Заключение
Таким образом, греческие и местные мастера создали не только архитектурно-строительные шедевры, но и культурную сокровищницу, заключавшую в себе, помимо мозаик и фресок, предметы прикладного искусства. Кроме того, сохранившиеся фрагменты дают ряд сведений о древней строительной технике и применявшихся в то время материалах. Конечно, этого мало для того, чтобы вообразить такую сложную, веками отлаженную систему художественных средств воздействия, какую представлял собой средневековые кафедральные соборы, но достаточно для того, чтобы к нам из тысячелетних глубин истории вернулась наша память и мы осознали неразрывную связь времен, объединенных созидающим гением Человека. Каждый собор имеет свою исключительную историю строительства, но каждый из них перенес несколько веков революций, воин, дальнейших перестроек и реставраций, но они и поныне остаются памятниками Древнерусского зодчества.
Киевский, Новгородский и Полоцкий соборы объединены не только временем, но и множеством сходных типологических и стилистических черт. С точки зрения политических взаимоотношений Полоцка с Киевом и Новгородом такое сходство может показаться несколько странным. Но необходимо помнить, что вопреки княжеским междоусобицами церковная организация для всех русских земель была единой и, что еще более важно, их объединяла общая культурная традиция, источник обновления и развития, которой также была общим. Архитектурный ансамбль храмов несет в себе некую символичность, присущую всем трем храмам.
Интерьер соборов сохранили некоторые фрески и мозаики XI века, выполненные византийскими мастерами. Стиль мозаик соответствует византийскому искусству первой половины XI века -- так называемому аскетическому стилю. Внутренняя структура Софийских соборов сходна, с годами не раз менялась и перестраивалась, но сохранила типичный образ.
Список литературы
1. Алексеев Л.В. По Западной Двине и Днепру в Белоруссии. - М.: Искусство, 1974. - 143 с.
2. Грабарь И. История русского искусства. - М.: ИДДК, 1910. - 551 с.
3. Грицак Е. Памятники Древнего Киева. - М.: Вече, 2004. - 204 с.
4. Каргер М. Новгород Великий - М.: Академия архитектуры СССР, 1946. - 183 с.
5. Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. - Спб.: Наука, 1986. - 156 с.
6. Слюнченко В.Г. Полоцкий Софийский собор историко-архитектурный очерк, - М.: Полымя, 1987. - 49 с.
7. Соловьев П. Описание Новгородского Софийского собора - Спб.: 1858. - 244 с.
8. Ткачев М.А. Замки Белоруссии, - Б.: Полымя, 1987. - 200 с.
Приложение
Рис. 1 Схема Киевского Софийского собора
Рис. 2. Софийский собор в Киеве
Рис. 3. Интерьер Киевской Софии)
Рис. 4. Новгородская София
Рис. 5. Софийский собор в Полоцке
- Введение
- 1. Софийский собор в Киеве
- 1.1 История создания Софийского собора
- 1.2 Особенности архитектуры Софийского собора
- 1.3 Интерьер Софийского Собора
- 2. Софийский собор в Новгороде
- 2.1 Основание собора
- 2.2 Устройство Софийского собора
- 2.3 Интерьер Новгородской Софии
- 3. Софийский собор в Полоцке
- 3.1 Описание Древнего Полоцка
- 3.2 История строительства Полоцкой Софии
- 3.3 Архитектура Полоцкого Софийского собора
- Заключение