Тема 21. Молодые «киноноваторы» первых лет советского кино.
Всеволод Пудовкин (1893-1953).
Ученик Кулешова. Фильм "Мать" (1926 г.). Отказ от принципа типажного героя. Открытие специфики игры актера в кино. Принцип кино как новой реальности со своими пространством и временем. "Потомок Чингиз-хана" (1928 г.). Зрелость теории монтажного кино.
Александр Довженко (1894-1956).
Приход в кино. "Звенигора" (1927 г.), "Арсенал" (1929 г.), "Земля" (1930 г.). Особенности кинематографической образности Довженко. Близость к фольклору и украинской народной поэзии. Философичность фильмов Довженко. Киноязык Довженко и традиции "поэтического кинематографа”.
Студия ФЭКС Григория Козинцева (1905-1973) и Леонида Трауберга (1902-19 92).
Увлечение футуризмом в Петрограде. Организация студии-театра ФЭКС (1922 г.). Манифесты ФЭКСов и их фильмы: "Похождения Октябрины" (1924 г.), «Чёртово колесо» (1926 г.). ФЭКСы и ОПОЯЗ. Влияние В. Шкловского и Ю. Тынянова на формирование теоретических воззрений Г. Козинцева и Л. Трауберга. Развитие киноязыка в фильмах «Шинель» (1926 г.), "С.В.Д."(1927 г.), "Новый Вавилон"(1929 г.). Роспуск ФЭКСов в 1926 году.
«Киноглаз» Дзиги Вертова (1896-1954).
Леворадикальные течения в культуре Советской России начала 20-х гг. Фетишизация факта. "Прыжок" Вертова в правду кинодокумента. Хроника как инструмент убеждения, средство "коммунистической расшифровки действительности". Манифест "Киноглаз" группы "Киноки" - 1923 г. Способы поэтизации кинодокумента: а/монтаж в трактовке Кулешова; б/раскрепощенная камера и необычный ракурс; в/внутрикадровый динамизм; г/оптические трюки. Крайнее неприятие литературы и театра. Практическая деятельность группы "Киноки". Публицистическая страстность "Киноглаза". Фактически новая,экстравагантная мифологизация, основанная на документе. Вертов - открыватель возможности эмоционального воздействия с помощью кинодокумента.
- Литература
- Тема 1.Открытие фотографии и изобретение кино.
- Тема 2. Кино и культура начала 20 века. Ярмарочное кино, "Фильм д’Ар".
- Тема 3.Немецкий киноэкспрессионизм.
- Тема 4.Начало кино Америки. Трест Эдисона и "независимые". "Патентная война".
- Тема 5. Дэвид-Уорк Гриффит (1875-1948) – «отец американского кинематографа».
- Тема 6. "Эпоха джаза" и кино Америки 20-х годов.
- Тема 7.Кинокомедия – первый зрелый жанр киноискусства.
- Тема 8.Чарли Чаплин (1889-1977)
- Тема 9. Французский киноимпрессионизм 20-х годов.
- Тема 10. Немецкий киноавангард 20-х годов. (1час)
- Тема 12. В ожидании звука.
- Тема 13. Начало звукового кино. "Тирания диалога".
- Тема 14. "Золотой век" Голливуда.
- Тема 15. Кино и европейская культура перед второй мировой войной.
- Тема 16. Итальянский неореализм.
- Тема 17. Неореализм и мировая кинематография.
- Тема 18. Становление кинодела в России.
- Тема 19. Кино – это монтаж.
- Тема 20. Теория «монтажа аттракционов» и «интеллектуального кино» Сергей Эйзенштейна (1898-1948).
- Тема 21. Молодые «киноноваторы» первых лет советского кино.
- Тема 22. Советское кино 50-60 гг.
- Тема 23. Искусство образной документалистики
- Тема 24. Кинематограф размышляет о человеке