56. Великие русские актеры-романтики (п.С.Мочалов, в.А.Каратыгин).
П.С.Мочалов (1800-1849) был сыном известного московского актера Степана Мочалова крепостного по происхождению. Окончил частный пансион Терликовых, где получил хорошее образование. Актерскому мастерству его учил отец. Дебютировал 4 сентября 1817 г. в роли Полиника в драме В.А.Озерова «Эдип в Афинах». Яркий пример актера, игравшего в духе революционного романтизма.Основной репертуар соответствует его творческой манере – Фингал, Танкред, Карл Моор, Фердинанд и пр. Мочалов восхищал зрителей свободой выражения чувств, независимостью от классицистских канонов. Им были созданы образы страстных бунтарей, людей с открытым забралом, выступающих против зла, творимого в мире, защищающего высокие идеи гуманизма.
Вокруг творчества Мочалова велась ожесточенная идейно-эстетическая борьба. его игру противопоставляли игре В.А.Каратыгина.В 1837 г. Мочалов сыграл Гамлета. Его трактовка вызвала резко отрицательные отзывы реакционных кругов, но была поддержана демократической публикой.
Мочалов был актером огромной интуиции, яркой фантазии. Его творчеству были свойственны минуты гениальных сценических озарений, за которые зритель прощал ему все.
В.А.Каратыгин (1802-1853 гг.) происходил из актерской семьи. Окончил Горный кадетский корпус и начал успешную карьеру чиновника, но встреча с П.А.Катениным и игра в его любительской труппе в 1820 году привела его к дебюту на сцене Александринского театра.
Он играл роль Фингала в одноименной трагедии В.А.Озерова.
На раннем этапе творчества Каратыгин был тесно связан с классицистскими традициями. Репертуар Каратыгина – играл в трагедиях В.Озерова , Сумарокова, Корнеля, Расина и пр.В трагедиях Шекспира подходил к персонажам с точки зрения классицистской эстетики, принебрегая психологической сложностью образов.В роли Отелло - только ревность, в роли Гамлета – борьба за престол и пр.
В 1830-е г. гастролировал в Москве и играл Гамлета, как и его коллега Мочалов. Мнение публики о том, кто лучший исполнитель этой роли, разделились. «Высшая часть публики была к этому довольно равнодушна, а низшая признала выше искусство Мочалова».
В.Г.Белинский, высоко оценивая творчество П.С.Мочалова и В.А.Каратыгина, сказал: «…что если Каратыгин – ум, то Мочалов – это сердце и при их слиянии мы можем получить идеального актера, которого видим в лице М.С.Щепкина».
- Программа итоговых государственных экзаменов по специальности «Актерское искусство»
- 1. Европейский театр Средневековья.
- 2. Античный театр: Архитектура. Драматургия. Актер.
- 3. Театр и культура эпохи Возрождения.
- 4. В.Шекспир в истории мирового театра.
- 5. Самые значительные постановки в.Шекспира на российской сцене.
- 6. Театр ж.- б. Мольера.
- 7. Испанский театр Золотого Века.
- 8. Эпоха Просвещения: Философия. Искусство. Театр.
- 9. Европейский Романтизм: Философия. Искусство. Театр
- 10 .Генрих Ибсен и мировой театр.
- 11. Театр б.Брехта.
- 12. Европейский театр абсурда.
- 13. Драматургия «Бури и натиска» (ф.Шиллер).
- 14. Театр б.Шоу.
- 15. Европейский театральный символизм.
- 16. Юджин о'Нил и американский театр.
- 17. Театр в.Гюго.
- 18. Немецкий экспрессионизм ( э.Толлер, г.Кайзер).
- 19. Артур Миллер и американский театр.
- 20. Театр т.Уильямса.
- 21 .Театр э.Ионеску.
- 22. Ж.Ануй и театр.
- 23. Русский классицизм: Драматургия. Театр.
- 24. Русское театральное искусство второй половины хviii века.
- 25. Русская драматургия второй половины хviii века.
- 26. А.С.Грибоедов и театр.
- 27. А.С.Пушкин: Драматург и театральный критик.
- 28. Театр н.В.Гоголя. Детство и юность н.В.Гоголя. Первые театральные опыты.
- 34. М.Горький и театр.
- 35. Театр л.Андреева («Жизнь человека»).
- 36. Драматургия и театр серебряного века.
- 37. Театр в.Маяковского («Мистерия буфф», «Клоп»).
- 38. Русская советская драматургия 20-х гг. Хх столетия (в.Билль-Белоцерковский, к.Тренев, м.Булгаков).
- 39. Русская советская драматургия 30-40 годов хх в. (а.Арбузов, к.Симонов и т.Д.).
- 40. Драматургия и театр вов.
- 41. Театр а.Вампилова.
- 42. Русская драматургия и театр 70-80 гг. Хх в.
- 43. Русский театр 90-х гг. Хх столетия.
- 44. Русский театральный авангард 20-х гг. Хх века. Теория и практика (Мейерхольд, Вахтангов, Таиров).
- 45. К.С.Станиславский и мировой театр.
- 46. Рождение европейской режиссуры.
- 47. Мхат и его место в мировой театральной культуре.
- 48. Л.Толстой и театр.
- 49. Основные направления западной режиссуры 60-80-х гг. Хх столетия.
- 50. Основные направления отечественной режиссуры 70-80 годов хх столетия.
- 51. Мировое значение русского театра хх в.
- 52. Искусство итальянского театра дель-арте (к.Гоцци, к.Гольдони).
- 53. Искусство театра французского классицизма.
- 54. Русское актерское искусство середины второй половины хviii в.
- 55. Реализм на русской сцене (м.С.Щепкин).
- 56. Великие русские актеры-романтики (п.С.Мочалов, в.А.Каратыгин).
- 57. Русское актерское искусство конца хviii в.
- 58. Театр и.А.Крылова («Урок дочкам», «Подщипа»).
- 59. Творчество Фредерика Леметра.
- 60. Творчество т.Сальвини.
- 61. Творчество э.Дузе.
- 62. Творчество с.Бернар.
- 63. Театр с.Беккета.
- 64. Документальная драма ( п.Вайс).
- 65. Театр ф.Дюрренматта.
- 66. Русское актерское искусство второй половины хiх века.