logo
Софийский собор в Киеве, Новгороде, Полоцке

2.2 Устройство Софийского собора

Внешние массы храма отличаются исключительной монолитностью и конструктивностью. Мощные выступы, членящие фасады здания в полном соответствии с внутренними членениями, как бы укрепляют здание по основным его осям. Подобно киевским памятникам XI века, стены новгородской Софии первоначально не были оштукатурены. Полосатая кладка из чередующихся рядов плоских плинф (кирпичей) и камня оставалась открытой. Слои известкового раствора, розоватого от примеси толченного кирпича, были гладко отшлифованы.

Новгородская София, подобно своему киевскому оригиналу, была парадным княжеским сооружением и резко выделялась среди окружавших ее деревянных жилищ горожан. (рис. 4)

Чрезвычайно выразительна также организация внутреннего пространства храма, резко расчлененного на две части: нижнюю, полутемную, подавленную низкими сводами хор, широко доступную для всех горожан, и верхнюю - залитые светом роскошные полати, предназначенные только для самого князя, его семьи и ближайшего круга придворных, входивших на полати соединились переходом непосредственно с верхним этажом княжеского дворца, находившегося вблизи княжеских храмов.

Из летописных источников известно, что на полатях устраивались приемы иноземных гостей, присутствовавших на торжественных богослужениях.

Новгородская София, несмотря на несомненную близость к своему киевскому оригиналу, в то же время и существенно отлична от него. Это отличие заключается только в том, сто в новгородском соборе имеются отдельные конструктивные особенности, не встречающиеся в киевском, например: мощные лопатки, срезанные у основания закомар, фронтоны, завершающие отдельные членения фасадов, вместо полуциркульных закомар, полукоробовые своды над угловыми восточными членениями здания. Новгородская София отличается от киевской характером своего художественного выражения. Она проще, лаконичнее и строже своего оригинала. Прежде всего значительно упрощена вся композиция масс здания. Несколько претенциозное завершение киевского здания тринадцатью главами заменено в Новгороде более строгим пятиглавием. Открытые аркады наружной галереи киевской Софии, как бы связывающие храм с окружающей его городской площадью, в Новгороде заменены строгой глухой стеной с выступами, повторяющими членения стен основного храма. Одноэтажные наружные галереи в сопоставлении с двухэтажными внутренними галереями, к которым они примыкали, наряду с пирамидальным наращением композиции тринадцати глав, придавали киевской Софии значительно большую динамику и расчлененность масс. Массы новгородской Софии монолитнее и статичнее.