Развитие дизайна в советский период и его основные задачи.
Образование в 1918 году специальных подотделов по вопросам архитектуры и художественной продукции.
Организация Высших государственных технических мастерских (ВХУТЕМАСА) и подготовка художников-мастеров высшей квалификации для промышленности. Роль ВХУТЕМАСА в утверждении в советской художественной культуре дизайна. Новаторские поиски конструктивной и образной лаконичности предметной среды, разработка современных интерьеров и новых конструкций, включение новых материалов, создание новых форм. В 1927 году преобразование ВХУТЕМАСА во ВХУТЕИН- Всесоюзный художественно-технический институт.
«Производственное искусство», развитие им принципов функционализма и конструктивизма. Отрицание «производственниками» прежних форм искусства.
Инженерное проектирование. Создание уникальных промышленных образцов и строительных объектов. Радиобашня инженера В.Шухова. Первый русский трактор инженера Я. Камина. Первый русский тепловоз инженера Я.Гаккеля.
1930годы - перестройка дизайнерского проектирования в расчете на массовое производство. Строительство Московского метрополитена как целостного архитектурно-транспортного комплекса.
Технический прогресс в автомобилестроении. Создание первых советских автомобилей, роль в этом дизайнерском проектирования.
Удачные поиски дизайнеров в серийной массовой промышленности, в области культурно-бытовых изделий. Переход от единичного к массовому дизайну.
Первые послевоенные годы - начало организационного дизайна . создание организации по художественному проектированию промышленных изде6лий. Роль в развитии отечественного дизайна постановления Совета Министров СССР 1962 год «Об улучшении качества продукции машиностроения и товарнокультурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования».
Создание Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики и специальных художественно-конструкторских бюро на крупных заводах.
Создание в 1957 году Международного совета организаций индустриального дизайна (ИКСИДА). С 1965 года- СССР- член ИКСИДА. Генеральная ассамблея ИКСИДА в 1969 году и выработка формулировки дизайна.
Развитие народных художественных промыслов – особой отрасли художественной промышленности. Коллективность творческого процесса, применение высококвалифицированного ручного труда наряду с использованием средств малой механизации.
В начале 70 годов – определение необходимости разделения задач между большими областями приложения сил художников - декоративным искусством, художественной промышленностью и дизайном. Декоративное искусство как особая область создания уникальных произведений, несущих новую эстетическую программу и обладающих широкими связями с духовной культурой в целом. Художественная промышленность как сфера создания типовых массовых изделий быта, для которых вопросы конструкции, соответствия формы предмета его функции, технологичность, доступность, остаются вопросами первостепенной важности. Дизайн как широкая область эстетического осмысления всех выпускаемых современной индустрией изделий.
Ансамбль как единство уникальных и массовых произведений декоративного искусства. Формирование гармоничной предметной среды в 70-80 годы ХХ века.
- Введение
- Содержание и структура междисциплинарного экзамена
- «История дизайна науки и техники»
- «История дизайна науки и техники» Дизайн в системе пространственных искусств.
- Понятие дизайна. Этимология термина «дизайн». «Смысловые ряды» концепта «дизайн».
- Дизайн как предметное творчество. Вещь в культуре, в дизайне и цивилизации.
- Дизайн как категория эстетической деятельности и художественная коммуникация.
- Структура дизайна и его функции.
- Художественное проектирование как основной метод дизайна.
- Зарождение и основные этапы развития промышленного дизайна как новой универсальной творческой профессии.
- Промышленные выставки XIX в. И их вклад в развитие дизайна.
- Первые теоретики дизайна: Дж. Рескин, г. Земпер, ф. Рёло.
- Теория и практика дизайна в 30 годы XX века. «Баухауз» прообраз дизайнерской школы.
- Теоретические концепции западного дизайна.
- Теоретические концепции отечественного дизайна и их связь с практикой(1960-1980г.)
- Закономерности и средства композиции в художественном проектировании.
- Эргономическое обеспечение дизайн - проектирования.
- Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция.
- Послевоенный дизайн Западной Европы.
- Скандинавский дизайнерский функционализм. Эстетика дома.
- Феномен японского дизайна.
- Традиции немецкого дизайна.
- Великобритания: дизайн на службе общества.
- Исторические аспекты художественного конструирования в России XVIII –начала XX в.
- Городское искусство, ремесло и промышленность XVIII – первой половины XIX в.
- Промышленное искусство и ремесло второй половине хiх- начале хх вв.
- Развитие дизайна в советский период и его основные задачи.
- Техническая эстетика – наука о художественном конструировании.
- «История культуры и искусств»
- «История культуры и искусств» Культура и искусство соотношение понятий. Место и значение искусства в системе культуры
- Сущность и специфика различных видов искусств. Классификация видов искусств
- История искусств и всемирная история: специфика взаимообусловленности
- Понятие художественного стиля. Основные художественные стили в контексте культурно-исторического развития
- Художественная культура и предметный мир древнейших цивилизаций Востока. Древняя Индия. Древний Китай. Древняя Япония
- Искусство и предметный мир Древней Греции.
- Искусство и предметный мир Древнего Рима
- Материальная культура и искусство Средневековья
- Искусство и материальная культура Византии как основа древнерусской культуры.
- Романский художественный стиль и его влияние на предметный мир средневековой Европы
- Готический художественный стиль и его влияние на предметный мир средневековой Западной Европы
- Декоративно-прикладное искусство и его влияние на предметную среду арабо-мусульманской культуры.
- Искусство и материальная культура эпохи Возрождения
- Искусство Северного Возрождения
- Художественная культура и научно-технический прогресс Нового Времени
- Стиль барокко и предметный мир
- Классицизм и его влияние на материальную культуру
- Рококо и его влияние на предметный мир
- Русская культура и искусство первой половины XVIII в.
- Русская культура и искусство второй половины XVIII в.
- Художественные стили и предметная среда в культуре Западной Европы конца XVIII – первой половины XIX века.
- Реализм в западноевропейском искусстве.
- Импрессионизм. Неоимпрессионизм. Постимпрессионизм.
- Русская культура и искусство первой половины XIX в.
- Реализм в русском искусстве второй половины XIX в.
- Русский мир в творчестве и.Е.Репина, в.И.Сурикова и в.М.Васнецова.
- Символизм и стиль модерн в изобразительном искусстве Западной Европы и Америки конца XIX - начала хх вв.
- Своеобразие русского модерна и его влияние на отечественную культуру конца XIX - начала хх вв.
- Талашкино и Абрамцево - как центры синтеза искусства и дизайна.
- Русский авангард и его влияние на предметную среду
- Советская культура и искусство
- Основные художественные направления и стили в искусстве Европы и Америки хх в.
- Основная литература