2.2 Устройство Софийского собора
Внешние массы храма отличаются исключительной монолитностью и конструктивностью. Мощные выступы, членящие фасады здания в полном соответствии с внутренними членениями, как бы укрепляют здание по основным его осям. Подобно киевским памятникам XI века, стены новгородской Софии первоначально не были оштукатурены. Полосатая кладка из чередующихся рядов плоских плинф (кирпичей) и камня оставалась открытой. Слои известкового раствора, розоватого от примеси толченного кирпича, были гладко отшлифованы.
Новгородская София, подобно своему киевскому оригиналу, была парадным княжеским сооружением и резко выделялась среди окружавших ее деревянных жилищ горожан. (рис. 4)
Чрезвычайно выразительна также организация внутреннего пространства храма, резко расчлененного на две части: нижнюю, полутемную, подавленную низкими сводами хор, широко доступную для всех горожан, и верхнюю - залитые светом роскошные полати, предназначенные только для самого князя, его семьи и ближайшего круга придворных, входивших на полати соединились переходом непосредственно с верхним этажом княжеского дворца, находившегося вблизи княжеских храмов.
Из летописных источников известно, что на полатях устраивались приемы иноземных гостей, присутствовавших на торжественных богослужениях.
Новгородская София, несмотря на несомненную близость к своему киевскому оригиналу, в то же время и существенно отлична от него. Это отличие заключается только в том, сто в новгородском соборе имеются отдельные конструктивные особенности, не встречающиеся в киевском, например: мощные лопатки, срезанные у основания закомар, фронтоны, завершающие отдельные членения фасадов, вместо полуциркульных закомар, полукоробовые своды над угловыми восточными членениями здания. Новгородская София отличается от киевской характером своего художественного выражения. Она проще, лаконичнее и строже своего оригинала. Прежде всего значительно упрощена вся композиция масс здания. Несколько претенциозное завершение киевского здания тринадцатью главами заменено в Новгороде более строгим пятиглавием. Открытые аркады наружной галереи киевской Софии, как бы связывающие храм с окружающей его городской площадью, в Новгороде заменены строгой глухой стеной с выступами, повторяющими членения стен основного храма. Одноэтажные наружные галереи в сопоставлении с двухэтажными внутренними галереями, к которым они примыкали, наряду с пирамидальным наращением композиции тринадцати глав, придавали киевской Софии значительно большую динамику и расчлененность масс. Массы новгородской Софии монолитнее и статичнее.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение
- 1. Софийский собор в Киеве
- 1.1 История создания Софийского собора
- 1.2 Особенности архитектуры Софийского собора
- 1.3 Интерьер Софийского Собора
- 2. Софийский собор в Новгороде
- 2.1 Основание собора
- 2.2 Устройство Софийского собора
- 2.3 Интерьер Новгородской Софии
- 3. Софийский собор в Полоцке
- 3.1 Описание Древнего Полоцка
- 3.2 История строительства Полоцкой Софии
- 3.3 Архитектура Полоцкого Софийского собора
- Заключение
- Софийский собор в полоцке
- 2.История Софийского собора
- Вопрос 70. Характеристика Софийского собора в Киеве (11 век) и Софийского собора в Новгороде (11 век).
- 56. Арх Софийского собора в Полоцке
- Новгород. Софийский собор. Реконструкция западного фасада. По г. М. Штендеру.
- 49. Сравнительная характеристика Софийского собора в Киеве, Новгороде и Полоцке.
- Софийский собор в Новгороде
- Софийский собор в Полоцке