logo
Билеты

55. Реализм на русской сцене (м.С.Щепкин).

М.С.Щепкин (1788-1863 гг.) – актер, основоположник реализма на отечественной сцене, великий реформатор русского театра.

Родился в семье крепостных гр.Г.С.Волькинштейна, получил хорошее образование, окончив Курское губернское училище.Творческий путь начал в труппе бр.Барсовых, экспромтом сыграв роль Андрея-почтаря в драме Мерсье «Зоа».В 1816 г.переходит в труппу известного Харьковского антрепренера Штейна. В 1818 г. Щепкина, уже известного провинциального актера, по подписке зрителей хотят выкупить из крепостной неволи, но это событие состоится лишь в 1822 г. Работая в провинции, Щепкин переиграл огромное количество ролей, приобрел неоценимый сценический опыт. В одной из поездок Щепкин увидел игру знаменитого любителя – кн. П.В.Мещерского, встреча с которым открыла ему первые подступы к реализму в сценическом искусстве. Вскоре Щепкин приходит к выводу, что «искусство настолько высоко, насколько оно близко к природе».

В 1822 г. Щепкин дебютирует на московской казенной сцене и с 1824 г. становится актером Малого театра, в котором будет служить до конца жизни.

Лучшие роли актера: Городничий, Фамусов, Кочкарев, Подколесин и пр.Прекрасно играл он и в водевилях. В конце жизни Щепкин блестяще исполнил роль Кузовкина в «Нахлебнике» И.С.Тургенева.

Даже играя в пустых бессодержательных пьесах, Щепкин пытался утвердить в них правду жизни. Законченную систему взглядов на актерское искусство он выразил в многочисленных высказываниях, письмах, выступлениях. Требуя подчинения всего творческого процесса общей идеи, призывая актеров пристально изучать окружающую действительность, Щепкин считал, что актер не должен копировать жизнь, а проникать в душу роли. Многолетняя деятельность Щепкина утвердила критический реализм как ведущий творческий метод на русской сцене.