Зарождение и основные этапы развития промышленного дизайна как новой универсальной творческой профессии.
Споры историков искусства и культуры, архитекторов и художников, писателей и эстетов первой половины XIX в. о поиске «синтетического» стиля или использования любых стилевых достижений прошлого. Два подхода к достоинству промышленной продукции: в открытости его формы и соответствии потребностям вкуса. Два подхода к использованию орнамента. Ульям Дайс: необходимое дополнение для создания завершённого промышленного продукта, скрытия недостатков в отделке и не качественности отливок. Орнамент в промышленном искусстве – фальшь, искажение правды материала (дерева, камня) в чугунных литых изделиях. Две концепции в мире дизайна в условиях его зарождения и массовой индустриализации производства. Первая концепция: идея возврата к ремесленному производству, к целостности продукта, создаваемого одним мастером (Дж. Рескин, Уильям Моррис), как преодоление разрыва между эстетической формой и функцией в условиях промышленной революции и реформирования искусства и ремесла. Вторая концепция - поддержка промышленности путём пропаганды лучших образцов стиля и декора для рекомендации производству.
Дизайн и развитие: художественных проектных программ, массовой промышленности, инженерного проектирования и науки. Кризис художественной ситуации в области формообразования предметного мира – причина появления дизайна.
- Введение
- Содержание и структура междисциплинарного экзамена
- «История дизайна науки и техники»
- «История дизайна науки и техники» Дизайн в системе пространственных искусств.
- Понятие дизайна. Этимология термина «дизайн». «Смысловые ряды» концепта «дизайн».
- Дизайн как предметное творчество. Вещь в культуре, в дизайне и цивилизации.
- Дизайн как категория эстетической деятельности и художественная коммуникация.
- Структура дизайна и его функции.
- Художественное проектирование как основной метод дизайна.
- Зарождение и основные этапы развития промышленного дизайна как новой универсальной творческой профессии.
- Промышленные выставки XIX в. И их вклад в развитие дизайна.
- Первые теоретики дизайна: Дж. Рескин, г. Земпер, ф. Рёло.
- Теория и практика дизайна в 30 годы XX века. «Баухауз» прообраз дизайнерской школы.
- Теоретические концепции западного дизайна.
- Теоретические концепции отечественного дизайна и их связь с практикой(1960-1980г.)
- Закономерности и средства композиции в художественном проектировании.
- Эргономическое обеспечение дизайн - проектирования.
- Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция.
- Послевоенный дизайн Западной Европы.
- Скандинавский дизайнерский функционализм. Эстетика дома.
- Феномен японского дизайна.
- Традиции немецкого дизайна.
- Великобритания: дизайн на службе общества.
- Исторические аспекты художественного конструирования в России XVIII –начала XX в.
- Городское искусство, ремесло и промышленность XVIII – первой половины XIX в.
- Промышленное искусство и ремесло второй половине хiх- начале хх вв.
- Развитие дизайна в советский период и его основные задачи.
- Техническая эстетика – наука о художественном конструировании.
- «История культуры и искусств»
- «История культуры и искусств» Культура и искусство соотношение понятий. Место и значение искусства в системе культуры
- Сущность и специфика различных видов искусств. Классификация видов искусств
- История искусств и всемирная история: специфика взаимообусловленности
- Понятие художественного стиля. Основные художественные стили в контексте культурно-исторического развития
- Художественная культура и предметный мир древнейших цивилизаций Востока. Древняя Индия. Древний Китай. Древняя Япония
- Искусство и предметный мир Древней Греции.
- Искусство и предметный мир Древнего Рима
- Материальная культура и искусство Средневековья
- Искусство и материальная культура Византии как основа древнерусской культуры.
- Романский художественный стиль и его влияние на предметный мир средневековой Европы
- Готический художественный стиль и его влияние на предметный мир средневековой Западной Европы
- Декоративно-прикладное искусство и его влияние на предметную среду арабо-мусульманской культуры.
- Искусство и материальная культура эпохи Возрождения
- Искусство Северного Возрождения
- Художественная культура и научно-технический прогресс Нового Времени
- Стиль барокко и предметный мир
- Классицизм и его влияние на материальную культуру
- Рококо и его влияние на предметный мир
- Русская культура и искусство первой половины XVIII в.
- Русская культура и искусство второй половины XVIII в.
- Художественные стили и предметная среда в культуре Западной Европы конца XVIII – первой половины XIX века.
- Реализм в западноевропейском искусстве.
- Импрессионизм. Неоимпрессионизм. Постимпрессионизм.
- Русская культура и искусство первой половины XIX в.
- Реализм в русском искусстве второй половины XIX в.
- Русский мир в творчестве и.Е.Репина, в.И.Сурикова и в.М.Васнецова.
- Символизм и стиль модерн в изобразительном искусстве Западной Европы и Америки конца XIX - начала хх вв.
- Своеобразие русского модерна и его влияние на отечественную культуру конца XIX - начала хх вв.
- Талашкино и Абрамцево - как центры синтеза искусства и дизайна.
- Русский авангард и его влияние на предметную среду
- Советская культура и искусство
- Основные художественные направления и стили в искусстве Европы и Америки хх в.
- Основная литература