logo
Методические материалы по истории кино

Тема 16. Итальянский неореализм.

Италия в конце войны. Предшественники неореализма.

Особенности итальянского фашизма. Культура и кино фашистской Италии. Оппозиция фашистской культуре в журналах "Бьянко э неро" и "Чинема". Фильмы "Дети смотрят на нас" (1944) реж. Витторио Де Сика (1901-1974), "Прогулка в облаках" (1943) реж. Алессандро Блазетти (1900-1987) и "Одержимость" (1943) реж. Лукино Висконти (1906-1976) - предшественники неореализма.

"Рим - открытый город" (1945) Роберто Росселини (1906-1977) – манифест неореализма.

Оккупация и освобождение Италии. Программа неореализма профессора Умберто Барбаро: отказ от ценностей и форм фашистской культуры и возвращение на экран правды. Создание фильма "Рим - открытый город" - осмысление трагичности судьбы итальянского народа. Отказ от мифа. Атмосфера "хоральности", коллективного героя. Беспристрастное воспроизведение на экране пыток и страданий.

Продолжение принципов фильма "Рим - открытый' город" в картине Р. Росселлини "Земляк/Paisà" (1946).

"Похитители велосипедов" (1948) Витторио Де Сика - вершина неореализма.

Неореализм как изображение новой реальности. Атмосфера ожидания, надежд на будущее. Связь течения неореализма с социалистической идеологией. Режиссёры неореалисты: Лукино Висконти, Джузеппе Де Сантис (1917–1997), Альберто Латтуада (1914-2005), Ренато Кастеллани (1913-1985), Пьетро Джерми (1914-1974), Карло Лидзани (1922-2013). Идеолог неореализма - сценарист Чезаре Дзаваттини (1902-1989). Преданность неореалистов лучшим традициям гуманизма. Вскрытие драматизма обыденной жизни. В центре повествования - судьбы простых людей. Утверждение ценности личности, индивидуума. "Похитители велосипедов" (1948 г.) В. Де Сика - на пересечении исканий неореалистов.

Поэтика неореализма. Судьбы неореализма.

"Никакой уступки красивости". Апелляция к убедительности факта, документа. Отказ от условностей павильона и участия профессиональных актеров. Сюжеты – истории из жизни, съёмки в форме наблюдений. Максимальное приближение к подлинной действительности. Реабилитация реальности, обнаружение её визуальной метафоричности. Соответствие поэтики неореализма природе кинематографа. Последние значительные фильмы неореалистов в 1951-1952 г.г. - "Рим, 11 часов" (1952) Дж. Де Сантиса, "Умберто Д." (1952) В. Де Сики, "Два гроша надежды" (1952) Ренато Кастеллани, "Полицейские и воры" (1951) Марио Моничелли (1915-2010) и Стено (1915-1988).