logo
Программа ВУЗ ВАЖНО!!!!

Художественные стили и предметная среда в культуре Западной Европы конца XVIII – первой половины XIX века.

Великая французская революция и национальные освободительные движения начала века, их влияние на искусство.

Проблема исторической живописи рубежа веков. Революционный классицизм Жака-Луи Давида. Портреты и исторические полотна Давида. Формирование стиля ампир и его влияние на предметный мир.

Неоклассицизм и романтизм – основные направления первой половины XIX в. Академическая традиция (А.Р. Менгс, А.Канова). Архитектура классицизма начала века. Классицизм Ж.-Л. Давида времен Директории и Империи, обращения к драматическим событиям античной истории. Ж.-О.-Д. Энгр – глава классицистического направления. Живопись и рисунок Энгра. Романтизм в европейском искусстве XIX века. Сложность и внутренняя противоречивость романтизма. Творчество основоположника романтической школы Теодора Жерико. Эжен Делакруа – глава французского романтизма. Соединение академических приемов с формальными находками романтизма в мелодраматических полотнах П. Делароша. Живописное новаторство Камиля Коро и создание пейзажа настроения.

Своеобразие английского романтизма. Развитие пейзажной акварели. Творчество Дж. Констебля, его влияние на развитие европейского реалистического пейзажа. Творчество Дж. У. Тернера. Воплощение динамики и борьбы природных сил, любовь к необычным световым и цветовым эффектам в поздних фантастических пейзажах Тернера. Влияние на импрессионизм. Художники «Братства прерафаэлитов».

Романтизм в Германии. Развитие жанров портрета, аллегорической картины и пейзажа. Меланхолически-созерцательное настроение картин немецких романтиков, поэтизация обыденности (что привело к развитию камерного бытового жанра, а также стиля «бидермайер»). Творчество Ф.-О. Рунге. Пейзажи К.-Д. Фридриха. Движение «назарейцев».

Становление французского реалистического пейзажа в творчестве художников барбизонской школы. Теодор Руссо, Шарль Добиньи, Жюль Дюпре, Диаз де ла Пенья. Борьба Густава Курбе против салонного искусства, его интерес к теме повседневной жизни французской провинции, социальная заостренность интересов художника, его участие в политической жизни Франции. Декларации и манифесты о новом реалистическом методе. Новаторство Густава Курбе в работах: «Похороны в Орнане», «Ателье», «Здравствуйте, господин Курбе». Франсуа Милле. Крестьянская тема в творчестве Франсуа Милле. «Социально-критический характер творчества Оноре Домье, его политическая и бытовая сатира, живописные работы. «Человеческая комедия эпохи» в тысячах рисунков, литографий и картин Оноре Домье: «Улица Транснонен», «Дон Кихот», «Прачка», серии литографий «Роббер Макер», «Парижские типы», «Добропорядочные буржуа», «Деятели правосудия». Домье как политический карикатурист.