Князев а. “основы тележурналистики и телерепортажа”. Учебное пособие. Бишкек. Крсу.2001г.
Монтаж - главное выразительное техническое средство телевидения. Понятие монтажа в простейшем виде означает соединение путем видеозаписи в определенной последовательности и по определенной системе фрагментов в единое целое. Это понятие применяется и на радио, однако, в работе телевидения понятие монтажа значительно усложняется по сравнению с радийным. При монтаже для создания цельного законченного сюжета соединяются текст, видеоряд (в редких случаях - музыка, это не относится к репортажным жанрам).
Учитывая разнообразие возможных используемых форм видеоматериала (синхрон, stand-up, закадровый текст, рэпэраунд) структура сюжета может оказаться как очень простой, так и достаточно сложной. Как правило, это зависит от разных факторов. Фактор первый. Цель и содержание репортажа. Фактор второй. Реальные возможности, наличие того или иного материала. Фактор четвертый. Качество имеющегося материала.
Основополагающим критерием для режиссуры и монтажа телевизионного материала является один: человеческое восприятие. Все, что не мешает зрителю воспринимать телевизионную информацию во всех присущих ей плоскостях (текст, аудио, видео), все, что способствует лучшему донесению до зрителя всего смысла информации, заложенной в материал авторами - можно и нужно. Можно и нужно все, чтобы между автором и зрителем установилось предельно полное взаимопонимание: второй понял все без исключения, что хотел сказать ему первый. Исходя из этого критерия, можно постараться и сформулировать то, чего делать нельзя.
(...) Спорным является вопрос о продолжительности кадров в репортаже. Мало кто спорит о применении длинных - от 5-6 и более секунд - кадров. Единственная оговорка к их применению: в кадре не должно быть внутренней статики, содержащаяся в кадре информация должна быть динамичной, иметь внутрикадровое развитие, нести жизнь, событие. В продолжение можно дополнить: важно, чтобы затянутые кадры не смягчали общей динамики событий, не делали сюжет вялым, ленивым. В этом смысле очень важно единство изображения и текста, гармоничное сочетание очень живого наговора с набором пусть и очень длинных, но наполненных действием кадров сделает репортаж захватывающим, интересным, содержательным, информационно насыщенным. Очень хороши бывают т.н. "многослойные" или естественно-комбинированные планы, когда в длинном плане одно действие сменяет другое, ему на смену приходит третье и так далее, оттого, что это будет один статичный кадр, зритель только выиграет. Есть закон: момент смены кадра (склейка) сама по себе на доли секунды уже является отвлечением. Отрицательную роль в этих случаях играют шторки, микширования, "вспышки", которые иногда используют в склейках. Если о длинных кадрах споров немного, то о предельной краткости репортажного кадра дискуссий больше. Решение здесь, наверное, может выглядеть примерно так: не нужно стремиться к огромному разнообразию кадров в сюжете за счет сокращения их длительности и, соответственно, увеличения количества кадров. Используйте короткие кадры при двух условиях: когда без данного кадра (по смыслу) не обойтись и другого, более длинного, нет - это, во-первых. И второе условие - чрезмерно короткий кадр не должен диссонировать с общей ритмикой режиссуры сюжета, его монтажа. Парадоксом (не в лучшем смысле) будут выглядеть один-два кадра длительностью по 2-3 секунды в обрамлении 10-15-ти секундных планов, или при общей равномерной ритмике, когда все остальные кадры длятся, предположим, по 5-6 секунд.
В отдельных телекомпаниях для выработки стилевого единства информационных программ вырабатываются унифицированные правила монтажа в виде своеобразной памятки.
Подготовка
1. Убедитесь, что все оборудование находится в исправном состоянии.
2. Перед началом монтажа необходимо ознакомиться с содержанием исходных материалов (по возможности вместе с корреспондентом, когда он отсматривает кассеты и записывает тайм-коды).
Общий монтаж.
1. Монтажер должен использовать лучшие кадры из исходного материала.
2. Если предложенный вам материал для монтажа, по вашему мнению, имеет крайне плохое качество, проконсультируйтесь с режиссером выпуска или с главным редактором дня в необходимости его использования вообще. Это может избавить вас от выполнения ненужной работы.
3. Даже если вы дорожите мнением работающего с вами журналиста, не следуйте его плохим советам. Если корреспондент настаивает на использовании кадра, который, по вашему мнению, нарушает правила монтажа, объясните ему, что подобные действия запрещены. Если журналист продолжает настаивать и пренебрегает вашим советом, немедленно проконсультируйтесь или с режиссером выпуска, или с главным редактором дня..
6. Общие, средние и крупные планы необходимо чередовать.
7. "Движение" очень важно в монтаже и может сыграть решающую роль для качества всего сюжета. Слишком много "движения" создает ненужную хаотичность, а слишком мало - может заставить зрителя скучать. Не используйте панорамы и "наезды-отъезды" подряд, разделяйте их статичными кадрами.
8. Каждый смонтированный кадр в идеале должен иметь начало, середину и конец. В крайнем случае - середину и конец. Таким образом, если кто-то (что-то) в кадре находится в процессе совершения какого-то действия, то абсолютно необходимо, чтобы это действие было завершено.
Если кто-то собирается что-то сделать, это действие должно быть совершено от начала до конца. Если же невозможно завершить в кадре начатое действие, не обманывайте ожиданий зрителя и совсем откажитесь от использования несостоявшегося события.
9. Только в исключительных случаях последние кадры сюжета могут быть синхроном (говорящей головой).
10. Если в кадре, необходимом для монтажа, есть какая-либо вывеска, табличка или плакат со словами, зритель должен иметь возможность прочитать написанное. Таким образом, вывеска, табличка или плакат должны быть видимыми в течение всего времени, которое необходимо для прочтения сюжетно-значимого текста.
11. Замораживать, замедлять или ускорять изображение при монтаже разрешается только в тех случаях, когда абсолютно очевидно, что не существует никакого другого возможного решения.
- Гансон Андрей “Монтаж как ремесло” м. Журн. “625” Опубиковано в Интернете: www.Avdata.Ru
- Монтаж по крупности
- Монтаж по географии
- Монтаж по центру внимания
- Монтаж по массе движения
- Гойдин Роман “нужен ли монтаж?” ( источник: www.Pinnacle.Ru)
- 1. Кодировка изображения
- Горюнова н.Л. Художественно-выразительные средства экрана (Изд. Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещагия. Москва, 2000)
- (...) Временные отношения
- (...) Динамическая связь кадров
- 1. Формально-описательный монтаж. Самая распространенная форма монтажа, которая позволяет изложить тему связно, последовательно и внутри одного эпизода, и между отдельными монтажными фразами.
- Монтажные переходы
- Ритмические закономерности монтажных построений
- Демин Виктор “Документальное кино вчера сегодня завтра…” по материалам международных симпозиумов в Юрмале 1977-1989г.Г.
- Монтаж. Информативность
- Монтаж. Перебивка. Деталь
- Монтаж. Связь эпизодов
- Изволов Николай “Что такое кадр?” Опубиковано в Интернете: www.Videoton.Ru
- Каминский Александр “орфография монтажа”. Опубиковано в Интернете: www.Videoton.Ru
- Приемы монтажа-1
- Монтажный язык
- Приемы монтажа -2
- Приемы монтажа -3
- Монтажный принцип
- Приемы монтажных переходов
- Каминский Александр. “монтаж: язык склейки” (статья опубликована в журнале “625”, №№ 3, 9, 10/2001г. )
- Князев а. “основы тележурналистики и телерепортажа”. Учебное пособие. Бишкек. Крсу.2001г.
- Панорамы и "наезды-отъезды"
- Кузнецов г.В. “журналистские профессии на телевидении”. Изд. Московского Университета “Высшая школа”, м. 2002г
- Лотман Юрий “Семиотика кино и проблемы киноэстетики.”. Изд. “Ээсти Рааьат”, г. Таллин, 1973 г.
- (...) Кадр - символ
- Монтаж изображения музыки и ткста
- Три логики и детали
- Диалектическая логика
- От детали к аттракциону деталей
- Аттракционные детали эйзенштейна
- От детали характера к детали-системе характера
- Герой хроники
- Хроника
- Печенкин Павел. "время в документальном кино". Опубиковано в Интернете: www.Videoton.Ru
- 3. Экранное время - это время трансляции нелинейного времени в линейное. Время, определенное продолжительностью фильма.
- Пудовкин Всеволод. “Время крупным планом” Опубиковано в Интернете: www.Tokman.Ru
- Романовский Игорь “Без права на дубль” м. Искусство, 1986г.
- Ромм Михаил “Возвращаясь к монтажу” cб.Статей , опубиковано в Интернете: www.Kinocafe.Ru
- Ромм Михаил “Уроки последних фильмов”, cб.Статей, опубиковано в Интернете: www.Kinocafe.Ru
- 2 Марта 1967 г.
- 22 Сентября 1971 г.
- Соколов Алексей “монтаж”. Изд. "625" м.2000 г.Г
- Виды монтажа
- Тарковский Андрей. Сборник “Мир и фильмы Андрея Тарковского”, м., Искусство, 1991.
- Тарковский, Андрей: “о сценарии”, учебное пособие, изд. М.Вгик,1993 г.
- Эйзенштейн Сергей (По книге р. Юренева “эйзенштейн о монтаже” Изд. М. Вгик. 1998г.)
- 1. Монтаж метрический.
- Монтаж тональный.
- Монтаж обертонный.
- Интеллектуальный монтаж.
- Вертикальный монтаж
- 1. Монтаж метрический.
- 2.Монтаж ритмический.
- 3. Монтаж тональный.
- 4. Монтаж обертонный.
- Эйзенштейн Сергей. “ Монтаж”. Изд: "Сергей Эйзенштейн" (избр. Произв. В 6 тт) "Искусство", м., 1968
- Эйзенштейн Сергей “монтаж аттракционов”. (По книге р. Юренева “эйзенштейн о монтаже” Изд. М. Вгик. 1998г.)
- Глава 6
- (...) Кинохроника