Промышленное искусство и ремесло второй половине хiх- начале хх вв.
Возникновение в середине ХIХ века на базе бурного технического прогресса массового промышленного производства. Процесс дальнейшего разделения труда. Коренной пересмотр традиционных принципов создания изделий, усилением внимания к их утилитарным и эстетическим функциям.
Индустриальная тема в произведениях искусства. Зарождение и развитие промышленной графики.
Роль промышленных выставок и промышленных музеев в развитии художественного конструирования. Первая Всемирная промышленная выставка в Лондоне а1851 году, успешные выступления России на международных выставках в других странах во второй половине ХIХ- начале ХХ вв.
Архитектура, мебель, предметы быта, оформление интерьеров. Поиски нового, обусловленные изменяющимися социальным условиям в связи развитием буржуазии. Тесное содружество между архитектурами – рисовальщиками и мебельщиками. Эклиптика. Поиски нового стиля
Подготовка художественно профессиональных кадров разработчиков изделий и мастеров. Открытие «училищ технического рисования» в Москве ( графа Строгонова) и в Петербурге. Появление художника нового типа, развитие специального ремесленного образования мастеров- исполнителей. Формирование наук, связанных с вопросами гигиены труда и использования предметов быта.
Возникновение и развитие стиля модерн. Усиление внимания к функциональному и комплексному решению архитектурно-предметной среды. Принципы стилеобразования, закономерности организации пространственной среды в модерне. Развитие массового производства мебели. Тенденции национализации стиля. Творчество В.М.Васнецова, Е.Д.Поленовой в Абрамцево на рубеже веков. Роль их деятельности для развития народных художественных промыслов.
Значение модерна для утверждения в искусстве создания бытовых предметов новых эстетических и творческих принципов, для ускорения появления дизайна и новой профессии – художника- дизайнера.
- Введение
- Содержание и структура междисциплинарного экзамена
- «История дизайна науки и техники»
- «История дизайна науки и техники» Дизайн в системе пространственных искусств.
- Понятие дизайна. Этимология термина «дизайн». «Смысловые ряды» концепта «дизайн».
- Дизайн как предметное творчество. Вещь в культуре, в дизайне и цивилизации.
- Дизайн как категория эстетической деятельности и художественная коммуникация.
- Структура дизайна и его функции.
- Художественное проектирование как основной метод дизайна.
- Зарождение и основные этапы развития промышленного дизайна как новой универсальной творческой профессии.
- Промышленные выставки XIX в. И их вклад в развитие дизайна.
- Первые теоретики дизайна: Дж. Рескин, г. Земпер, ф. Рёло.
- Теория и практика дизайна в 30 годы XX века. «Баухауз» прообраз дизайнерской школы.
- Теоретические концепции западного дизайна.
- Теоретические концепции отечественного дизайна и их связь с практикой(1960-1980г.)
- Закономерности и средства композиции в художественном проектировании.
- Эргономическое обеспечение дизайн - проектирования.
- Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция.
- Послевоенный дизайн Западной Европы.
- Скандинавский дизайнерский функционализм. Эстетика дома.
- Феномен японского дизайна.
- Традиции немецкого дизайна.
- Великобритания: дизайн на службе общества.
- Исторические аспекты художественного конструирования в России XVIII –начала XX в.
- Городское искусство, ремесло и промышленность XVIII – первой половины XIX в.
- Промышленное искусство и ремесло второй половине хiх- начале хх вв.
- Развитие дизайна в советский период и его основные задачи.
- Техническая эстетика – наука о художественном конструировании.
- «История культуры и искусств»
- «История культуры и искусств» Культура и искусство соотношение понятий. Место и значение искусства в системе культуры
- Сущность и специфика различных видов искусств. Классификация видов искусств
- История искусств и всемирная история: специфика взаимообусловленности
- Понятие художественного стиля. Основные художественные стили в контексте культурно-исторического развития
- Художественная культура и предметный мир древнейших цивилизаций Востока. Древняя Индия. Древний Китай. Древняя Япония
- Искусство и предметный мир Древней Греции.
- Искусство и предметный мир Древнего Рима
- Материальная культура и искусство Средневековья
- Искусство и материальная культура Византии как основа древнерусской культуры.
- Романский художественный стиль и его влияние на предметный мир средневековой Европы
- Готический художественный стиль и его влияние на предметный мир средневековой Западной Европы
- Декоративно-прикладное искусство и его влияние на предметную среду арабо-мусульманской культуры.
- Искусство и материальная культура эпохи Возрождения
- Искусство Северного Возрождения
- Художественная культура и научно-технический прогресс Нового Времени
- Стиль барокко и предметный мир
- Классицизм и его влияние на материальную культуру
- Рококо и его влияние на предметный мир
- Русская культура и искусство первой половины XVIII в.
- Русская культура и искусство второй половины XVIII в.
- Художественные стили и предметная среда в культуре Западной Европы конца XVIII – первой половины XIX века.
- Реализм в западноевропейском искусстве.
- Импрессионизм. Неоимпрессионизм. Постимпрессионизм.
- Русская культура и искусство первой половины XIX в.
- Реализм в русском искусстве второй половины XIX в.
- Русский мир в творчестве и.Е.Репина, в.И.Сурикова и в.М.Васнецова.
- Символизм и стиль модерн в изобразительном искусстве Западной Европы и Америки конца XIX - начала хх вв.
- Своеобразие русского модерна и его влияние на отечественную культуру конца XIX - начала хх вв.
- Талашкино и Абрамцево - как центры синтеза искусства и дизайна.
- Русский авангард и его влияние на предметную среду
- Советская культура и искусство
- Основные художественные направления и стили в искусстве Европы и Америки хх в.
- Основная литература