logo
Софийский собор в Киеве, Новгороде, Полоцке

3.3 Архитектура Полоцкого Софийского собора

В основе архитектурного образа крестокупольного храма лежала дявидольная схема центрического плана с вписанным в него равноконечным греческим крестом. Все модификации подобных построек содержали эту схему как обязательный атрибут. На основе плана строилась объемно-пространственная композиция храма. Причем строилась по определенным закономерностям, отступления от которых, как правило, были незначительными.

В соответствии с намеченными абрисом закладываются ленточные фундаменты, не прерываемые ни между столбами, ни в промежутках, отделяющих столбы от наружных стен. В основании фундаментов, на самое дно траншей, глубина которых едва достигает 80 см., укладываются дубовые лежни, предназначенные для более равномерной передачи нагрузок от стен и столбов на грунт. Возможно, столь мелкое заложение фундаментов мастерами, ранее ставившими свои постройки на более прочных и практически непромерзаемых грунтах, и явилось в дальнейшем одной из причин постепенного разрушения полоцкого храма. Но это сказалось спустя сотни лет.

Сейчас же части сложно фундаментного каркаса, которые непосредственно будут нести на себе стены и столбы, устраиваются со всею тщательностью в отличие от «промежуточных» фрагментов, укладываемых из бутового камня средних размеров практически насухо. Ширина фундаментов почти равна толщине будущих стен и колеблется от 150 до 230.

Фундаменты заложены, уточнены сечения столбов и толщина стен. Теперь храм начнет расти вверх. Из перекрытий первыми будут устроены конхи аспид. Немногим выше, почти над всеми ячейками расчлененного столбами пространства, появятся крестовые или цилиндрические своды, над которыми в свою очередь лягут позакомарные покрытия из свинцовых листов. Свободными от перекрытий останутся на время лишь центральный квадрат да еще четыре квадрата, примыкающие к нему по диагонали. Над ними на высоких световых барабанах вскоре поднимутся полусферы куполов с венчающими их золочеными крестами. Еще два дополнительных купола будут устроены над угловыми западными ячейками. Из семи куполов самым роскошным будет центральный - место изображения Христа Пантократора.

Вслед за каменщиками, штукатурами и кровельщиками придут живописцы, и постепенно пространство храма «озвучится» цветами: красным, золотисто-охристым, красно-коричневым, зеленым, белым.

Ковер из поливных желтых, зеленых и коричневых плиток ляжет у подножия этого волшебного красочного мира, населенного застывшими, и поучающих или молитвенных позах фигурами святых, облаченными в подобающие их чину торжественные одежды.

Древняя София была пятинефным крестовокупольным храмом. Необычной была кладка собора с как бы утопленным в глубь стены каждым вторым рядом плинфы. Для кладки так же использовались булыжные камни, выступавшие местами на поверхности стен. Количество камней по мере роста стен становилось меньшими, уменьшилась и их размеры. Вкрапления камней оживляли относительно монотонную поверхность стены, подчеркивая в ней самой ее безупречную конструктивную прочность.

Соответственно внутренней структуре храма его фасады были поделены плоскими лопатками на ряд вертикальных плоскостей. Расположение лопаток совпадало с осями внутренних опорных столбов.

Граненые аспиды снаружи были украшены и двуступенчатыми неглубокими нишами, скрытыми в настоящее время под более поздними слоями штукатурки. Существующие, подобные им, ниши устроены в середине XVIII века. Монументальную массивность стен подчеркивали узкие окна. И только в барабанах центрального и четырех малых куполов окна были более значительных размеров. Относительно большими были также окна центральной аспиды. Диктовались эти требования композиции внутреннего пространства, в котором освещение играло существенную роль.

Основным в пространстве собора было место под центральным куполом, символизировавшим небесный свод. Здесь размещался амвон, вокруг которого на определенном от него расстоянии располагались верующие. Алтарь был заглублен в центральную аспиду и отделен от основного пространства алтарной преградой. В аспиде до настоящего времени сохранился синтрон - каменная скамья для церковнослужителей.

Понятие «соборности» находило в облике храма свой зримый образный эквивалент, воплощенный в конкретную материальную форму. И архитектура храма, в которой каждый отдельный элемент осмысливался символически, и его живописно-изобразительная программа с четко определенным для каждого персонажа и сюжета местом, и строго продуманное обрядовое действо - все это переплетаясь и вторя друг другу, образовывало удивительное по совершенству и силе воздействия единство.

Исторические сведения о соборе до перестройки его в середине XVIII века отрывочны и скорее свидетельствуют о существовании памятника, нежели дают развернутое о нем представление. В середине XVI века при реконструкции замковых оборонительных сооружений Софийский собор подвергся частичной перестройки. Теперь Софийский собор представляет собой умеренное течение в позднем барокко, поэтому в решении его внутреннего пространства нет той почти полной слитности декоративно- орнаментальных архитектурных форм, присущей для чешского или южноамериканского позднего барокко. Как и в древнем соборе, в новом храме разные искусства, направленные к единой цели, формировали впечатляющий художественный образ.

Сейчас в Софийском соборе устроен концертный зал органной, хоровой и камерной музыки, пользующийся и у полочан и гостей города популярностью. Слюнченко В.Г. Полоцкий Софийский собор историко-архитектурный очерк, - М.: Полымя, 1987. - 49с.