2.3.5. Скульптура.
Возникновение и формирование круглой скульптуры как самостоятельного вида искусства в конце XVII - начале XVIII века. Скульптурное убранство ц. Знамения в Дубровицах и ц. Гавриила Архангела в Москве. Многообразие путей формирования русской школы скульптуры: иностранные мастера, обучение русских заграницей, изготовление и приобретение коллекций садово-парковой скульптуры в Западной Европе. Введение в обиход русского искусства общеевропейского языка символов и аллегорий. Использование новых, не традиционных для русского искусства, материалов в скульптуре. Освоение разнообразных техник. Новая тематика произведений скульптуры. Стремление к синтезу скульптуры и архитектуры в ранних петербургских постройках. Скульпторы иностранцы и их деятельность в Петровском Петербурге и пригородных дворцах. Скульптор Н.Пино: статуи ворот Петропавловской крепости, интерьеры Большого дворца и Монплезира в Петергофе, проект Триумфального столпа и памятника Петру I, маяка в Кронштадте. Скульптор К.Оснер Старший: рельефы ворот Петропавловской крепости. А.Шлютер и его школа: интерьеры Меншикова дворца на Васильевском острове, барельефы фасадов Летнего дворца в Петербурге, рельефа Большого каскада в Петергофе.- рельефы для Летнего Дворца Петра I . Барочная стилистика скульптурных произведений Б.-К. Растрелли: портретный бюст, проекты памятника Петру I, монументальные работы 1730-1740-х гг. Значение скульптуры петровского времени для расцвета русской скульптуры эпохи классицизма. Становление медальерного искусства в России в начале XVIII века: московский Денежный двор и петербургский Монетный двор.
3. РУССКОЕ ИСКУССТВО СЕРЕДИНЫ XVIII ВЕКА
/эпоха правления императрицы Елизаветы Петровны/
3.1. Культура Елизаветинского времени.
Социальная и экономическая реакция в период царствования Анны Иоанновны. Вульгарное западничество. Насильственное торможение культурного развития. Патриотический подъем в царствование Елизаветы Петровны. Усиление внешних репрезентативных форм выражения государственной власти. Активизация государственного заказа в области архитектуры и изобразительного искусства. Расцвет новых видов декоративно-прикладного искусства. Культ ансамбля. Академия наук. Деятельность М.Ломоносова. «Академия трех знатнейших художеств». Открытие Московского университета. Расцвет театра. Появление первых русских драматических сочинений. Творчество А.Сумарокова. Русская лирика. Творчество В.Тредиаковского. Становление русской словесности Нового времени.
3.2. Первая стадия новой архитектуры в царствование Елизаветы Петровны (1730-1750-е гг.). Стиль барокко.
3.2.1. “Эпоха дворцовых переворотов”: от Екатерины I до Елизаветы Петровны.
Появление отечественных архитектурных кадров. Вытеснение иностранных архитекторов из реального строительства местными архитектурными кадрами. Формирование системы архитектурного обучения в Петербурге и Москве. Роль Комиссии Петербургского строения в развитии русской архитектурной теории. “Должность архитектурной экспедиции” - итог первой фазы развития новой архитектуры в России. Барокко как стиль наиболее отвечающий эстетическим запросам элиты русского общества и сумма художественных приемов, в которых новая архитектура начала распространяться в провинции.
С.-Петербург - Первое поколение отечественных архитекторов, прошедших обучение у зодчих-иностранцев и заграницей: М.Земцов, П.Еропкин, И.Коробов и их деятельность в Петербурге. Деятельность Комиссии Санкт-Петербургского строения. Рядовая застройка Петербурга в 1730-е гг. Генеральный план Петербурга 1737 г. Реконструкция Адмиралтейства. Дом А.Кантемира и третий Зимний дворец Ф.-Б. Растрелли.
Москва - Отмена Указа о запрещении каменного строительства в Москве. Деятельность петровских пенсионеров в Москве: Т.Усов, И.Мордвинов и И.Мичурин. Первый топографический план Москвы. Церковь Троицы на Арбате. Палаты Синодальной типографии. Синодальные триумфальные ворота. Строительство дворцов в Кремле и на Яузе по проектам Ф.-Б. Растрелли, участие в этих работах А.Евлашева и Ф. Шанина. Расцвет усадебного строительства на берегах Яузы.
Провинция - Деятельность петровских пенсионеров в провинции. И.Мичурин в Твери, Коломне, Брянске. Распространение образцов жилого и общественного строительства, созданных в Петербурге, в провинциальных городах: Великий Устюг, Вологда, Тотьма. Строительство Ф.-Б.Расстрелли дворцов Бирона в Прибалтике.
- 1. Предисловие
- 2.Программа курса
- 2.2.3. Московская архитектура после возвращения Великого посольства. От “нарышкинского стиля” к голландскому классицизму и протестантскому барокко.
- 2.2.4. Строительство с.-Петербурга. Образцы западноевропейской архитектурной практики к.XVII-н.XVIII вв.
- 2.3.2. Станковая живопись.
- 2.3.5. Скульптура.
- 3.2.2. Елизаветинское барокко.
- 3.3.2. Портрет елизаветинского времени.
- 3.4. Графика
- 4.2.2. Зрелый классицизм эпохи Павла I (1796-1801)
- 4.3.2. Историческая живопись
- 4.3.3. Скульптура.
- 4.4.2. Формирование бытового и пейзажного жанров.
- 4.5. Театрально-декоративная и монументальная живопись.
- 4.6. Графика.
- 5.4.2. Скульптура.