logo
История культуры

Глава IV. Культура ранних цивилизаций

В результате разложения первобытного строя общество вступает в новую фазу развития — возникает цивилизация.

Особенностью этого периода человеческой истории является создание государства и разделение общества на классы. Историки выделяют три внешние черты общества, вступившего в период цивилизации: возникно­вение городов, монументальной архитектуры и письменности. Первые цивилизации начали формироваться около 8 тысяч лет назад. К ним относятся следующие: Шумер (Междуречье), Древний Египет, Хараппа (Древняя Индия), иньский Китай, крито-микенская Греция, древние американские цивилизации.

Исходным пластом, на основе которого складываются первые цивилизации, стали так называемые раннеземледельческие культуры, возникавшие с 8 — 7 тыс. лет до н.э. В это время возникают, например, поселения Иерихон (сейчас территория Израиля), Хаджилар и Чейюню и Чатал-Хююк (Малая Азия). Эти культуры земледельцев и скотоводов стали исторически первой формой экономики, основанной на производстве продуктов питания (в отличие от собирательского и охотничьего хозяйства первобытных людей).

Рассмотрим главные особенности раннеземледельческих культур, которые позволили им стать основой цивилизации.

1. Эффективность системы производства продуктов питания, прежде всего земледелия, основанного на возделывании зерновых культур. Переход к земледелию и тесно связанному с ним скотоводству представлял собой переворот в создании эффективной системы снабжения человека белковой пищей. Земледелие прошло три стадии развития: неполивное (1), полуполивное или земледелие разового орошения (2) и ирригационное, т.е. поливное (3). Возникновение поливного земледелия привело к хозяйственному освоению бассейнов рек, строительству оросительных каналов, селекции новых сортов сельскохозяйственных культур. Примеча­тельно, что большинство пород животных и сортов растений, используемых сейчас человеком, выведены в период формирования первых цивилизаций.

2. Создание системы специализированных производств, направленных на повышение благосостояния общества. Расширяется производство глиняной посуды, совершенствуется строительное дело. Широко распространяется производство украшений, связанное с формированием нового явления —эстетических потребностей человека. Возникает теплотехника— обжиг посуды, прокаливание зерен растений, плавка металлов. Кремневые и костяные орудия, долго остававшиеся более производительными, чем примитивные металлические, постепенно занимают в технике господствующее положение. Все эти изменения в производстве привели к формированию особого слоя населения — мастеров-профессионалов, достигших высокой квалификации в своей сфере деятельности. Благодаря им постепенно углублялось общественное разделение труда.

Интенсивное крупномасштабное земледелие и специализированные ремесла составили основу технологического способа производства ранних цивилизаций.

3. Перестройка общественной организации производства и формирование нового образа жизни. В ходе развития кооперации труда семейные общины, сложившиеся в первобытную эпоху, объединяются в крупные поселения земледельцев. Численность населения в них достигает нескольких тысяч человек. Создание таких населенных пунктов — прообраза первых городов — повлекло за собой совершенствование жилищного строительства. Начинают возводиться благоустроенные дома, рассчитанные на несколько поколений. На основе относительно стабильной обеспеченности продуктами питания и прочной оседлости складывается новый образ жизни. Время препровождения и вся среда обитания оседлого земледельца, живущего в прочном благоустроенном доме в окружении многочисленных бытовых предметов, резко отличалась от быта охотников времен палеолита. Последние ютились в шалашах, сооруженных на открытом пространстве, или под сводами пещер. Охотник был всегда готов сняться с места, забрав с собой крайне ограниченный набор предметов. В эпоху перехода к земледелию и неразрывно связанному с ним оседлому образу жизни начинает накапливаться богатство мира вещей, окружающего человека в повседневной жизни. В XX веке мир вещей настолько разросся, что во всех цивилизованных странах остро ставится проблема гармоничного отношения между человеком и этим миром. В государствах с самым разным уровнем развития вещи все чаще загораживают от человека другие жизненные ценности, разъединяют людей и тем самым превращаются из блага, совершенствующего человеческую жизнь, в ее разрушителей. Корни этих проблем, нашедших отражение уже в Ветхом завете, уходят в эпоху раннеземледельческих культур.

В раннеземледельческую эпоху происходит скачок в развитии человеческого мышления, накопление и первичная систематизация знаний о природе, составившая основу своеобразной "преднауки". Сама специфика земледельческого труда, в котором результат отделен от первичных усилий работника значительным временным промежутком, способствовала развитию абстрактного мышления, экономического и в какой-то степени вообще научного предвидения. Культовые комплексы, возникавшие в раннеземледельческую эпоху как своего рода предхрамовые религиозные организации, становились центрами, где проводились регулярные наблюдения за природой — например, простейшие астрономические исследования. На ранних этапах развития научно-технического знания интегрирующей мировоззренческой и методологической идеей было представление о господстве в мире некого принципа, определяющего естественный ход событий. Это разливы рек, движение небесных светил, смене времен года. Как технический уровень развития, так и подобные преднаучные концепции в различных раннеземледельческих обществах были сходными. Разработка и передача таких представлений в рамках корпораций жрецов повышали престижность знаний, были важным шагом на пути к формированию собственно науки.

В целом можно сделать вывод, что раннеземледельческая эпоха стала временем формирований нового хозяйственного уклада, образования нового позитивного творческого фона, новых идей и образов, заложивших фундамент первых цивилизаций.

Не рассматривая подробно цивилизации древности, перейдем к анализу культуры античности, которая заложила основы современной европейской цивилизации и до сих пор активно влияет на ее развитие.