Тема 7.Кинокомедия – первый зрелый жанр киноискусства.
Природа комического. Комизм действия и возможности немого кино. Их соответствие. Влияние цирковой клоунады на становление жанра комической. Традиции бурлеска. Особенности кинокомизма. Гэг (комический трюк) - сердцевина смеха в кино,
Появление первого характера-маски в кино в фильмах Андре Дида("Буаро", "Кретинетти", “Глупышкин ") (1884-1931). Кумир толпы.
Макс Линдер(1883-1925). Ставка на узнаваемость. Маска светского щеголя. Тонкость и изящество юмора. Профессиональность актерской игры. Мировая известность. Закат славы и трагичная личная судьба актера.
Перемещение центра комической за океан с открытием студии "Кистоун" - 1912 год. Принципы американской комической Мака Сеннета: а) бешеный темп; б) выветривание смысла; в) снижение величия. Основной материал – гэги. Торжество нелепицы, отсутствие всего святого, доведение до абсурда, упоение идиотизмом жизни. Смысл кистоуновского абсурда.
Бастор Китон(1896-1966) - человек без улыбки. Резкое отличие комической стилистики от стилистики Сеннета, Чаплина, Ллойда: несоответствие между ситуацией и реакцией на неё у героя Китона, появление смыслового контрапункта. Изящество гэгов. Открытие Китоном кинематографических трюков. Актерское мастерство. Философичность смеха Китона.
Гарольд Ллойд(1893-1971) - маска без маски. Одинокий Люк. Резкая смена маски: Гарри - один из средних американцев. Расширение пространства комического. Приближение к реальности. Образ Гарри: а) цепкость, напористость американского парня; б) застенчивость, простодушие американского юноши. Характер ллойдовского героя - неиссякаемый оптимизм и уверенность в победе - утверждение в комическом ключе основных ценностей американской жизни.
Комический дуэт - Стэн Лаурел(1800-1965) иОливер Харди(1892-1957). Взаимодополнение характеров. Мерное, замедленное действие, без суеты сеннетовской погони. Комический ключ - апофеоз разрушения при сохранении видимости респектабельности, послушания и соблюдения законопорядка. Реальность алогизма комиков.
Игорь Ильинский(1901-1991) - комик советского немого кино. Необычайная пластичность и характерность актера. Творческое сотрудничество с режиссёром Яковом Протазановым
Природа экцентризма. Демократизм кинокомической и статус "низкого жанра" в глазах элиты. Социальный смысл "мира наизнанку". Традиции кинокомической в современном кино.
- Литература
- Тема 1.Открытие фотографии и изобретение кино.
- Тема 2. Кино и культура начала 20 века. Ярмарочное кино, "Фильм д’Ар".
- Тема 3.Немецкий киноэкспрессионизм.
- Тема 4.Начало кино Америки. Трест Эдисона и "независимые". "Патентная война".
- Тема 5. Дэвид-Уорк Гриффит (1875-1948) – «отец американского кинематографа».
- Тема 6. "Эпоха джаза" и кино Америки 20-х годов.
- Тема 7.Кинокомедия – первый зрелый жанр киноискусства.
- Тема 8.Чарли Чаплин (1889-1977)
- Тема 9. Французский киноимпрессионизм 20-х годов.
- Тема 10. Немецкий киноавангард 20-х годов. (1час)
- Тема 12. В ожидании звука.
- Тема 13. Начало звукового кино. "Тирания диалога".
- Тема 14. "Золотой век" Голливуда.
- Тема 15. Кино и европейская культура перед второй мировой войной.
- Тема 16. Итальянский неореализм.
- Тема 17. Неореализм и мировая кинематография.
- Тема 18. Становление кинодела в России.
- Тема 19. Кино – это монтаж.
- Тема 20. Теория «монтажа аттракционов» и «интеллектуального кино» Сергей Эйзенштейна (1898-1948).
- Тема 21. Молодые «киноноваторы» первых лет советского кино.
- Тема 22. Советское кино 50-60 гг.
- Тема 23. Искусство образной документалистики
- Тема 24. Кинематограф размышляет о человеке