logo
Gorlyansky_Uchebnik_po_filosofii

4.2. Фалес – первый европейский философ.

Линия жизни Фалеса представляется ясной и определённой: много путешествует по торговым делам отца, везде интересуется достижениями знания, после смерти отца целиком отдаётся научной деятельности, делает ряд важных открытий, слывёт знаменитым мудрецом и становится философом, создаёт философскую картину целостного мира, единым первоначалом которого является вода (мы знакомы с этим: см. гл.1., п.1.3.). Как будто выходит, что Фалес блестяще подтвердил своей судьбой сциентистскую концепцию происхождения философии. Но если вдуматься, всё не так просто.

Откуда у Фалеса идея единства и первоначала мира? В науке эта идея будет разрабатываться значительно позже. Фалес пришёл к ней, когда понял, что все сложности познания природы, всего окружающего мира меркнут перед сложностью и трудностью проблемы человека. Самый трудный объект познания – это человек для самого себя. «Что легко?» - спрашивал Фалес и отвечал: «Дать совет другому» (чувствуется, что Фалес поднялся над уровнем мудрецов-советчиков). И далее: «Что трудно? – Познать самого себя».

«Познай самого себя!» - призывал Фалес, и с этого призыва началась европейская философия. Те же слова красовались на фронтоне ворот в Дельфийский храм Аполлона. Они приглашали человека обратиться к жрецам и оракулу, чтобы с их помощью узнать мнение богов о себе. Фалес придаёт этим словам философский смысл: ты должен сам, своим разумом познать себя. Тебе заведомо известно главное отличие человека – он разумное существо. Разум есть способность к мышлению, а что значит мыслить? И Фалес делает открытие, вошедшее в золотой фонд знаний о человеке: человек начинает мыслить, когда за внешним разнообразием явлений он открывает и осознаёт их внутреннее существенное единство. Мышление обобщает, обнаруживая внутреннее единство явлений.

По греческой мифологии мир есть упорядоченное целое - космос. Создают и поддерживают порядок мира боги. Но целиком полагаться на них не приходится: они вздорны, часто ссорятся, подсиживают друг друга. Порядок среди них может наводить только Зевс, но и он не без слабостей, имеет любимчиков и т.п. Все эти несовершенства мифологической картины мира, считал Фалес, можно преодолеть, если признать верховным божеством Космоса Разум. Верховный Разум реализуется в целесообразном устройстве мира и его внутреннем единстве. А образоваться, возникнуть такой мир может только на основе единого первоначала, из которого все вещи возникают и в которое они обращаются.

Мы старались восстановить ход мыслей Фалеса, приведший его к философской картине мира. Возможно, что-то было не так, но важно то, что основные и характерные черты философии обнаруживают себя во взглядах Фалеса со всей очевидностью. Его мировоззренческая картина мира – философская, ибо носит интегративный (в ней интегрированы ценности обыденного сознания, мифологии и науки) характер и даёт целостный образ мира (идея единства и единого первоначала мира, важнейшая для Фалеса). Все основные философские функции (мировоззренческая, познавательная, гуманистическая, духовно-нравственная) представлены в учении Фалеса полноценно и эффективно. И, как следовало ожидать, особо важное значение имеет гуманистическая функция: будем помнить, с чего началась философия Фалеса и вся европейская философия, и где Фалес нашёл ключ к разгадке единства и единого первоначала мира. Объяснить происхождение этой философии одной какой-либо концепцией (мифогенной, сциентистской, гносеомифогенной) заведомо не получится. Очевидно, что действовали все факторы, и особую роль сыграл фактор духовный.

Придирчивый осмотр первенца европейской философии приводит к заключению, что у новорожденного превосходная философская стать, а какая историческая судьба ему уготована, - мы сейчас узнаем.