Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция.
«Спроектированность» Америки (Артур Пулос). Дизайн неотъемлемая часть американского образа жизни. Ведущий принцип архитектуры и дизайна Америки (сформирован в1900году Л.Г.Саливеном лидером Чикагской школы) «форма следует функции». «Органическая архитектура» Ф.Райта – величайшего архитектора Америки - чувство пространства, творческая независимость. Формула архитектуры и дизайна Райта – торжество воображения над материалом, методом и человеком.
Реклама - один из источников американского дизайна. Уже вначале ХХ века рекламные агентства торговали печатными полосами в газетах, журналах, на уличных щитах. Первое поколение американских дизайнеров – Лоуи, Дрейфус, Тиг, Геддесс - были в прошлом художниками рекламы, декораторами, иллюстраторами моды.
Р.Лоуи - (из Парижа в1919г.) создатель имиджа американского образа жизни и имиджа дизайнера как специалиста, которому подвластны красота и удобство вещей, окружающих человека.
Дизайнеры 30 годов ХХ века как национальные герои, способствовавшие выходу страны из кризиса, чародеи, творящие красоту.
«Стайлинг» - феномен американского массового коммерческого дизайна - состояние реальных и выдуманных удобств, понимание психологии покупателя, принимающего новые функции и приятные глазу формы.
Пять рядов оптимизации форм Г.ДЕКСОНА в эволюции американского дизайна ХХ века – ступенчатый (небоскребы 20-30годы ХХ века), аэродинамический, конусный «трапециевидная форма», скульптурный (пластика поверхностей сложной кривизны), ящичный (стиль приборов из физических лабораторий.)
Н.Геддесс - пионер обтекаемых форм, ставшими доминирующими в дизайне - промышленном, архитектуре, транспортном и бытовом 30-40-годах в Америке. Влияние Э.Линдельсона, немецкого архитектора на творчество Н.Геддесса и его обтекаемые формы.
Роль дизайна в оформлении 1950 годах «американской мечты» - стандартного набора предметов и благ, ассоциировавших со счастливым и удачным образом жизни, ценностью мирной жизни и важным местом в ней автомобиля.
Совершенствование моделей автомобилей, второго дома американцев с позиции формирования автомобильных грез. мотивы и формы реактивной авиации(30-40годов ХХ века) Х.Эрл, идея безопасности и рационального расхода топлива в условиях топливного кризиса 70 годов, новых материалов, конструкций, разработок эргономистов (Г.Дрейфус, пособие солидный труд по эргономике) при проектировании салона самолета «Боинт-707».
Ретротема в автомобильном дизайне 1990 (Дж.Майс, редизайн Фольксвагена» «жук»).1950 годы: «Золотой век »дизайна. Дж. Нельсон и его широкий спектр дизайнерских услуг – от разработки графических систем и упаковок до архитектуры, оборудования офисных помещений, новых видов промышленных изделий; его «consultancy»- , консультационные и проектные тип организации дизайнерской деятельности, ставшей наиболее распространенной на рубеже ХХ-ХХI в. Проекты содержат – расчеты эффективности, эргономические исследования, рекомендации по организации производства и сбыта. Логотип фирмы IBM (П.Рэнд), буквы напоминают развертку телеэкрана. Модульно-блочный стиль первого компьютерного оборудования (архитектор Эллиотт Найс), единое зрительное восприятие всех элементов оборудования. Коренное изменение иллюстрированных изданий и журналов мод (А.Бродович, дизайнер - график). Р.Имс вместе с Эро Саариненом исследовали свойства пластмасс, других материалов и технологий в мебельном дизайне. Новая эстетика сидения, мебель на алюминиевом каркасе. Вершина мебельного дизайна 1950 годов - кресла и стулья из стеклопластика в виде распустившихся цветов. Фуллер и его геодезические безопорные купола для перекрытия гигантских пространств. Искусство, наука и техника как источник идей и форм в дизайне США.
- Введение
- Содержание и структура междисциплинарного экзамена
- «История дизайна науки и техники»
- «История дизайна науки и техники» Дизайн в системе пространственных искусств.
- Понятие дизайна. Этимология термина «дизайн». «Смысловые ряды» концепта «дизайн».
- Дизайн как предметное творчество. Вещь в культуре, в дизайне и цивилизации.
- Дизайн как категория эстетической деятельности и художественная коммуникация.
- Структура дизайна и его функции.
- Художественное проектирование как основной метод дизайна.
- Зарождение и основные этапы развития промышленного дизайна как новой универсальной творческой профессии.
- Промышленные выставки XIX в. И их вклад в развитие дизайна.
- Первые теоретики дизайна: Дж. Рескин, г. Земпер, ф. Рёло.
- Теория и практика дизайна в 30 годы XX века. «Баухауз» прообраз дизайнерской школы.
- Теоретические концепции западного дизайна.
- Теоретические концепции отечественного дизайна и их связь с практикой(1960-1980г.)
- Закономерности и средства композиции в художественном проектировании.
- Эргономическое обеспечение дизайн - проектирования.
- Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция.
- Послевоенный дизайн Западной Европы.
- Скандинавский дизайнерский функционализм. Эстетика дома.
- Феномен японского дизайна.
- Традиции немецкого дизайна.
- Великобритания: дизайн на службе общества.
- Исторические аспекты художественного конструирования в России XVIII –начала XX в.
- Городское искусство, ремесло и промышленность XVIII – первой половины XIX в.
- Промышленное искусство и ремесло второй половине хiх- начале хх вв.
- Развитие дизайна в советский период и его основные задачи.
- Техническая эстетика – наука о художественном конструировании.
- «История культуры и искусств»
- «История культуры и искусств» Культура и искусство соотношение понятий. Место и значение искусства в системе культуры
- Сущность и специфика различных видов искусств. Классификация видов искусств
- История искусств и всемирная история: специфика взаимообусловленности
- Понятие художественного стиля. Основные художественные стили в контексте культурно-исторического развития
- Художественная культура и предметный мир древнейших цивилизаций Востока. Древняя Индия. Древний Китай. Древняя Япония
- Искусство и предметный мир Древней Греции.
- Искусство и предметный мир Древнего Рима
- Материальная культура и искусство Средневековья
- Искусство и материальная культура Византии как основа древнерусской культуры.
- Романский художественный стиль и его влияние на предметный мир средневековой Европы
- Готический художественный стиль и его влияние на предметный мир средневековой Западной Европы
- Декоративно-прикладное искусство и его влияние на предметную среду арабо-мусульманской культуры.
- Искусство и материальная культура эпохи Возрождения
- Искусство Северного Возрождения
- Художественная культура и научно-технический прогресс Нового Времени
- Стиль барокко и предметный мир
- Классицизм и его влияние на материальную культуру
- Рококо и его влияние на предметный мир
- Русская культура и искусство первой половины XVIII в.
- Русская культура и искусство второй половины XVIII в.
- Художественные стили и предметная среда в культуре Западной Европы конца XVIII – первой половины XIX века.
- Реализм в западноевропейском искусстве.
- Импрессионизм. Неоимпрессионизм. Постимпрессионизм.
- Русская культура и искусство первой половины XIX в.
- Реализм в русском искусстве второй половины XIX в.
- Русский мир в творчестве и.Е.Репина, в.И.Сурикова и в.М.Васнецова.
- Символизм и стиль модерн в изобразительном искусстве Западной Европы и Америки конца XIX - начала хх вв.
- Своеобразие русского модерна и его влияние на отечественную культуру конца XIX - начала хх вв.
- Талашкино и Абрамцево - как центры синтеза искусства и дизайна.
- Русский авангард и его влияние на предметную среду
- Советская культура и искусство
- Основные художественные направления и стили в искусстве Европы и Америки хх в.
- Основная литература