5.4.2. Скульптура.
Активное включение скульптуры в архитектурный образ и градостроительный ансамбль. Укрупнение и монументализация форм круглой скульптуры и рельефа. Осмысление скульптурной композиции как носителя высоких гражданских идеалов. Становление русской медальерной школы. - Синтез скульптуры и архитектуры в позднем творчестве Ф.Щедрина: скульптура Адмиралтейства, фриз «Несение креста» для конхи южной апсиды Казанского собора. Поздние работы И.П.Прокофьева: ретроспективизм - «Борцы», горельеф «Воспитание». - Зрелое творчество И.П.Мартоса: портреты, монументальная скульптура, мемориальная пластика - бюст И.Л.Лазарева, памятник Минину и Пожарскому, Е.И.Гагариной, А.Э.Ришелье. Скульптурное творчество Б.И.Орловского, И.П.Витали, С.С.Пименова, В.И.Демут-Малиновского.
5.4.3. Медальерное искусство.
Возрождение медальерного искусства. Творчество Ф.П. Толстого: серии памятных медалей, рельефы - серия «Война 1812 года», рельефы по мотивам «Одиссеи» Гомера.
5.5. Романтические тенденции в изобразительном искусстве первой трети XIX в.:
5.5.1. Романтизм в портретном и пейзажном жанрах.
Своеобразие эстетики изобразительного искусства эпохи романтизма: усиление индивидуалистических тенденций, распад нормативного классицистического идеала. Изменение видовых и жанровых соотношений в системе изобразительных искусств, формирование и развитие бытового жанра, возникновение жанра “интерьерной” живописи. Разрушение традиционной регламентации классицистической нормативности и художественных установок Академии художеств. Усиление интереса к внесословной ценности личности. Индивидуалистические концепции в живописи и графике, стилистические особенности живописной системы романтизма и многообразие творческих индивидуальностей. Изменение общественного статуса искусства после Отечественной войны 1812 года и художественной ситуации во 2-й трети XIX века. Возникновение тенденций искусства критического реализма. Портрет и пейзаж - ведущие жанры живописи романтизма.
Портрет. - Творчество О.А.Кипренского: романтизм, эволюция творчества, создание принципиально новой романтической портретной концепции, утверждение внесословной ценности личности, своеобразие живописной манеры, связь со стилистикой романтизма западноевропейского искусства, взаимопроникновение композиционных приемов камерного и парадного портретов - портреты А.Ф.Фурман, А.С.Пушкина. автопортрет в халате, Б.Торвальдсена. - Творчество В.А.Тропинина: плавный характер стилистической эволюции портретной живописи Тропинина - от рокайльных тенденций в ранних произведениях к романтической и реалистической живописи поздних работ, типологическая классификация портретных моделей, жанровый характер портретной живописи - «Кружевница», портрет Л.Я.Неклюдова, А.С.Пушкина, «Гитарист».
Пейзаж. - Пейзаж в живописи романтизма. Творчество С.Ф.Щедрина: принципиально иная концепция пейзажной живописи романтизма сравнительно с классицистической, утверждение “ индивидуальной”, естественной красоты природы, а не готового “вида” живописная реформа - разработка приемов пленэрного письма, тематические пейзажные циклы, эволюция творчества - «Вид на Петровский остров», «Колизей в Риме», «Набережная в Неаполе». Пейзажная живопись Ф.М.Матвеева, М.Н.Воробьева. Пейзаж в акварелях А.П.Брюллова.
5.5.2. Графика.
Графическое наследие О.А.Кипренского: крупнейший мастер карандашного портрета.
5.6. Реалистические поиски в живописи и графике первой трети XIX в.
5.6.1.Реализм в портретном, пейзажном и бытовом жанрах
Причины усиления жанровых тенденций в живописи позднеромантического периода. Антиромантическая концепция в живописи 1830-х - 1840-х гг. Художественная ситуация в искусстве и культуре России 30х-40х годов. Ориентация искусства на демократическую аудиторию.Появление массовых газет и журналов, возрастание роли сатирической печатной графики. - Поздний портрет Н.И.Аргунова: реализм и психологическое преображение личности, отход от парадной концепции вт.пол.XVIII в.: портреты П.С.Рунича, В.А.Соколовой, Г.В.Варгина. Творчество А.Г.Венецианова: художественный “ манифест” Венецианова, деформация жанровых границ, бытовой портрет, портрет в интерьере, портрет в пейзаже, появление нового героя, поэтизация “крестьянского “ жанра, отказ от фабулы, первое изображение русской природы, особенности живописной системы, педагогическая деятельность - альтернативная система обучения и воспитания художников - автопортрет, «Утро помещицы», «Кормилица с ребенком», «Пряха», «Гумно». Художники школы Венецианова - появление и развитие “ интерьерного” жанра в живописи: Г.В.Сорока, С.К.Зарянко. - Творчество П.А.Федотова: сатирический характер ранних произведений, “рацеи”, юмористические интонации ранних бытовых живописных композиций, особенности композиционной и колористической системы, появление нового героя в русском искусстве, нарастание лирических и трагических мотивов в поздних произведениях художника, психологизм, тема безвременья, черты критического реализма - “Сватовство майора” , “ Завтрак аристократа”, “Игроки”, “Анкор, еще анкор”.
5.6.2. Графика.
Сатирическая графика П.А.Федотова. Расцвет русской литографии: И.С.Щедровский, К.И.Беггров.
- 1. Предисловие
- 2.Программа курса
- 2.2.3. Московская архитектура после возвращения Великого посольства. От “нарышкинского стиля” к голландскому классицизму и протестантскому барокко.
- 2.2.4. Строительство с.-Петербурга. Образцы западноевропейской архитектурной практики к.XVII-н.XVIII вв.
- 2.3.2. Станковая живопись.
- 2.3.5. Скульптура.
- 3.2.2. Елизаветинское барокко.
- 3.3.2. Портрет елизаветинского времени.
- 3.4. Графика
- 4.2.2. Зрелый классицизм эпохи Павла I (1796-1801)
- 4.3.2. Историческая живопись
- 4.3.3. Скульптура.
- 4.4.2. Формирование бытового и пейзажного жанров.
- 4.5. Театрально-декоративная и монументальная живопись.
- 4.6. Графика.
- 5.4.2. Скульптура.