logo
Методические материалы по истории кино

Тема 21. Молодые «киноноваторы» первых лет советского кино.

Всеволод Пудовкин (1893-1953).

Ученик Кулешова. Фильм "Мать" (1926 г.). Отказ от принципа типажного героя. Открытие специфики игры актера в кино. Принцип кино как новой реальности со своими пространством и временем. "Потомок Чингиз-хана" (1928 г.). Зрелость теории монтажного кино.

Александр Довженко (1894-1956).

Приход в кино. "Звенигора" (1927 г.), "Арсенал" (1929 г.), "Земля" (1930 г.). Особенности кинематографической образности Довженко. Близость к фольклору и украинской народной поэзии. Философичность фильмов Довженко. Киноязык Довженко и традиции "поэтического кинематографа”.

Студия ФЭКС Григория Козинцева (1905-1973) и Леонида Трауберга (1902-19 92).

Увлечение футуризмом в Петрограде. Организация студии-театра ФЭКС (1922 г.). Манифесты ФЭКСов и их фильмы: "Похождения Октябрины" (1924 г.), «Чёртово колесо» (1926 г.). ФЭКСы и ОПОЯЗ. Влияние В. Шкловского и Ю. Тынянова на формирование теоретических воззрений Г. Козинцева и Л. Трауберга. Развитие киноязыка в фильмах «Шинель» (1926 г.), "С.В.Д."(1927 г.), "Новый Вавилон"(1929 г.). Роспуск ФЭКСов в 1926 году.

«Киноглаз» Дзиги Вертова (1896-1954).

Леворадикальные течения в культуре Советской России начала 20-х гг. Фетишизация факта. "Прыжок" Вертова в правду кинодокумента. Хроника как инструмент убеждения, средство "коммунистической расшифровки действительности". Манифест "Киноглаз" группы "Киноки" - 1923 г. Способы поэтизации кинодокумента: а/монтаж в трактовке Кулешова; б/раскрепощенная камера и необычный ракурс; в/внутрикадровый динамизм; г/оптические трюки. Крайнее неприятие литературы и театра. Практическая деятельность группы "Киноки". Публицистическая страстность "Киноглаза". Фактически новая,экстравагантная мифологизация, основанная на документе. Вертов - открыватель возможности эмоционального воздействия с помощью кинодокумента.