Глава X. Европейская культура XIX века
В XIX веке буржуазная цивилизация достигает зрелости и постепенно входит в эпоху кризиса. Мировоззренческая основа человеческого мышления остается такой же, какой она сложилась в XVII—XVIII веках. Прежде всего, в европейской культуре преобладает рационализм — вера в безграничные возможности разума, науки, в способность человека тем или иным путем разрешить все возникающие в обществе проблемы. Эта культура антропоцентрична и носит преимущественно светский характер — то есть ставит в центр проблемы человека и его повседневной жизни. Проявления религиозного фанатизма в Европе сходят на нет (хотя на Востоке они до сих пор играют большую роль) и заменяются рациональной политикой и экономикой. Культура западного мира остается европоцентричной, то есть замкнутой в себе, резко отличающейся от культуры народов, живущих за пределами Европы и заселенной европейцами Северной Америки.
Тип культуры, существовавший на Западе в XIX веке, по своим хронологическим границам не совсем совпадает с временным интервалом с 1800 по 1900 год. Начало этой эпохи — культурный переворот конца XVIII века, вызванный Великой французской буржуазном революцией 1789—1793 гг., завоеванием государственной независимости североамериканскими колониями (основание США в 1776 г.) и промышленной революцией в Англии. Разрушение этого типа культуры происходит в 1914 году в результате начала Первой мировой войны.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА
Особенности культуры XIX века коренятся в резком ускорении экономического развития человечества и его влиянии на всю систему отношений между людьми. По подсчетам выдающегося русско-американского социолога Питирима Александровича Сорокина (1889—1968) в XIX веке было сделано больше открытий и изобретений, чем за все предыдущие тысячелетия мировой истории. В этом столетии совершенствуется паровая машина Дж.Уатта (создана в 1784 г.), изобретаются пароход Фултона (1807), паровоз Стеффенсона (1814), строится первая подземная железная дорога (лондонское метро, 1863 г.), создаются двигатель внутреннего сгорания, автомобиль, радио, телефон, кинематограф. Замена ручного труда машинным создает не просто систему эффективного и прибыльного производства, а новый мир с новыми достижениями и проблемами. Беспрецедентный рывок в росте производительности труда не сделал общество справедливее, а всех людей — счастливее. В развитых странах образуется огромный класс наемных рабочих — пролетариат. Условия жизни и развития личности пролетария находятся в разительном несоответствии с гуманистическими идеалами гармоничной, всесторонне развитой личности эпохи Возрождения и рационально мыслящего, образованного человека эпохи Просвещения. Нищета рабочего класса еще больше усиливается во время кризисов перепроизводства, которые повторяются каждые 10 лет, начиная с 1826 года. Отношения между пролетариатом и буржуазией обостряются и доходят в 30-х — 40-х годах XIX века до вооруженных восстаний. Всем становится ясно, что проекты создания совершенного и справедливого общества, разработанные идеологами эпохи Просвещения, оказались полностью несостоятельными. Дегуманизация, разрушение человеческой личности формирующимися в обществе конфликтными отношениями становятся все более угрожающими. Они вызываются не какими-то мимолетными, случайными причинами, а изменениями, происходящими в наиболее глубоких пластах общественной жизни — в процессе труда, в материальном производстве. Промышленное производство, основанное на принципах полезности и максимизации прибыли, направлено только на увеличение капитала. В сфере труда не остается места никаким гуманистическим ценностям. Возвышенные идеалы и ценности, выработанные в предыдущие эпохи, вытеснены из сферы материального производства и теперь могут существовать только в области духа — в науке, искусстве, общении состоятельных людей из высших слоев общества и т. п.
В работах Г.В.Ф.Гегеля (1770—1831), К.Маркса (1818—1883), Л. Фейербаха (1804—1873), Э. Дюркгейма (1856—1917), М.Вебера (1864—1920) и других мыслителей разрабатывается понятие отчуждения, позволяющее осознать многие социальные процессы XIX—XX веков. Отчуждение, прежде всего отчуждение труда, — это превращение продуктов человеческой деятельности в силу, неподвластную и враждебную их создателю, господствующую над ним. Так, рабочий создает материальные ценности, однако не владеет ими, не контролирует их дальнейшее использование — то есть созданное им богатство общества используют другие в своих интересах. Пролетариат оказывается отчужден от принятия экономических и политических решений, от пользования богатствами материальной и духовной культуры. Это приводит к углублению пропасти между богатыми и бедными, делает общество разорванным и нестабильным, а время от времени вызывает крупные социальные потрясения.
В течение всего XIX века делаются попытки объяснить причины кризисного состояния европейской цивилизации и найти пути выхода из него. Так, среди английских рабочих возникает движение чартистов (от слова «сhаrtеr» — грамота). В 1838, 1842 и 1848 годах чартисты подавали в парламент Великобритании грамоты, подписанные несколькими миллионами человек и содержащие просьбы об улучшении условий существования пролетариата. Просьбы рабочих удовлетворены не были, и мирный путь реформирования буржуазного общества на этом этапе оказался бесплоден. В 1811 году в Англии возникает также движение «разрушителей станков», или луддитов (название образовано от фамилии его предводителя, вероятно, вымышленной личности — Джона Лудда). Луддиты считали, что причина безработицы и нищеты пролетариев — внедрение в производство новой техники. Представители движения просто ломали установленные фабрикантами новые станки. Это не могло привести к решению каких-либо социальных проблем, но вызвало крайне резкую реакцию государственной власти: палата лордов постановила применять к участникам беспорядков смертную казнь в административном порядке, без судебного разбирательства. (Протест против этого решения выразил великий английский поэт лорд Байрон в известном стихотворении «0да авторам билля против разрушителей станков»).
Сложившаяся в 30-х — 40-х годах XIX века новая социальная и философская концепция — позитивизм — считает, что совершенствование европейской цивилизации может происходить в рамках существующего общественного строя с помощью новой религии — «позитивной религии человечества». Основатель позитивизма и современной научной социологии Огюст Конт(1796—1857) предлагал поклоняться не христианскому богу, а великим людям прошлого; каждый месяц, неделя, день отводятся поклонению тем или иным ученым, художникам, политикам, писателям и т. п. Идея новой религии — религии любви — используется также немецким философом Л. Фейербахом (1804—1872): с его точки зрения, в религии любви поклонение богу должно смениться поклонением человеку, и эта религия создаст новое, гуманное и справедливое общество.
Попытки мирным путем усовершенствовать современную цивилизацию предпринимают классики утопического социализма — Шарль Фурье (1772— 1837), Роберт Оуэн (1771—1858) и Клод Анри Сен-Симон (1760—1825). Идея преобразования общества путем создания коммунистических колоний-предприятий — фаланстеров — заимствуется у Р.Оуэна Н.Г.Чернышевским (1826—1889) и пропагандируется в его романе «Что делать?». Свой путь борьбы с пороками буржуазного общества предлагают анархисты, враждебно относящиеся к любой государственной власти. Анархизм провозглашает своей целью освобождение личности от всех разновидностей политической, экономической и духовной власти. Это течение оформилось а Западной Европе в 40-х — 70-х годах XIX века. Его теоретические основы разработали М.Штирнер (1806—1856), П. Ж. Прудон (1809—1865), М. А. Бакунин (1814—1876) и князь П. А. Кропоткин (1842—1931).
Наконец, принципиально новая концепция преобразования общества была предложена Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом (1820—1895). С точки зрения марксизма, состояние цивилизации зависит в конечном счете от глубинных законов развития материального производства. Действие этих законов неизбежно приведет к ликвидации частной собственности на средства производства, к возникновению нового общественного строя—коммунизма. Именно он обеспечит всестороннее развитие человеческой личности, наивысшую эффективность производства и позволит найти решения всех стоящих перед цивилизацией проблем. Переход к коммунизму произойдет через социалистическую революцию, взятие государственной власти рабочим классом (диктатура пролетариата) и строительство социализма — особой фазы общественного развития, переходной между капитализмом и коммунизмом. Марксистская теория социальной революции широко используется в практике революционной деятельности XIX—XX веков. Наиболее крупной попыткой реализации марксистской теории построения социализма (правда, со значительной модификацией и искажением первоначальных идей этого направлений) было, как известно, строительство социализма в СССР.
Таким образом, XIX век становится эпохой расцвета, а затем кризиса западного общества, эпохой напряженного поиска пути практической реализации идеалов добра и справедливости, противостоящих стихии рынка. Поиск новых путей развития культуры во всей своей сложности отразился в искусстве. В нем возникают новые направления, отражающие разные концепции мире, разные представления о дальнейшей эволюции европейской цивилизации.
ИСКУССТВО XIX ВЕКА
Основными направлениями в литературе и искусстве XIX веке являются классицизм, романтизм, реализм, натурализм, импрессионизм и постимпрессионизм. Охарактеризуем эти стили подробнее.
Развитие классицизма в XVII—XIX веках было описано в предыдущей главе.
Романтизм — тенденция, присутствующая в человеческом мышлении и искусстве различных эпох. На ее основе в конце XVIII — начале XIX века в европейском искусстве формируется особый художественный метод. В 20-х — 30-х годах прошлого века он в основном вытесняет классицизм и начинает господствовать в живописи, скульптуре, литературе и музыке. Главная черта романтизма — яркое и эмоциональное выражение отношения художника к происходящим событиям, особая приподнятость и эмоциональная насыщенности произведения. В главе III отмечалось, что любое произведение искусства содержит в себе информацию об отношении художника к тому, что он изображает, о том, что считается важным и ценным для человека данной эпохи. Но такая оценка неодинаково выражается в различных художественных стилях. В романтизме отношение автора к изображаемой действительности доминирует над реалистичностью образа объекта. Субъективное становится важнее объективного. Произведения в духе романтизма возвышенны, проникнуты чувствами и глубокими переживаниями. Так, в широко известной романтической поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» главный герой прожил короткую, но необычную жизнь, полную эмоционального напряжения. Основное стремление автора — донести до читателя мысли, настроения, переживания героя, а сюжет (то есть цепь происходящих событий) отступает на второй план — он менее важен для романтического произведения. Описание каких-либо событий — не самоцель, а только способ раскрытия характера персонажей. Противоположную ситуацию можно найти в литературе и кинофильмах детективного жанра: главное в детективе — неожиданные для читателя (зрителя) события, острые и захватывающие повороты сюжета, а эмоции и переживания героя передаются бегло и схематично. Так, описание внутреннего мира персонажей современных боевиков сводится преимущественно к тому, что они испытывают чувство справедливого гнева, или обиды, зависти, злобы — анализировать их чувства более подробно не принято.
Романтики ставят человека в центр мироздания, сближаясь в этом отношении с мыслителями эпохи Возрождения. Романтики проявляют особый интерес к личности, индивидуальному своеобразию людских характеров и судеб. Больше всего их привлекают исключительные люди, гении, герои, борцы за справедливость. Образы романтических героев часто были условными и фантастическими.
Появление, а затем господство романтического направления в искусстве первой половины XIX века объясняется внутренней логикой развития культуры и ее проявлением в той социально-политической ситуации, которая складывается в это время в Европе. Обычно выделяют два главных идейных источника романтизма. Во-первых, это освободительное движение ряда народов Европы, направленное против феодализма и национального угнетения. Оно закономерно порождало усиление патриотических настроений, острые межличностные конфликты, переживания и Эмоциональный подъем. Во-вторых, широкие спои общества разочарованы в идеалах Просвещения и результатах буржуазных революций XVIII века.
В романтизме проявились противоречивые тенденции развития буржуазной культуры. Утилитаризму, рационализму и стремлению к нивелированию личности противопоставляется устремленность к безграничной свободе, жажда совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости.
Родиной романтизма становится Германия. Романтическую эстетику создают Ф.Шлегель (1772—829), Ф.Новалис (1772—1801) и классик немецкой философии Ф.Шеллинг (1775—1854). Они выступили против «бездушной рассудочности» рационалистического восприятия мира, свойственного эпохе Просвещения. Этой рассудочности противопоставляется культ чувства и творческого экстаза. С точки зрения немецких романтиков, творческий экстаз раскрывает тайны природы и познает ее глубже, чем может сделать ученый путем своей кропотливой исследовательской работы. Наиболее совершенными средствами познания, приобщения к тайнам бесконечного мира являются не научные исследования, а любовь, мистический культ природы, художественное творчество и религиозные переживания. Крупнейшими представителями романтизма в немецкой литературе были писатель и композитор Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776—1822), ф. Шиллер (1759—1805) и молодой И. В. Гете (1749—1832). Гофман — автор романа «Эликсир дьявола», повести «Золотой горшок», повести-сказки «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер», а также первой в Германии романтической оперы «Ундина». Наиболее известное романтическое произведение Гете — «Страдания молодого Вертера».
В Англии крупнейшими романтиками были поэты Джордж Гордон Ноэл Байрон (1788—182-1), Дж.Китс (1795—1821) и Перси Биши Шелли (1792—1622). Байрон — автор первого в мировой литературе романа в стихах «Паломничество Чайльд Гарольда», стихотворного романа «Дон Жуан», стихотворений и поэм ярко выраженной романтической направленности. Герои Байрона — необычные, фантастические личности, противостоящие окружающему миру: могущественный чародей («Манфред»}, пираты («Корсар»), гетман Украины И.С.Мазепа («Мазепа»).
В России распространение романтизма также было связано с недовольством социальной действительностью. Создателем русского романтизма является Василий Андреевич Жуковский (1783—1852), автор многочисленных стихов и поэм, например — «Людмила» и «Светлана». Его творчество обычно относят к так называемому консервативному романтизму, стремящемуся создать отвлеченные от жизни прекрасные образы и зовущему вернуться к прекрасной жизни, существовавшей когда-то в прошлом. Другое направление — революционный романтизм— призывает к активному вмешательству в реальную жизнь, ее совершенствованию и очищению. Яркий представитель революционного романтизма — идеолог движения декабристов поэт Кондратий Федорович Рылеев (1795—1826). В романтическом стиле написаны некоторые ранние произведения А.С.Пушкина (1799—1837) — например, «Руслан и Людмила» и М.Ю.Лермонтова (1815—1841) — например, «Демон» и «Мцыри». Их более поздние работы относятся к другому направлению — реализму. Наиболее яркий представитель романтического течения в русской прозе — писатель М.Н.Загоскин (1789—1852) — автор романов «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», «Рославлев, или Русские в 1812 году», «Аскольдова могила».
Романтическое направление получило широкое развитие в мировом музыкальном искусстве. В него входят великие европейские композиторы — Роберт Шуман (1810—1856), Гектор Берлиоз (1803—1869), Рихард Вагнер (1813—1883), Ференц Лист [1811—-1886) и Фридерик Шопен (1810—1849). Ведущие представители романтизма в русской музыке—Михаил Иванович Глинка (1804— 1857) и Александр Сергеевич Даргомыжский (1813—1869). Глинка — автор первой русской оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), оперы «Руслан и Людмила», известных симфонических произведений и романсов, Даргомыжскому принадлежат оперы «Русалка», «Эсмеральда», «Торжество Вакха» и «Каменный гость».
Крупнейшие художники-романтики — французы Теодор Жерико (1791—1824), Эжен Делакруа (1798—1863) и русский живописец Орест Адамович Кипренский (1782—1836). Наиболее широко известна аллегорическая картина Делакруа «Свобода на баррикадах» {1830), где Свобода изображена в виде женщины, держащей в руках знамя и зовущей в бой повстанцев. В XX веке центральная фигура картины некоторое время использовалась как изображение Марианны — официальный символ Французской Республики. Кипренский — один из лучших портретистов, автор наиболее удачного прижизненного портрета А. С. Пушкина. Элементы романтизма присутствуют в работах великого испанского художника Франциско Гойи (1746—1828), у русских художников К.П.Брюллова (1799—1852) и А.Г.Венецианова (1780—1847). В русской живописи этой эпохи часто происходило соединение двух стилей — романтизма и академизма-
Архитектуру романтизм почти не затронул. В период его господства начинает развиваться так называемая промышленная архитектура — строительство вокзалов, мостов, фабрик, административных зданий. Производится перепланировка городов, вызванная необходимостью пропуска резко возросших транспортных потоков — например; знаменитая перепланировка Парижа, начавшаяся с 1853 года.
С 30-х годов до самого конца XIX века в городской архитектуре доминирует эклектика — беспорядочное, иногда безвкусное соединение в одной постройке элементов нескольких архитектурных стилей. Эклектика широко распространяется в Петербурге — в этом стиле построены многие жилые дома в центральной части города. Эклектический стиль пользовался большим спросом у маловзыскательных заказчиков: в отделке различных частей одного здания применялись, например, готика, стиль Ренессанса, рококо и т. д.
К середине XIX века в литературе и изобразительном искусстве романтизм постепенно оттесняется на второй план. Начинается эпоха господства реализма — стиля; более критично относящегося к существующему в Европе буржуазному обществу.
Реализм обычно определяют как правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества — живописи, театру, скульптуре, литературе, кинематографу и т. п. Это определение выражает главное отличие данного стиля от маньеризма или рококо, специально стремящихся передать субъективные ощущения и настроения художника, а не объективные черты вещей; от романтизма, преувеличивающего роль эмоций и переживаний героя; от классицизма, стремящегося подражать неким идеальным образцам, считающимся непревзойденными.
Элементы реализма присутствовали в искусстве различных исторических эпох. В качестве самостоятельного художественного стиля он оформился в первой половине XIX века благодаря углублению художественного анализа действительности в европейском искусстве эпохи капитализма. В это время общественная практика усложняется массовым производством и формированием всемирной системы хозяйства. В трудах Г.В.Ф.Гегеля, О.Конта, К.Маркса, А.Шопенгауэра и других великих мыслителей предлагаются новые концепции человека и общества. Связи человека с окружающим миром углубляются и обогащаются. Поэтому в художественную концепцию мира постепенно входят социологический анализ, психологические описания, анализ связи человека с природой и с миром вещей, повседневные бытовые проблемы. На смену романтизму, создававшему фантастические и необычные образы, приходят попытки правдиво и достоверно отражать жизнь, осмысливать не фантастические, а реальные общественные явления и события.
Реализм возникает во Франции и в Англии в условиях упрочения общества классического капитализма. Ему были изначально свойственны опора на нравственные идеалы гуманизма, критическое отношение к антагонизмам и недостаткам буржуазного общества, стремление к достижению социальной справедливости. В отличие от так называемого просветительского реализма (реалистической тенденции в искусстве XVIII века), реализм XIX века был назван критическим. Критический реализм чувствовал несовершенство общественной жизни глубже, чем романтизм, и в отличие от последнего никогда не пытался уйти от проблем действительности. Постепенно обособляясь от классицизма и романтизма, реализм отказывается от субъективистских методов отражения реальности — символики, аллегории, метафоричности, — стремится точно описать реальных людей и реальные жизненные проблемы. Главные вопросы, которые реалисты пытаются разрешить в своих произведениях, связаны со становлением и развитием характера и личности человека. Впервые в истории мирового искусства реализм стал воспринимать человека в неразрывной взаимосвязи с конкретными условиями социальной среды и особенностями исторической эпохи.
Искусство вырабатывает новые приемы типизации: показать жизнь «такой, как она есть» можно не за счет точного, скрупулезного описания всего множества случайных и второстепенных деталей, а только путем выделения наиболее важного, существенного, типичного для данной эпохи. Так, Лев Толстой или Оноре де Бальзак вместо того, чтобы описывать сотни реально существующих людей, создают несколько типических, обобщенных художественных образов, позволяющих точнее и глубже понять тот или иной слой общества — например, русских крестьян или французских банкиров. Реалисты находят характерные типажи человеческой индивидуальности и ставят их в типичные обстоятельства жизни. Это позволяет делать объективные художественные обобщения вне науки и эксперимента. Искусство становится не просто областью фантазии и произвола, а методом особого — художественного познания мира, дополняющего научное познание и углубляющего человеческое понимание окружающей действительности. Типизация в искусстве становится методом обобщения и изучения закономерностей самых различных сторон общественной жизни — политики, психологии и этики, экономических и духовных отношений.
В XIX—XX веках реалистическое направление объединяет множество выдающихся мастеров литературы, живописи, скульптуры, музыки, театра. Первый великий реалист в европейской литературе — французский писатель Оноре де Бальзак (1799—1850), создатель цикла романов «Человеческая комедия». В романах Бальзака гениально соединились проникновение во внутренний мир человека и анализ состояния французского общества первой половины XIX века. К укрепляющемуся классу буржуазии он относился так же критично, как в XVIII веке Жан Жак Руссо.
Интересная характеристика творчества французского писателя содержится в одном из писем Ф.Энгельса. «Бальзак, — писал он, — ...дает нам самую замечательную реалистическую историю французского общества, описывая в виде хроники, почти год за годом с 18)6 по 1848 г., все усиливающийся напор поднимающейся буржуазии на дворянское общество, которое после 1815 г. перестроило свои ряды и снова, насколько это было возможно, показало образец старинной французской изысканности. Он показывает, как последние остатки этого образцового для него общества либо постепенно гибли под натиском вульгарного богача-выскочки, либо были им развращены... Вокруг этой центральной картины Бальзак сосредоточивал всю историю французского общества, из которой я даже в смысле экономических деталей узнал больше (например, о перераспределении движимого и недвижимого имущества после революции), чем из книг всех специалистов-историков, экономистов, статистиков этого периода, вместе взятых».
Другой французский писатель-реалист—Густав Флобер (182)—1880), автор романов «Госпожа Бовари", «Воспитание чувств», «Саламбо».
В творчестве Виктора Гюго (1802—1685) и Проспера Мериме (1803— 1870) соединились элементы романтизма и реализма. Создателем критического реализма в Англии был Чарльз Диккенс (1812—1870), автор романов «Посмертные записки Пиквикского клуба», "Приключения Оливера Твиста», «Домби и сын», «Тяжелые времена», «Большие ожидания» и других. Его современник—Уильям Мейкпис Теккерей (1811—1863), самый популярный роман которого — «Ярмарка тщеславия».
В конце XIX — начале XX века в Англии работают два классика реализма — Джон Голсуорси (1867—1933) и Джордж Бернард Шоу (1856—1950). Трилогия Голсуорси «Сага о Форсайтах», «Современная комедия», «Конец главы» — широкая панорама жизни Англии этой эпохи. Они получили всемирную известность и были экранизированы. Бернард Шоу известен социально заостренными драмами — «Дом вдовца», «Профессия госпожи Уоррен», «Тележка с яблоками».
К концу ХIХ — началу XX веков относится также творчество знаменитых норвежских реалистов — Генрика Ибсена (1828—1906), автора знаменитой пьесы «Пер Гюнт», Бьеристьерне Мартиниуса Бьернсона (1832—1910), Кнута Гамсуна (1859—1952).
В России критический реализм начинает формироваться в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя (1809—1852), ряд произведений которых создан еще в стиле классицизма и романтизма. Классики критического реализма в русской литературе XIX века — это в первую очередь Л.Н.Толстой (1828—1910) Ф.М.Достоевский (1821— 1881), И.С.Тургенев (1818—1883), Н.А.Некрасов (1821—1878), М.Е.Салтыков-Щедрин (1826—1889).
В музыке крупнейшие представители реализма — композиторы Джузеппе Верди (1813—1901), Руджеро Леонкавалло (1857—1919), Джакомо Пуччини (1858—1934) в Италии, Джордж Бизе (1838—1875} во Франции. В России на основе традиции М.И.Глинки складывается русская национальная музыкальная школа — это, прежде всего композиторы, вошедшие в созданное М.А.Балакиревым (1827—1910) объединение «Могучая кучка»; Ц. А. Кюи (1835-4918), М. П. Мусоргский (1839—1881), А. Н. Бородин (1833—1887), Н.А.Римский-Корсаков (1844—1908). Несколько позже реалистическое направление продолжают великие композиторы Петр Ильич Чайковский (1840—1893) и Александр Константинович Глазунов (1865— 1936), выдающийся танцовщик и балетмейстер Мариус Иванович Петипа (1818—1910) и блестящие солисты русского балета рубежа веков.
В западно-европейской живописи XIX века реализм наиболее полно выражен в полотнах французских художников — Жан Франсуа Милле (1814—1875), близкого к барбизонской школе и изображавшего повседневную жизнь крестьян, а также Густава Курбе(1819—1877), автора не только картин, но и теоретической работы «Манифест реализма». В русской живописи метод реализма был наиболее глубоко разработан в творчестве художников-передвижников — членов «Товарищества передвижных художественных выставок». Товарищество было создано в 1870 г. И.Н.Крамским (1837—1887) и просуществовало 53 года. В 1923 году состоялась его последняя, сорок восьмая выставка. В течение этих лет членами товарищества успели побывать многие ведущие живописцы России: И.Е.Репин (1844—1930), В.Г.Перов (1834—1882), Н.Н.Ге (1831— 1894), В.И.Суриков (1848—1916), К.Е.Маковский (1839—1915), А.К.Саврасов (1830—1897). И.И. Шишкин (1832—1898), И.И.Левитан (1861—1900), В.А.Серов (1865—1911), В.Д.Поленов (1844—1927), А.М.Васнецов (1842—1933), В.М.Васнецов (1848—1926), А.И.Куинджи (1842—1910).
История объединения передвижников начинается с того, что 14 выпускников Академии художеств в Санкт-Петербурге во главе с И.Н.Крамским отказались выполнять дипломную работу — картину на мифологический сюжет — и потребовали права свободного выбора темы, связанной с русской жизнью. Руководство академии не удовлетворило эту просьбу. Тогда группа Крамского демонстративно уходит из академии и создает новое течение в живописи, отрицающее господствующие в официальном русском искусстве классицизм и академизм. (Академизм — это консервативная тенденция в искусстве, близкая к классицизму и требующая догматически следовать авторитетам, канонам, классическим образцам). Академия художеств считала необходимым для живописи и скульптуры подражание античному искусству как недосягаемому прекрасному образцу.
Передвижники исходили из другой эстетической концепции. Они опирались в основном на подход, разработанный в магистерской диссертации Н.Г.Чернышевского «Эстетическое отношение искусства к действительности». С точки зрения Чернышевского, "прекрасное есть жизнь». Художник и писатель должны изображать не сцены из мифологического прошлого, а реальную современную жизнь — окружающую природу, человеческие типы, проблемы и противоречия современного общества.
Однако постепенно в среде передвижников вызревали идейные разногласия. Крупнейший русский художник И.Е.Репин приходит к выводу, что в работах его единомышленников пропаганда передовых общественно-политических идей, которые считались важными для России и прогрессивными, не сопровождается разработкой новых художественных подходов, продвижением вперед в сфере искусства живописи как такового.
Отсюда, например, низкая оценка великим художником его известной реалистической картины «Бурлаки на Волге». «Иллюстрируя популярные идеи, пусть даже служащие общему благу, художник лишь опошляет искусство», — утверждает И.Е.Репин. В 1874 году Крамской пишет Репину: «Пора бы вернуться в живописи к цвету, к краскам». В этом же году в Париже открывается первая выставка импрессионистов — группы художников, как раз совершивших революцию в использовании красок и цвета, однако далеких от острых вопросов социальной жизни. А возможно ли вообще соединить в искусстве актуальные идеи своей эпохи и новую, более выразительную художественную форму? Сложное сплетение общественно-политических и собственно художественных проблем, с которыми столкнулся реализм передвижников — только прелюдия к сложнейшим задачам, вставшим перед реалистическим искусством в XX веке.
Натурализм — направление, сложившееся в литературе и искусстве Европы и США в последней трети XIX века. Представители направления стремились к объективно точному и беспристрастному воспроизведению наблюдаемой реальности. Они исходили из представления о полной предопределенности судьбы, воли и всего духовного мира человека внешними для личности факторами — его физиологической природой, бьгтовым окружением и социальном средой. Общество изучается с позиций ученого-естествоиспытателя, художественное познание отождествляется с научным. В теоретическом плане натурализм опирается на позитивизм — созданную Огюстом Контом (1798—1857) философскую концепцию, придающую первостепенное значение конкретно-научным методам познания.
Основателем натурализма был выдающийся французский писатель Эмиль Золя (1840—1902), автор большого цикла романов о французском обществе середины и второй половины XIX века. Из крупнейших писателей Франции к этому направлению близки Ги де Мопассан (1850—1893), братья Эдмонд (1822—1896) и Жюль (1830—1870) де Гонкур. В России термин «натурализм» не употреблялся. Некоторое сходство с французскими натуралистами прослеживается в творчестве русского писателя Д.Н.Мамина-Сибиряка (1852—1912).
Идеи натурализма были распространены преимущественно в художественной литературе. В живописи они наложили отпечаток на творчество Эдуарда Мане (1832—1883), Эдгара Дега (1834—1917) и Анри де Тулуз-Лотрека (1864—1901).
Уподобляя литературу науке, натуралисты отказывались от всякой тенденциозности, понимая ее как предосудительное морализирование. Они считали, что жизнь, изображенная с научным беспристрастием, сама по себе достаточно выразительна и не требует особых комментариев. К этой идее был близок И.С.Тургенев, хорошо знакомый с писателями натуралистической школы. Он, как известно, считал, что писатель должен быть «тайным психологом», передавать свои взгляды через характер героя, а не включать в текст произведения какие-либо прямые комментарии от своего лица. Теоретическая беспристрастность натуралистов иногда превращалась в уход от острых общественных проблем в мир нейтральных истин. С точки зрения этого направления, литература, как и наука, не должна специально отбирать материал для осмысления. Для писателя не бывает непригодных сюжетов и недостойных тем — отсюда интерес к «грубой правде», показ жизни нищих и обездоленных («Жермини Ласерте» братьев Гонкур, «Западня» Э.Золя).
В более широком и отвлеченном смысле словом «натурализм» обычно называют преувеличенное внимание к уродливым и безобразным явлениям жизни, смакование и выпячивание их ради эффектного воздействия на читателя или зрителя.
Натурализм (понимаемый как конкретное направление в искусстве) находится в сложных отношениях с реализмом. Они близки в том, что пытаются показать жизнь такой, какова она есть — без прикрас и искажении. Однако натурализм несколько примитивнее реализма: он воспроизводит отдельные явления или «куски» жизни вне их социально-философского осмысления, без художественного обобщения, критического отбора и оценки. Реализм же стремится выделить главное, типическое в жизненных явлениях и выразить его с помощью обобщенных образов. В этом подходе, конечно, содержится возможность тенденциозного искажения реальности: можно по-разному решать вопрос о том, какие жизненные явления важны и типичны, а какие случайны и второстепенны. Но в то же время реализм дает возможность более тонко осмыслить действительность, раскрыть ее глубинную сущность и тенденции дальнейшего изменения.
Импрессионизм (от французского «impression» — впечатление) возник на основе реалистической школы французской живописи в противоборстве с традициями салонного академизма в художественном творчестве. Название направления берет свое начало от картины Клода Моне (1840—1926) «Впечатление. Восход солнца», показанной в 1874 году в Париже на первой выставке импрессионистов. Всего состоялось 8 таких выставок — с 1874 по 1886 гг., после чего группа художников распалась, уступив место своим последователям — направлению, получившему название постимпрессионизм.
Кроме Клода Моне в группу художников-импрессионистов входили Огюст Ренуар (1841--1919), Камиль Писсаро (1830—1903), Альфред Сислей (1839—1899) Эдгар Дега (1834—1917), Поль Сезанн (1839—1906) и Берта Моризо (1841—1895). Импрессионисты поставили перед собой задачу непосредственного наблюдения и изучения окружающей действительности в ее разнообразных проявлениях. Они первыми в истории живописи начинают рисовать с натуры, на открытом воздухе, а не в студии. Этот метод работы художника получил название пленэр. Главное в новой живописи - субъективное переживание цвета, света и пространства. Особое внимание импрессионисты уделяют первому, мимолетному впечатлению от натуры. Они стремятся передать непосредственно-субъективное восприятие окружающего мира. Художник ставит перед собой задачу воспроизвести внешнее впечатление от света и тени на поверхности предметов раздельными мазками ярких, спектрально чистых красок. Импрессионисты совершили настоящую революцию в использовании цвета, научились передавать тончайшие переливы солнечного света или тумана, улавливать цвета самого света, полусвета и тени. Действительность обычно воспринимается в ярких тонах, мажорно и празднично. В овладении цветом мастера этого направления далеко опередили реалистов — например, русских передвижников. Однако реалисты упрекали импрессионизм в том, что он ограничивается только внешним впечатлением, скользит по поверхности явлений, не затрагивая глубинных проблем существования человека и общества. Действительно, это направление остается социально апатичным, а в изображении уродливых социальных типов (проституток, сутенеров, пьяниц, бродяг) тяготеет к эстетике безобразного, отрицанию значимости идей добра и справедливости. «Эстетика безобразного» разрабатывается в символизме Шарля Бодлера (1821—1867), а также немецким философом-иррационалистом Фридрихом Ницше (1844—1900). Сторонники демократического направления в политике и искусстве считали «эстетику безобразного», имморализм, ницшеанскую «переоценку ценностей» свидетельством кризисного состояния буржуазного искусства и культуры в целом.
На рубеже XIX—XX веков традиции импрессионизма порождают близкое к нему течение — постимпрессионизм. Его наиболее крупные представители — Поль Сезанн, Поль Гоген (1848—1906) и Винсент Ван Гог (1853—1890).
Идеи импрессионизма оказали влияние на некоторых русских художников — например, К.А.Коровина (1861—1939), В.А.Серова и на выдающегося теоретика искусства академика И.Э.Грабаря (1871—1960). Другом и единомышленником импрессионистов был великий французский скульптор Огюст Роден (1840—1917).
Сложное переплетение идейных течений в культуре ХIХ века стало выражением все более масштабных проблем, встающих перед цивилизацией по мере усиления ее технической мощи. Искусство пыталось своими специфическими средствами осмыслить совершающиеся изменения и предложить человечеству новые способы восприятия и осмысления окружающего мира.
- Глава I. Структура культуры
- Литература к главе I
- Глава II. Направленность развития культуры
- Литература к главе II
- Глава III. Первобытная культура
- Литература к главе III
- Глава IV. Культура ранних цивилизаций
- Литература к главе IV
- Глава V. Античная культура
- Литература к главе V
- Глава VII. Культура европейскогсредневековья
- Литература к главе VI
- Глава VII. Культура эпохи возрождения
- Литература к главе VII
- Глава VIII. Возрождение и реформация
- Литература к главе VIII
- Глава IX. Европейская культура нового времени
- Основные черты культуры эпохи просвещения
- Литература к главе iх
- Глава X. Европейская культура XIX века
- Литература к главе X
- Глава XI. Некоторые черты культуры XX века
- Литература к главе XI
- Глава I. Структура культуры 4