logo
Билеты

56. Великие русские актеры-романтики (п.С.Мочалов, в.А.Каратыгин).

П.С.Мочалов (1800-1849) был сыном известного московского актера Степана Мочалова крепостного по происхождению. Окончил частный пансион Терликовых, где получил хорошее образование. Актерскому мастерству его учил отец. Дебютировал 4 сентября 1817 г. в роли Полиника в драме В.А.Озерова «Эдип в Афинах». Яркий пример актера, игравшего в духе революционного романтизма.Основной репертуар соответствует его творческой манере – Фингал, Танкред, Карл Моор, Фердинанд и пр. Мочалов восхищал зрителей свободой выражения чувств, независимостью от классицистских канонов. Им были созданы образы страстных бунтарей, людей с открытым забралом, выступающих против зла, творимого в мире, защищающего высокие идеи гуманизма.

Вокруг творчества Мочалова велась ожесточенная идейно-эстетическая борьба. его игру противопоставляли игре В.А.Каратыгина.В 1837 г. Мочалов сыграл Гамлета. Его трактовка вызвала резко отрицательные отзывы реакционных кругов, но была поддержана демократической публикой.

Мочалов был актером огромной интуиции, яркой фантазии. Его творчеству были свойственны минуты гениальных сценических озарений, за которые зритель прощал ему все.

В.А.Каратыгин (1802-1853 гг.) происходил из актерской семьи. Окончил Горный кадетский корпус и начал успешную карьеру чиновника, но встреча с П.А.Катениным и игра в его любительской труппе в 1820 году привела его к дебюту на сцене Александринского театра.

Он играл роль Фингала в одноименной трагедии В.А.Озерова.

На раннем этапе творчества Каратыгин был тесно связан с классицистскими традициями. Репертуар Каратыгина – играл в трагедиях В.Озерова , Сумарокова, Корнеля, Расина и пр.В трагедиях Шекспира подходил к персонажам с точки зрения классицистской эстетики, принебрегая психологической сложностью образов.В роли Отелло - только ревность, в роли Гамлета – борьба за престол и пр.

В 1830-е г. гастролировал в Москве и играл Гамлета, как и его коллега Мочалов. Мнение публики о том, кто лучший исполнитель этой роли, разделились. «Высшая часть публики была к этому довольно равнодушна, а низшая признала выше искусство Мочалова».

В.Г.Белинский, высоко оценивая творчество П.С.Мочалова и В.А.Каратыгина, сказал: «…что если Каратыгин – ум, то Мочалов – это сердце и при их слиянии мы можем получить идеального актера, которого видим в лице М.С.Щепкина».