в культуре XVI века. И то, и другое вызвано возникновением раннего капитализма, требовавшего изменений в экономике, искусстве, религии и всем строе повседневной жизни.
В рамках Реформации выделяют два основных направления:
1. Крестьянско-плебейское, революционное, возглавляемое Томасом Мюнцером (ок. 1490—1525).
2. Умеренное, буржуазно-реформаторское- Его вождями стали Мартин Лютер (1483—1546). Ульрих Цвингли (1484—1531) и Жан Кальвин (1509—1564).
Идеолог крестьянско-плебейского направления Томас Мюнцер стал одним из вождей крестьянской войны в Германии (1524—1536 гг.). Его взгляды были близки к атеизму, утопическому социализму и коммунизму. Мюнцер учил, что царство божье — это общество без частной собственности, без богатых и бедных, которое надо строить на земле, а не на небе. После поражения организованного им революционного ополчения Мюнцер был казнен.
Умеренное направление Реформации смогло более гармонично вписаться в процесс развития европейской цивилизации. Порожденные им религиозные течения существуют до сих пор и являются господствующими религиями в ряде стран Европы и Америки.
Кризис католической церкви в XVI веке был обусловлен тем, что ее традиции и предъявляемые к человеку требовании все больше и больше расходились с реальностью раннекапиталистического общества. Так, церковь всегда резко отрицательно относилась к ростовщичеству и к получению частными лицами и банками доходов с капитала. С точки зрения современной экономики рассуждения идеологов католицизма кажутся, конечно, нелепыми. Они утверждали, что процент с капитала — это результат течения времени, то есть он возникает только потому, что проводит некий временной срок. Однако время создано Богом и принадлежит только ему, поэтому церковь, представляющая бога на земле, должна забирать себе весь доход, возникающий в результате начисления процентов на капитал- Понятно, что предприниматели не хотели выполнять подобные требования, а если бы их удалось реализовать, капитализм вообще не смог бы развиваться.
Большое недовольство европейцев вызывала циничная практика продажи католической церковью индульгенций — специальных грамот, подписанных римским папой. Эти грамоты предоставляли человеку отпущение (то есть прощение от имени Бога) совершенных и еще несовершенных грехов. Индульгенции могли выдаваться за особые заслуги перед церковью, но чаще всего просто продавались за деньги (православная церковь индульгенций не выпускала). Такая торговля обосновывалась тем, что католическая церковь якобы обладает запасом добрых дел, совершенных Христом, девон Марией и святыми, и этими добрыми делами можно покрывать грехи людей. Однако возмущенное общественное мнение видело в такой практике доказательство кризиса церкви, проявление ее жадности и циничности, резко контрастирующей с чистотой и праведностью учения Христа. Назревали перемены — реформирование или раскол католицизма.
Началом эпохи Реформации считается 31 октября 1517 года. В этот день в городе Виттенберге местный монах, доктор теологии Мартин Лютер прибил к дверям церкви для всеобщего обсуждения свою работу «95 тезисов об индульгенциях», в которой подвергал критике отпущение грехов за плату. Поднявшаяся волна осуждения римской католической церкви сделала Лютера вождем нового религиозного движения, третьего направления в христианстве, получившего название протестантизм». (Первые два направления — православие и католицизм — возникли в результате идейного и организационного раскола христианства, официально оформленного в 1054 году. См.: гл. VII). Слово «протестантизм» возникло в результате следующих событий политической жизни Германии. В 1526 году рейхстаг (парламент) в городе Шпейере (Бавария) по требованию немецких князей-последователей Лютера принял постановление о праве каждого князя самостоятельно выбирать религию для себя и для своих подданных. Такой подход первоначально одобрял и сам Лютер, но вскоре он отказался от свободы вероисповедания. В 1529 году второй Шпейерский рейхстаг отменил постановление 1526 года. В ответ 5 князей и ряд имперских городов заявили «протест», от которого и произошел термин «протестантизм".
Протестантизм возник в результате борьбы буржуазии против католической церкви, освящавшей феодальный строй, поддерживавшей его идейно и экономически. При этом буржуазия ставила цель не упразднить, а лишь реформировать католицизм, приспособив его к новым потребностям. экономики, культуры и повседневной жизни. Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии бога, его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая католическое чистилище), о божественном откровении как основе человеческого знания и т. п. В то же время протестантизм выдвинул три новых религиозных принципа: спасение личной верой (1), священство всех верующих (2) и исключительный авторитет Библии (3).
Католическое учение утверждает, что человек спасается верой и добрыми делами. Лютер решительно отверг значение добрых дел для спасения человеческой души: люди сотворены из ничего и все их дела в глазах Бога — тоже ничто. Спасение человека зависит только от одного— от всеохватывающего доверия к богу и любви к нему.
Казалось бы, подобные идеи Лютера интересны только для богословов. Но в действительности они оказались очень важны для распространения протестантских религий. Требование совершения богоугодных деяний, предъявляемое к верующим, в средние века, в эпоху капитализма стало выглядеть несколько архаично. Капиталистическое общество требует от своих граждан гораздо более напряженного труда и не оставляет им времени для долгих религиозных обрядов и других дел, отвлекающих от основного рода занятий. Поэтому упрощенность требований, предъявляемых к сторонникам протестантизма, помогала его распространению. Западные проповедники, действовавшие в России в 90-х годах XX века (например, супруги Доггерти, проводившие массовые встречи с петербуржцами в спортивно-концертном комплексе) тоже использовали это преимущество протестантизма. Повторяя мысли Лютера, они убеждали слушателей, что для решения наших жизненных проблем достаточно просто искренне поверить в Бога, все время «иметь Христа в своем сердце». Такой подход очень удобен для делового человека современного западного мира: не надо тратить много времени на молитвы и богоугодные поступки, а искренне верить и принимать бога в своем сердце можно, так сказать, прямо на бегу, не отрываясь от повседневных дел.
Идея всеобщего священства также выражает новьй капиталистический этап в развитии человеческой личности. В средние века католический священник был посредником между богом и человеком — только он имел право читать Библию и истолковывать прихожанам волю Бога. В протестантизме же утверждается, что принципиальных различий между священниками и мирянами (то есть всеми остальными верующими) не существует: каждый может сам общаться с божеством, читать и по-своему толковать Библию. Поэтому священники-протестанты не имеют права исповедывать и отпускать грехи, они выбираются своей общиной, а не назначаются высшими церковными иерархами. Свобода и самостоятельность каждого человека в истолковании Библии, в общении с Богом — это, по существу, отражение той свободы в повседневной жизни и в коммерческой деятельности, которую давал человеческой личности ранний капитализм. В отличие от средневекового европейца или от жителя «Города Солнца» Т. Кампанеллы, человек все больше освобождается от опеки сверху и учится самостоятельно принимать решения по любым жизненным вопросам, включая религиозные.
Представление об исключительном авторитете Библии означало, что она является единственным источником вероучения. Библия впервые переводится на национальные языки (немецкий перевод сделал М. Лютер) и становится общедоступной. Протестантизм делает церковь более простой и скромной: отказывается от монастырей и монашества, упрощает церемонию богослужения, убирает из молитвенных домов пышные украшения, алтари, иконы, колокола.
Протестантские церкви опираются, таким образом, на некоторые общие идеи и принципы, однако они не имеют единого центра и общего руководства. Наиболее централизованной остается мировая католическая церковь, главой которой является римский папа. Православная церковь существует в виде отдельных, полностью самостоятельных церковных организаций — так называемых православных автокефальных (самоуправляющихся) церквей, связанных вместе только византийской религиозной традицией, а не отношениями подчинения и управления. Наиболее крупными автокефальными церквями являются возглавляемые патриархами патриархаты: Константинопольский, Антиохийский, Александрийский, Иерусалимский, Московский, Кипрский, Грузинский, Сербский. Румынский и Болгарский. Протестантская церковь раздроблена на множество отдельных конфессий (самостоятельных религиозных организаций), которые могут значительно расходится в своей трактовке христианского учения. Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство, кальвинизм (названные по именам основателей этих конфессий), унитаризм, социанство, анабаптизм, меннонитство, англиканство. (Англиканская церковь возникла в результате конфликта короля Англии Генриха VIII с римским папой: король отделил английскую церковь от римской католической и провозгласил себя ее главой). В дальнейшем возникает ряд новых течений, получивших название «поздний протестантизм»: баптисты, методисты, квакеры, адвентисты, свидетели Иеговы, мормоны, «Армия спасения», «Христианская наука», пятидесятники и др.
Почему протестантизм смог стать господствующей религией в ряде наиболее промышленно развитых стран — в Скандинавии, США. ФРГ, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии? Этот вопрос подробно рассмотрен в классической работе немецкого социолога Макса Вебера (1864—1930) «Протестантская этика и дух капитализма». Вебер считает, что протестантизм органично вписался в буржуазную культуру благодаря тому, что он, в отличие от католицизма, обеспечивал идейную поддержку формировавшейся в XVI—XIX веках системе буржуазных ценностей. С точки зрения немецкого социолога, идеология капитализма ("дух капитализма») — это рациональное жизненное поведение, основанное на идеях профессионального призвания и аскетизма. Протестантизм требует, чтобы человеческая деятельность основывалась не на эмоциональных порывах, свойственных религиозным фанатикам, а на трезвом. рациональном расчете. Зарождающийся капитализм использовал в своих интересах старую христианскую традицию — требование аскетизма, строгого образа жизни и отказ от роскоши, использование предельно ограниченного набора материальных благ. Аскетическая культура повседневной жизни оказалась как нельзя кстати в эпоху первоначального накопления — она позволяла быстрее концентрировать капитал, способствовала прогрессу новой общественной формации.
Наконец, идея профессионального призвания - одна из наиболее интеесных находок протестантизма. В этой религии усиливаются фаталистические мотивы: считается, что судьба человека предопределена Богом заранее — поэтому никакие «добрые дела» не могут ее изменить. С данной точки зрения именно сам Бог своей волей поместил каждого человека на определенное место в общественной системе; один должен быть монархом, другой — главой городской коммуны, третий — купцом, четвертый - сапожником и т. п. Поэтому исполнение религиозного долга, служение Богу — это не какие-то особые дела, обряды или молитвы, а хорошее выполнение своей повседневной работы, тех профессиональных обязанностей, которые достались нам по воле провидения. Лучшим исполнением своего религиозного долга является безупречная профессиональная деятельность; сапожник должен хорошо шить сапоги, купец — хорошо и честно торговать и т. п. Таким образом, новая религия считает высшим долгом человека упорный труд и экономное ведение хозяйства — как раз то, что требуется для успешного развития капитализма.
Другая важная функция, которую выполняли протестантские церкви в процессе становления капитализма — гарантия добропорядочности агентов хозяйственной деятельности. В конце XIX века русский социолог, известный теоретик народничества Н. К. Михайловский (1842—1904) писал, что в России все экономические начинания терпят крах просто из-за нехватки честных людей (стоит лишь начать какое-либо дело — находятся жулики, которые тем или иным способом разворовывают предназначенные для него средства). В 90-е годы XX века это ситуация, как известно, повторяется: всевозможные создатели «финансовых пирамид» и другие недобросовестные организации предлагают сотрудничество (размещение денежных средств, посреднические услуги), а затем не хотят или не могут выполнить взятые на себя обязательства. Возникает вопрос: с кем вообще можно сотрудничать в предпринимательской деятельности, как отличить заслуживающего доверие компаньона от нечестного или некомпетентного? Эта проблема возникла в Европе и Америке еще в эпоху формирования капитализма и не имеет, как известно, абсолютно надежного решения. Однако в очень большой степени ее помогла разрешить именно протестантская религия. Религиозные общины протестантов принимали в свои ряды только людей проверенных и честных, поэтому религиозные организации стали гарантами добропорядочности и благонадежности своих членов. Войдя в такую организацию, человек фактически получал рекомендацию как надежный и честный деловой партнер. Обсуждая этот феномен, М. Вебер приводит типичное высказывание американского бизнесмена конца XIX века: я никогда не стану иметь никаких дел с человеком, который не состоит в пользующейся авторитетом религиозной общине. Протестантская церковь органично вписалась в капиталистическую систему, минимизируя коммерческие риски и тем самым способствуя развитию хозяйственных связей буржуазного общества.
Таким образом, преобразования христианской религии, совершившиеся в XVI веке в эпоху Реформации, оставили глубокий след в экономике, культуре и повседневной жизни многих стран Европы и Америки. Становление буржуазного общества привело к формированию активного, деятельного типа человеческой личности. Протестантская религия по-своему продолжила развитие традиций более раннего гуманизма, выраженных в произведениях Данте, Бокаччо, Томаса Мора, в произведениях искусства эпохи Возрождения.
- Глава I. Структура культуры
- Литература к главе I
- Глава II. Направленность развития культуры
- Литература к главе II
- Глава III. Первобытная культура
- Литература к главе III
- Глава IV. Культура ранних цивилизаций
- Литература к главе IV
- Глава V. Античная культура
- Литература к главе V
- Глава VII. Культура европейскогсредневековья
- Литература к главе VI
- Глава VII. Культура эпохи возрождения
- Литература к главе VII
- Глава VIII. Возрождение и реформация
- Литература к главе VIII
- Глава IX. Европейская культура нового времени
- Основные черты культуры эпохи просвещения
- Литература к главе iх
- Глава X. Европейская культура XIX века
- Литература к главе X
- Глава XI. Некоторые черты культуры XX века
- Литература к главе XI
- Глава I. Структура культуры 4