logo
Софийский собор в Киеве, Новгороде, Полоцке

1.3 Интерьер Софийского Собора

Несмотря на символичность архитектуры, идеи?ныи? замысел собора полнее воплощен в художественном убранстве, точнее, в мозаиках и фресках, выполненных по лучшим образцам византии?ского искусства. В хри- стианстве живопись рассматривалась как «Библия для неграмотных», отчего церковные росписи раскрывали сущность веры, наглядно представляя ее моральные принципы. Канонически воспроизведенные рисунки раcполагались в строгом порядке согласно небеснои? иерархии, символически повторявшеи? институт земнои? власти.

Мозаика была самым прочным и потому наиболее дорогим материалом отделки. Изображения из мелких кусочков смальты обычно помещались в сакральных местах собора: на стенах апсиды, на центральном куполе, его арках и парусах. Разноцветнои? мозаикои? обрабатывали полы среднеи? части храма, оставляя для фресок стены второстепенных помещении?.

Центральныи? купол Софии Киевскои? украшен мозаичным панно сложного символического содержания. На 12 простенках барабана изначально помещались изображения апостолов. Из них до настоящего времени дошел лишь образ Павла, подобно тому, как из 4 первоначальных евангелистов, написанных в парусах, уцелел только Марк. С медальонов подпружных арок на зрителя сморят 15 из 40 мучеников севастии?ских, подвигами и гибелью которых вдохновлялись русские в пору правления Ярослава.

Многоцветную композицию завершает торжественныи? образ Христа Вседержителя, или Пантократора, поясное изображение Бога, благословляющего правои? рукои? и держащего Евангелие в левои?. Окруженная четырьмя архангелами его фигура парит на головокружительнои? высоте. Расположенные по соответствующим сторонам света бесплотные существа олицетворяют силы небесные. Цветовая композиция фрески удивляет гармоничностью. Светло-лиловые и красные оттенки хитона Христа как нельзя лучше смотрятся рядом с глубокими синими тонами плаща. У архангелов превосходно исполнены расшитые золотом голубые одежды.

Перед апсидои? на сверкающем фоне расположена композиция «Благовещение». Слева от нее написана фигура архангела Гавриила, одетого в белыи? хитон и короткии? плащ. Этот символическии? портрет считается однои? из самых тонких по колористическои? гамме мозаик собора. Выполненная из мельчаи?ших кубиков одежда вестника поражает разнообразием тональных переходов от белых до светло-зеленых и синих оттенков с мерцающими тенями. В древнеи? живописи подобная палитра символизировала радость от получения вести о рождении Бога.

Справа от «Благовещения» располагается живописныи? образ Девы Марии. Богоматерь погружена в глубокую насыщенную цветовую гамму, где контрастируют два ярких цвета: синии? и красныи?. Героиня стоит на подножии, держа в приподнятои? руке пряжу, от которои? тянется нить к веретену такого же пунцового цвета.

Над полукуполом центральнои? апсиды в медальонах на золотом фоне размещены мозаичные изображения Марии и Иоанна Предтечи, молящихся Христу. Расположенная поблизости композиция с условным названием «Деисус» удивляет высокои? техникои? исполнения.

Особенно прекрасно лицо Богоматери: окаи?мленныи? синеи? накидкои?, бледныи?, чарующе красивыи? лик с огромными печальными глазами. Мелкие кубики выводят строгие линии лица, прямого носа и прелестных уст. Другое, более патетичное изображение Марии в христианскои? иконографии называется «Богоматерь Оранта». Именно в таком представлении она считалась покровительницеи? Киева, была самои? почитаемои? святои?, матерью-заступницеи? народа, «нерушимои? стенои?», как позже ее именовали украинцы. В Софии?ском соборе ее фигура в молитвеннои? позе с воздетыми руками достигает 6 м, причем только голова имеет высоту около 1 м. Художник поместил свою героиню на вогнутои? поверхности апсиды и, неровно уложив отдельные кубики смальты, создал вокруг нее мягкии? блеск.

Евхаристия. Величие и монументальность силуэта созданы посредством декоративного строя композиции, в частности с помощью ниспадающих широких складок плаща и хитона. Краи?не лаконичныи? рисунок еще более усиливает торжественность образа. Синие одежды Богоматери резко выделяются на золотом фоне; ультрамариновыи? тон плаща подчеркивают глубокие фиолетово-коричневые тени.

Создатели мозаик Софии?ского собора использовали 177 оттенков, что в древнерусском искусстве является невообразимои? величинои?. Сияющую палитру составили оттенки желтого, синего, красного, зеленого и серого цветов. Богатство тональных градации? способно изумить даже современного художника. Так, красныи? включает в себя 19 оттенков, синии? -- 21, желтыи? -- 23, коричне- выи? -- 25, а зеленыи? -- 34.

Красивыи? мозаичныи? фриз отделяет «Богоматерь Оранту» от композиции «Евхаристия», где эффектно воспроизведена сцена основного церковного таинства -- причащения. В христианстве вино символизировало кровь Христа, а хлеб -- его тело, поэтому Бог дважды повторялся в однои? композиции. Приближающимся справа апостолам он подавал хлеб, а находящимся слева -- вино в большои? чаше. Патетика сцены выражалась в однообразных и нарочито статичных позах героев. В данном случае художник позволил себе нарушить монотонность только один раз, когда писал ноги апостолов: если один шагает с левои? ноги, то другои? -- с правои?, а третии? повторяет движения первого. Строгии? ритм складок на одежде усиливал четкость силуэтов, очерченных широкими темными линиями.

Свободные от мозаик стены Софии?ского собора украшены росписью. Живопись всякого христианского храма передавала мысль о защите народа и государства Вседержителем. Главная идея православия оставалась в умах прихожан после проповеди священника, стоявшего на кафедре на фоне картин с изображениями апостолов, евангелистов, святителеи?, мучеников. Над всеми, безусловно, господствовал главныи? персонаж религиознои? живописи -- Иисус Христос, небесныи? покровитель Руси, спокои?но взирающии? с вершины купола. Сюжет фресок в поперечном нефе основывается на библеи?ском рассказе о последних часах жизни Бога, Страстях, или муках, которые ему пришлось испытать перед Распятием.

Михаи?ловскии? придел расписан сюжетами из жизни святого Михаила, некогда покровительствовавшего Киеву, князю и воинским дружинам. В приделе Иоакима и Анны (диаконнике) изображена трогательная сцена «Моление Анны о неплодстве в саду перед птичьим гнездом». На стенах придела Петра и Павла (жертвенника) живописно представлена легенда о великих апостолах, а росписи соседнего с ним Георгиевского придела посвящены патрону князя Ярослава Мудрого святому великомученику Георгию.

Стены хоров до сих пор украшены фресками ветхозаветного содержания. Фигуры святых в рост, погрудные изображения на красном и синем фоне заключены в живописные рамы коричневого цвета. Соединенные в единую композицию, когда-то они являлись прообразами икон, которые развешивались на стенах городских и сельских церквеи?. На куполах хоров имеются монограммы Христа, изображения архангелов в медальонах, а на парусах написаны евангелисты и апостолы. Во второстепенных, ближаи?ших к центру помещениях преобладают женские фигуры, а в дальних чаще встречаются мужские.

Среди росписеи? Софии Киевскои? особои? славои? пользовались портреты членов семьи Ярослава Мудрого. Изначально украшавшие центральныи? неф, они погибли еще в древности, а уцелевшие остатки были испорчены неумелыми подновлениями и реставрациями. Кроме того, в XVII веке рухнула западная стена собора, поэтому о ее убранстве можно судить лишь по зарисовкам немецкого художника А. Вестерфельда, посетившего Киев в 1651 году. Княжеские портреты, видимо, располагались следующим образом: напротив алтаря был написан Христос на троне, рядом с ним -- Владимир, княгиня Ольга, Ярослав с Иринои?, на южнои? стене нефа -- сыновья князя Ярослава, а на севернои? -- его дочери.

Живопись светскои? тематики на стенах храма составляет одну из любопытных особенностеи? Софии?ского собора. Из фресок лестничных башен можно составить мнение о нравах и обычаях древнерус- ского общества, узнать о самых популярных развлечениях народа и правителя государства. В сценах из княжескои? жизни показаны охота на медведя. Фреска Софии?ского собора Ярослав на скачках, скачущие лошади, публика и судьи, выходящая из дворца княжна, дружинники во время охоты на медведя и ловли диких конеи?. Огромныи? историческии? интерес представляют росписи, где воспроизведены такие народные забавы, как кукольныи? театр под названием «вертеп», спектакли скоморохов и ряженых, борьба, танцы под сопровождение княжеского оркестра, которыи?, судя по рисункам, состоял из дудочников, органиста и раздувавшего мехи слуги.

Художественное богатство Софии?ского собора дополняла привезенная из Константинополя церковная утварь из драгоценных металлов, тяжелые, расшитые золотом шелковые ткани, резьба по мрамору и шиферу, а также мозаики пола. Первоначально центральную апсиду украшала полития -- мозаичная композиция из смальты и кусочков разноцветного мрамора. В удаленных от центра частях храма находились огромные иконы с изображениями почитаемых местных и чужеземных святых. Над ними были развешаны небольшие иконы, так называемые праздники, воспроизводившие главные события из земнои? жизни Христа.

В середине храма был очерчен омфалии? -- круг, окаи?мленныи? полосами мозаичного набора с геометрическим орнаментом. Пол центральнои? апсиды украшала мозаика, состоявшая из замысловатого сочетания больших ромбов, каи?ма которых образовывала круги. Пол севернои? ветви трансепта представлял собои? изысканную композицию из 12 больших и 17 маленьких кругов. Настил помещении? южного крыла отличался ковровым рисунком. Несмотря на различие композиции?, узоры на полах объединял ковровыи? принцип построения, а также свежии? колорит блестящих кусочков смальты: красных, синих, зеленых, желтых. Соединенное с разноцветным мрамором сияющее стекло создавало насыщенныи? красками орнамент. Ступени лестниц хор были оформлены мозаикои? геометрического или «гофрированного» орнамента, аналогичного декору окон центральнои? апсиды.

Греческие и местные мастера создали не только архитектурно-строительныи? шедевр, но и культурную сокровищницу, заключавшую в себе, помимо мозаик и фресок, предметы прикладного искусства. (рис. 3)