logo
Софийский собор в Киеве, Новгороде, Полоцке

2.3 Интерьер Новгородской Софии

Интерьер новгородской Софии отличается теми же чертами. Характерной особенностью киевской Софии является сложность ее интерьера, состоящего из многочисленных, различных по площади, объему и степени освещенности частей, связанных между собой единым композиционным замыслом. Из одних частей интерьера в другие открываются живописные перспективы, разнообразные и сменяющие друг друга при движении внутри храма. Живописность сложного пространства усиливалась в киевском соборе пучкообразными столбами, мраморными колоннами, шиферных переплетов хор, мраморной скульптурой алтарной преграды, богатыми мозаичными наборами полов и, наконец, драгоценными мозаиками и фресками, покрывавшими купола, своды, стены и столбы храма. В интерьере новгородской Софии уже намечается некоторый отход от сложности киевской Софии в сторону упрощения, с одной стороны, и большей расчлененности, разобщенности отдельных пространственных ячеек здания, с другой. Тройные арки, опирающиеся на две колонны, замыкающие в киевской Софии рукава центрального креста, в новгородском соборе заменены двойными арками, опирающимися на одну колонну. Сложного профиля столбы с полуколоннами по сторонам, характерные для интерьера киевской Софии, превращены в Новгороде либо в четырехгранный, либо в восьмигранный столб. Значительно проще, строже новгородский интерьер и в отношении приемов декор.

Отказ от мозаики в пользу фрески, отказ от использования мрамора и шифера (капители, карнизы, пороги) делают интерьер новгородской Софии значительно более суровым, простым.

Законченный постройкой в 1050 году, новгородской Софийский собор оставался более полувека не расписанным внутри. Только в 1108 году, как сообщает новгородская летопись, «почаша пъсати святую Софию» (I Новгородская летопись под 1108 годом). Еще позже, в 1144 году, были расписаны притворы. От фресковой росписи сохранились лишь ничтожные фрагменты. Огромное погрудное изображение Вседержителя в центральном куполе, неоднократно переписанное в XVI-XVII веках, оставалось недоступным для изучения. Расчистка этой фрески стояла в числе первоочередных мероприятий по изучению новгородской монументальной живописи. В 1941 году центральный купол был пробит немецким снарядом, и изображение Вседержителя полностью уничтожено.

В простенках между окнами центрального барана были расположены изображения восьми пророков. Изображения эти отличной сохранности, хотя и переписаны частично во время реставрационных работ 90-х годов XIX века. В недавнее время удалось обнаружить хороши копии, сделанные в натуральную величину этих изображений до их реставрации. Эти копии позволяют до известной степени понять характер древнейших фрагментов новгородской стенописи. Изображения пророков, выполненные в исключительной по монументальности манере, отличаются поистине эпическим спокойствием лиц, жестов и движений, широкой декоративной манерой в трактовке одежд, обрисовывающих строгие по пропорциям фигуры, поставленные художником уверенно и свободно, несмотря на циклопическую мощь этих колоссальных изображений. Классическая ясность и простота этих изображений невольно заставляют вспомнить лучшие традиции константинопольской школы византийского искусства. Вместе с этим, не только русские надписи, но и ряд существенных особенностей в трактовке лиц и фигур, сближающих эти изображения с более поздними новгородскими росписями XII века, не оставляют сомнения в том, что роспись 1108 года была выполнена не греческими, а русскими, новгородскими мастерами. В росписи барабанов прослеживаются четры манеры исполнения, каждая из которых характеризуются индивидуальными особенностями. При разрушении купола часть изображений пророков безвозвратно погибла.

На стене южного притвора сохранилось испорченное насечкой изображение Константина и Елены, исполненное в 1144 году. Этот фрагмент резко отличается по характеру исполнения от росписи барабана. Плоскостность, условность и абстрактный схематизм доведены здесь до предела. Лица, как и фигуры, почти не имеют объема. Контурный рисунок является здесь основным изобразительным средством, превращающим фигуры и раскрашенные силуэты. При расчистке росписи из-под штукатурки в 90-х годах XIX века над головой Елены существовала надпись (позже исчезнувшая), сделанная древним уставным письмом XII века, «ОЛЕНА», что позволяет в мастере, исполнившем эту фреску, видеть не только русского, но и судя по диалектическим особенностям надписи, новгородского художника.

Начиная с XII века все работы по перестройкам, ремонтам и развернувшемуся именно в это время украшению Софии проводились исключительно по инициативе архиепископа.

По прошествии многих лет Софийский собор пережил множество перипетий.

Но теперь сотни паломников устремляются в Софию, чтобы поклониться ее святыням. Софийский собор вновь стал действующим, однако ценнейшие раритеты, такие как Успенский и Рождественский иконостасы с иконами XV-XVII вв., гробницы с мощами основателя собора - новгородского князя Владимира Ярославича, святых Никиты и Федора, чудотворная икона XII века - хранительница города - "Знамение Божьей Матери", паникадило, подаренное собору Борисом Годуновым и другие, доступны для осмотра. В 2000 г. собор Софии Премудрости Божией отметил свое 950-летие. Каргер М. Новгород Великий - М.: Академия архитектуры СССР, 1946. - 183с.

киевский новгородский полоцкий софийский

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4