logo search
Клод Лоррен

1.3 Зрелый период

В 1634 году он открывает собственную мастерскую, нанимает помощников и в скором времени становится одним из самых популярных в Риме мастеров. С 1634 года он -- член Академии св. Луки (то есть художественной академии). Позже, в 1650 году ему предлагали стать ректором этой Академии, от такой чести Лоррен отказался, предпочитая спокойную работу. В эпоху барокко пейзаж считался второстепенным жанром. Лоррен, тем не менее, получил признание и жил в достатке. Он снимал большой, трёхэтажный дом в центре итальянской столицы, неподалёку от площади Испании.

В 1635 году, он создаёт по заказу самого короля Испании Филиппа IV несколько пейзажей, предназначенных для оформления его нового дворца Буэн Ретиро в Мадриде. В числе постоянных заказчиков Лоррена - семейство Барберини, членом которого является папа Урбан VIII (понтификат 1623-1644). Исполнение по его заказу четырёх картин (вероятно, в 1636 году) стало настоящим триумфом художника.

В этот период Лоррена больше всего интересует изображение морских портов с заходящим солнцем, создаются такие его работы как "Отплытие святой Паулы из Остии", "Морская гавань при заходе солнца" (Илл. 8 и 9), в которых Лоррен показывает себя как непревзойдённый мастер перспективы. Досконально изучив все известные в его время правила её построения, он с успехом применял их на практике. Навыки этого умения он, несомненно, почерпнул у своего учителя А.Тасси, тоже виртуозно владевшего законами перспективы и являвшегося художником иллюзионных архитектурных декораций. Лоррен обогащает и усиливает перспективно-динамический эффект, помещая основной световой акцент у линии горизонта, таким образом пространство картины превращается в анфиладу бесконечной глубины. Как справедливо замечает К.Богемская в своей книге "Пейзаж. Страницы истории", "основная формальная проблема пейзажа --изображение обширного пространства на двухмерной плоскости. При изображении объема фигур художник может ограничиться передачей сравнительно неглубокого пространства, пейзажист всегда стоит перед задачей масштабного соотнесения более близких и дальних зон". К. Богемская «Пейзаж. Страницы истории», М.: ГАЛАРТ, 1992. Второе издание, 2002, Москва, АСТ

Лоррен справляется с этой задачей блестяще, показывая, как предметность изображения растворяется к центру, где окончательно тает в ореоле солнца. Впечатление широты пространства, движения вглубь достигается последовательным высветлением планов по мере их удаления, посредством тончайших оттенков и переходов от затененных силуэтов деревьев первого плана к пронизанным нежным светом далям. Так же можно заметить устойчивый композиционный приём, принципиально переходящий из картины в картину - это постоянство линии горизонта. Если выстроить картины Лоррена в ряд, мы увидели бы, что эта линия находится на одном и том же уровне (с незначительными колебаниями), являясь как бы сквозной осью полотен. Небо занимает большую площадь картинной плоскости, выбор низкого горизонта сообщает композиции черты монументальности. Так же, впервые во французской живописи Лоррен изобразил французские гавани и ввёл в них жанровые сцены из жизни рыбаков.

В 1643 году его принимают в "Конгрегационе деи Виртуози" - организацию, объединяющую представителей римской художественной элиты. В эти годы происходит эволюция стиля Лоррена: живописец обнаруживает стремление к монументальности и религиозной живописи. Работая в гораздо больших форматах, чем это было ранее, мастер чаще всего отдаёт предпочтение ветхозаветным сюжетам. Практически во всех пейзажах Лоррена того времени присутствуют архитектурные элементы, призванные определять место и время действия.

Говоря об излюбленных мастером элементах и мотивах изображения, характерных для этого периода, считаем необходимым снова обратиться к С.М.Даниэлю: "В произведениях Лоррена почти всегда фигурируют руины древних храмов и дворцов, высокоствольные деревья с кудрявыми кронами, бесконечная даль моря с силуэтами парусов. Леса и луга Лоррена всегда населены мирным пастушьим племенем. Устойчивость ряда изобразительных компонентов сродни традиционным приёмам генерализации словесно-поэтических средств, усвоенным художественной системой классицизма. Так, лорреновские живописные "определения" ассоциируются с "украшающими эпитетами" (солнце светлое, рощи кудрявые и т.п.). Создаётся образ природы идеально прекрасной, очищенной от всего случайного." Даниэль С.М. «Картина классической эпохи: Проблемы композиции в западноевропейской живописи XVII в.» [Текст]/С.М. Даниэль. - Л.: Искусство, 1986. - 196 с: ил. Стр. 81. Чтобы помочь воображению зрителя, Лоррен группирует скалы, руины и деревья так, чтобы передать не столько детальное и реалистичное изображение природы, а именно выразить возбуждаемое ею поэтическое чувство. Он настолько детально изучил законы живописных соотношений природы, что мог создавать свои пейзажи с любыми сочетаниями деревьев, вод, строений, неба. Не всегда реальный облик природы даёт нужное сочетание, поэтому в творчестве Клода Лоррена преобладают пейзажи построенные, сконструированные из отдельных увиденных элементов; очень часто встречаются виды просторных долин с постепенно отступающими рядами холмов, группами громадных деревьев, расчётливо расставленных на расстоянии друг от друга, и голубыми горами, замыкающими вид. Лоррен старался произвести впечатление красотой линий, уравновешенностью изображаемых масс, ясной градацией тонов в близких и дальних планах, эффектным контрастом света и тени, без нарушения, однако, существенных условий правды. Руководствуясь мыслью об изначально разумной организации мира, открывающейся в вечной красоте и вечных законах природы, Лоррен стремится воздать свой идеально прекрасный его образ.

Стоит отметить, что мастер очень любил работать на пленэре. "Он выходил из дома на рассвете, чтобы застать восход солнца, и возвращался после наступления темноты, вдоволь насытив глаза всеми красками сумерек... Присутствию на светских вечеринках он предпочитал одиночество. Для него не существовало никаких других удовольствий, кроме работы", - писал о художнике Иоахим фон Зандрарт. Таким образом, Лоррен учится обогащать пейзажи множеством свежих наблюдений, тонко чувствовать световоздушную среду, изменения природы в различные моменты дня.

"Утро и вечер, день и ночь--все это разные эффекты света, то разгорающегося, то гаснущего, то сияющего во всей своей полноте. В этой феерии света, преображающей пейзажный мотив, уже заложено начало той ниточки в развитии французского пейзажа, которая приведет к серии "Руанский собор" Клода Моне." К. Богемская. Пейзаж. Страницы истории. -М.: ГАЛАРТ, 1992. 2-е издание, 2002, Москва, АСТ

В зрелый период творчества мастера происходит ещё одна немаловажная вещь. В ранних работах Лоррена фигуры людей были лишь стаффажем, и, по преданию, писались не самим мастером, а его коллегами и учениками. Современный зритель способен воспринимать художественные приёмы воплощения пейзажа и без вкрапленных в него сюжетов, однако для образованного зрителя XVII столетия миф, язык символов и аллегорий был своеобразным ключом к восприятию пейзажа, определял его тему и настроение. Очевидно, на ранних этапах Лоррен относился к необходимости добавления в пейзаж какого-либо сюжета, как к досадной обязанности. Однако, чем дальше, тем больше художник задумывается над взаимосвязями сюжета и окружения и, в конце концов, приходит к тому, что в теории искусства называется "идеальным пейзажем". В основе этого понятия лежит эмоциональная связь между предметом и его окружением, а точнее, между сценой на переднем плане и фоновой картиной природы. Лоррен перенимает концепцию пейзажа, выработанную Карраччи. Синтезировав собственное видение с опытом предшествующих поколений, он создал собственный вариант величественного классицистического "идеального" пейзажа.

В 1663 году у мастера случился первый и настолько серьёзный приступ подагры, что он составил завещание, в котором не обошёл своим вниманием даже слуг. К счастью, судьба оказалась благосклонна к Лоррену и подарила ему ещё почти двадцать лет, в течение которых он создаёт свои главные шедевры. Смерть настигнет великого художника в процессе работы: "Пейзаж с Асканием, убивающим оленя Сильвии" (Илл.10) так и останется незаконченным. В своих картинах Лоррен представляет мирное сосуществование людей и животных, но эта последняя его работа, где животное пало жертвой человеческой жестокости, является исключением.