1. Формально-описательный монтаж. Самая распространенная форма монтажа, которая позволяет изложить тему связно, последовательно и внутри одного эпизода, и между отдельными монтажными фразами.
При этом мы наблюдаем поступательное движение внутри причинно-следственных отношений: постепенное продвижение сюжета от причины — к следствию. В такой же описательной манере даются временные и пространственные характеристики происходящего события. Подобно тому, как в некоторых жанрах восточной поэзии последовательно при помощи стихотворных строк описывается всё происходящее, по принципу: "что вижу, то пою".
Эта форма монтажа — основная, не овладев которой невозможно грамотно выстроить действие. Зритель не должен разгадывать изображение как ребус, он заслуживает того, чтобы время и место действия, логическое развитие событий, эмоциональная направленность всех внутренних связей были обозначены и зафиксированы.
2. Параллельный монтаж. Две-три и более сюжетные линии развиваются одновременно, но в разных местах. Действие происходит в одно и то же время, а герои и их месторасположение различны.
В качестве примера можно привести любой телесериал, где в самых разнообразных интерьерах (с точно обозначенным местом действия: офис, отель, особняк, салон автомобиля и т. п.), но в одно и то же время главные герои совершают те или иные поступки. Посредством параллельного монтажа зритель имеет возможность следить за жизнью и поступками всех действующих лиц одновременно, несмотря на то, что часто они находятся на значительном расстоянии друг от друга.
3. Ассоциативный монтаж является наиболее сложной формой монтажа.
Движение, перемещение во времени и пространстве происходит на основе ассоциаций, ассоциативного мышления, когда одно представление вызывает другое. К примеру, камера наезжает на крупный план героини, на шее которой блестит дорогое ожерелье. Когда камера отъезжает от него, мы видим героиню совсем юной в тот момент, когда ее возлюбленный в тенистом саду дарит ей это ожерелье.
При помощи ассоциативного монтажа мы можем перенестись в любой отрезок времени, переместиться на любое расстояние, в любую точку земного шара или на другую планету, в космос.
Динамическое единство кадров, полученное в результате их монтажного соединения, предопределяет и использование лейтмотива (буквальный перевод с немецкого — ведущий мотив).
Обычно лейтмотив создается при помощи одних и тех же планов, проходящих красной нитью через все произведение и выражающих основную его идею, смысл происходящих на экране событий, их подтекст, определенным образом эмоционально окрашенный.
Повторяющиеся кадры — повтор — также могут быть использованы как сильно действующий монтажный прием и в более узком (в сравнении с лейтмотивом) смысле, но не менее выразительном в художественном отношении.
Трижды повторяется кадр, запечатлевший мальчиков, беззаботно играющих на морском берегу, плещущихся в сияющей солнечным светом воде, как символ счастливого детства, того детства, которого лишены "серые цветы".
Повторяющиеся многократно одни и те же кадры могут быть использованы и для увеличения протяженности действия.
Ассоциативный монтаж предполагает использование режиссером метафор.
(...) 4. Контрастный монтаж основывается на резком переходе от одного изображения к другому.
Соединяются между собой кадры, контрастирующие по смыслу, по линейному и свето-тональному рисунку, по цветовой гамме, по ритму и эмоциональной окраске.
- Гансон Андрей “Монтаж как ремесло” м. Журн. “625” Опубиковано в Интернете: www.Avdata.Ru
- Монтаж по крупности
- Монтаж по географии
- Монтаж по центру внимания
- Монтаж по массе движения
- Гойдин Роман “нужен ли монтаж?” ( источник: www.Pinnacle.Ru)
- 1. Кодировка изображения
- Горюнова н.Л. Художественно-выразительные средства экрана (Изд. Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещагия. Москва, 2000)
- (...) Временные отношения
- (...) Динамическая связь кадров
- 1. Формально-описательный монтаж. Самая распространенная форма монтажа, которая позволяет изложить тему связно, последовательно и внутри одного эпизода, и между отдельными монтажными фразами.
- Монтажные переходы
- Ритмические закономерности монтажных построений
- Демин Виктор “Документальное кино вчера сегодня завтра…” по материалам международных симпозиумов в Юрмале 1977-1989г.Г.
- Монтаж. Информативность
- Монтаж. Перебивка. Деталь
- Монтаж. Связь эпизодов
- Изволов Николай “Что такое кадр?” Опубиковано в Интернете: www.Videoton.Ru
- Каминский Александр “орфография монтажа”. Опубиковано в Интернете: www.Videoton.Ru
- Приемы монтажа-1
- Монтажный язык
- Приемы монтажа -2
- Приемы монтажа -3
- Монтажный принцип
- Приемы монтажных переходов
- Каминский Александр. “монтаж: язык склейки” (статья опубликована в журнале “625”, №№ 3, 9, 10/2001г. )
- Князев а. “основы тележурналистики и телерепортажа”. Учебное пособие. Бишкек. Крсу.2001г.
- Панорамы и "наезды-отъезды"
- Кузнецов г.В. “журналистские профессии на телевидении”. Изд. Московского Университета “Высшая школа”, м. 2002г
- Лотман Юрий “Семиотика кино и проблемы киноэстетики.”. Изд. “Ээсти Рааьат”, г. Таллин, 1973 г.
- (...) Кадр - символ
- Монтаж изображения музыки и ткста
- Три логики и детали
- Диалектическая логика
- От детали к аттракциону деталей
- Аттракционные детали эйзенштейна
- От детали характера к детали-системе характера
- Герой хроники
- Хроника
- Печенкин Павел. "время в документальном кино". Опубиковано в Интернете: www.Videoton.Ru
- 3. Экранное время - это время трансляции нелинейного времени в линейное. Время, определенное продолжительностью фильма.
- Пудовкин Всеволод. “Время крупным планом” Опубиковано в Интернете: www.Tokman.Ru
- Романовский Игорь “Без права на дубль” м. Искусство, 1986г.
- Ромм Михаил “Возвращаясь к монтажу” cб.Статей , опубиковано в Интернете: www.Kinocafe.Ru
- Ромм Михаил “Уроки последних фильмов”, cб.Статей, опубиковано в Интернете: www.Kinocafe.Ru
- 2 Марта 1967 г.
- 22 Сентября 1971 г.
- Соколов Алексей “монтаж”. Изд. "625" м.2000 г.Г
- Виды монтажа
- Тарковский Андрей. Сборник “Мир и фильмы Андрея Тарковского”, м., Искусство, 1991.
- Тарковский, Андрей: “о сценарии”, учебное пособие, изд. М.Вгик,1993 г.
- Эйзенштейн Сергей (По книге р. Юренева “эйзенштейн о монтаже” Изд. М. Вгик. 1998г.)
- 1. Монтаж метрический.
- Монтаж тональный.
- Монтаж обертонный.
- Интеллектуальный монтаж.
- Вертикальный монтаж
- 1. Монтаж метрический.
- 2.Монтаж ритмический.
- 3. Монтаж тональный.
- 4. Монтаж обертонный.
- Эйзенштейн Сергей. “ Монтаж”. Изд: "Сергей Эйзенштейн" (избр. Произв. В 6 тт) "Искусство", м., 1968
- Эйзенштейн Сергей “монтаж аттракционов”. (По книге р. Юренева “эйзенштейн о монтаже” Изд. М. Вгик. 1998г.)
- Глава 6
- (...) Кинохроника