logo
Монтаж как ремесло_конс_ростова

22 Сентября 1971 г.

(...) В сущности говоря, монтаж — это, так сказать, маленькая драматургия. Он свойствен не только кинематографу; элементы его можно обнаружить и в прозе, и в поэзии, и в живописи. В частности, очень важно проследить применение монтажных приемов в классической литературе Элементы ритмического монтажа можно обнаружить в кинематографе и до Эйзенштейна, тем не менее острое ритмическое построение короткими контрастными кусками, с мгновенными перебросками, с парадоксальным подчас соединением кадров до сих пор в Америке называется русским монтажом, и отцом его считается Эйзенштейн.

Монтаж есть особый, специфически кинематографический способ обозрения мира, способ раскрытия событий.

Но если более глубоко вдуматься в то, что понимал Эйзенштейн под “монтажом аттракционов”, то он гово¬рил о природе искусства вообще, природе всякого ис¬кусства, которое должно поражать и привязывать человека к себе, заставлять его смотреть, слушать и до конца чувствовать то, что хочет выразить автор. И это сделать не так легко. Иногда это удается, а иногда нет.

Монтаж — это такое столкновение кадров или та¬кое столкновение эпизодов, такое столкновение звука и образа, когда от их столкновения, как от удара ста¬ли по кремню, рождается новое, рождается частица огня, которая должна зажечь мысль и чувства зрителя.