Тема 17. Средневековая культура Западной Европы.
Культура периода с пятого по пятнадцатый век обозначается как средневековая. Первоначально термин использовался для обозначения этапа развития европейской культуры, впоследствии стал применяться в исследовании культур других регионов. Основу средневековой культуры составляет мировоззренческая парадигма теоцентризма, основанная на идее Бога как первопричины и смысла всего сущего.
В V в. н.э. в культуре Западной Европы возникает новое видение мира, основанное на теоцентрической мировоззренческой парадигме, которая будет доминировать в историческом самосознании на протяжении более тысячелетия. Основной идеологией средневековой культуры является идея единого Бога, создателя мира и человека, нравственной первопричины и духовного Абсолюта. Начало средневекового этапа становления общечеловеческой культуры принято разделять на 3 периода: V-XI в.в – раннее средневековье, зарождение и становление феодализма; XII- XV в.в – классическое средневековье, зрелый феодализм; XVI- первая половина XVII века – позднее средневековье, период упадка и разложения феодализма.
Средневековая культура – особая ступень в мировом духовном процессе. Её доминирующие культурные универсалии базировались на религиозном понимании действительности, в силу чего сама культура носила сакральный характер. Ведущее положение религии в духовной жизни и церкви как института в социально-политической сфере обусловили теологический характер мировоззрения и клерикальные черты в художественной культуре. Религиозное мышление сформировало всё средневековое искусство, независимо от специфики его развития в западных и восточных странах (общее приоритетное значение принадлежало как христианству, так и исламу).
Однако господство сакральных элементов в средневековой культуре не означало отсутствие в ней альтернативных по своим началам исканий гармонии жизни и мира в целом. Средневековая художественная культура выражало это завуалировано, своим условным языком.
Каковы же были закономерности и особенности становления средневековой культуры? При ответе на этот вопрос следует учитывать тот фактор, что духовно-культурные универсалии и мировоззренческая парадигма эпохи формировались в процессе зарождения распространения и превращения в мировую религию христианства.
Трансформация христианства из секты, возникшей в лоне иудаизма, жестоко преследовавшейся светскими и церковными властями, (а христианские историки насчитывают десять крупных гонений на свою религию) в государственную религию завершается к 4-му веку н.э. Император Константин предоставил христианству равные права с другими религиями, император Феодосий возвел в ранг государственной, а первый собор епископов, состоявшийся в 325 г. н.э. в г. Никея объявил её мировой.
Процесс формирования христианства сопровождается изменением как социального и этнического состава приверженцев первых общин, так и появлением должностных лиц, или клира: пресвитеров (старейшин), епископов (надзирателей), диаконов (служителей). Постепенно хозяйственно-финансовая власть в общинах становится ведущей, что в свою очередь обусловливает отрыв, обособление клира от верующих. Внутри самих общин намечается противостояние между иудейскими и неиудейскими элементами в вероучении, отражавшее борьбу иудейских и языческих группировок в христианстве. Проникновение языческих, восточных и греко-римских групп в состав раннехристианских общин вызвало резкое обострение теоретических разногласий, и в конечном итоге привело к вытеснению иудейского элемента населения из христианства.
Внутри христианства также шла острая борьба по вопросам понимания и трактовки основных вероучительных положений. Уже в I –II в.в. н.э. появляются различные течения, которые впоследствии будут объявлены еретическими: гностицизм, манихейство, монтонизм и другие. Но самые принципиальные разногласия в понимании троичности Бога и Иисуса Христа связаны в раннем христианстве с арианством, несторианством и монофизитством.
Арианство – получило своё название от имени римского священника Ария, считавшего, что Иисус Христос не был рождён Богом, а создан им, поэтому не “единосущен” Богу –отцу, а “подобосущен” ему. Христианский клир, в целях борьбы с арианством, получившим широкое распространение в восточных провинциях Римской империи, осудил это направление как ересь на Никейском соборе, где было начато формирование основы догматики христианской церкви – символа веры. Окончательно символ веры был утверждён на соборе 381 г. в Царьграде, поэтому и называется Никео-царьградским (принимается без доказательств и исполняется во время богослужения, состоит из 12 членов, 8 из которых посвящены Иисусу Христу.)
Не успела церковь осудить арианство, как его сменяет появившееся в V в. учение константинопольского епископа Нестория – несторианство, утверждавшее, что Христос был человеком и после вознесения лишь внешним образом соединился со второй ипостасью троицы – Богом-сыном, поэтому и дева Мария не богородица, а человекородица или христородица. Несмотря на то, что это учение было осуждено как ересь, несторианство сохранилось как одно из направлений в христианстве вплоть до наших дней.
Позднее, в V веке возникает монофизитство, по вопросу о природе Христа противоположное арианству. Его представители полагали, что Иисус вообще не был человеком, а является Богом, в нём не две природы, а одна, божеская, отсюда и этимология названия (моно - один, физис - природа). Официальная церковь также осудила монофизитство как ересь (Собор в Халкедоне, 451 г.) однако это направление и сегодня существует в христианстве (его придерживаются армянская, коптская, абиссинская и другие церкви).
В борьбе с инакомыслием в своих собственных рядах христианство не только оформилось организационно, распространилось среди всё большего числа народов, но и вырабатывало единое мнение по вопросам вероучения, догматики и культа, глубоко усваивая и приспосабливая наследие античности в своих собственных интересах. Так, если в античном мировоззрении, человек – игрушка судьбы, забава богов, но одновременно и “мера всех вещей”, достойный объект искусства, то христианство, придерживаясь строго моноцентризма, совершенно с иных позиций рассматривает природу, роль и предназначение человека.
Специфические черты средневековой культуры: а) определяющая роль религиозной культуры как «базовой», доминирующей; б) амбивалетный, двойственный характер, что обусловлено делением мира надвое и двойственным пониманием человека; в) наличием в структурах средневековой культуры ряда субкультур (например, городской, рыцарской и т.д.), г) иерархия форм культуры, отражавшая иерархию и корпоративность социальных отношений.
К особенностям культуры средневекового Запада следует также отнести противостояние доминирующей клерикальной культуры и «культуры безмолвствующего большинства» - народной смеховой культуры. В европейской традиции преобладал взгляд на средневековье как на эпоху мракобесия, «темные века», период безусловного господства римско-католической церкви. Исследования М.М.Бахтина и французской «Школы Анналов» выявили наличие, наряду с клерикальной, культуры, противостоящей ей – народной смеховой или карнавальной. Элементами народной смеховой культуры, этнографической по происхождению и еретической по существу являлись: 1) обрядово-зрелищные формы (карнавалы, праздники, площадные смеховые действа); 2) словесные устные и письменные смеховые произведения, в том числе и пародийные; 3) жанры и формы фамильярно-площадной речи (ругательства, ненормированная лексика, божбы и т.д.). Все они переплетены друг с другом, противостоят доминирующей клерикальной культуре как в понимании мира, так и в понимании человека. Поэтому карнавальная культура носила еретический характер, осмеивала то, что в клерикальной культуре носило обязательный, священный характер.
В культуре западноевропейского средневековья выделяют следующие этапы.
1) Раннее средневековье (с пятого по девятый век) – время формирования парадигмы теоцентризма, распространения христианства среди варварских племен, когда единственным объединяющим началом выступала религия, что детерминировало приоритет духовных властей (римско-католической церкви и папской власти) над светскими, государственными. Для этого этапа характерно негативное отношение к античному наследию. В философии господствуют апологетика и схоластика, в искусстве – «варварский» стиль, в котором сочетались элементы раннехристианской художественной культуры с элементами языческими, фольклорными. В литературе преобладают произведения патристики и рассказы о житиях святых, формируются эпические сказания, такие как «Беовульф», «Эдда», кельтские и ирландские саги.
2) Классическое средневековье (с десятого по двенадцатый век) – период закрепления теоцентризма, формирования и распада государственных объединений, расцвета культуры. Наряду с теологической все большее значение получает светская литература, возникают такие жанры, как городской роман, рыцарская поэзия, распространяемая трубадурами и менестрелями, фольклорные и студенческие песни и стихи. В структуре культуры наряду с клерикальной культурой возникают и формируются субкультуры: рыцарская, основанная на собственной системе ценностей, включая культ Прекрасной дамы и кодекс чести. С появлением первых университетов начинается процесс генезиса студенческой субкультуры, включавшей традиции, обряды, нормы поведения, внешние атрибуты одежды и собственный фольклор. С ростом городов и численности городского населения развивается городская субкультура.
В художественной культуре возникает единое направление – романское искусство. Его формирование связано с возвращением интереса к достижениям греко-римской культуры, синтезом античных и местных традиций, в первую очередь с традициями кельтских, германских и других северных племен. Поскольку основное количество сохранившихся памятников романского стиля являются архитектурными сооружениями: различные стили этого времени различают по архитектурным школам. Так, собор в Равенне, имеет черты несомненного влияния византийской архитектурной школы. Здания часто создавались или декорировались элементами, изъятыми из старых римских построек. Внутри соборы и церковные комплексы украшались скульптурными композициями, чаще рельефами и барельефами, так как скульптура здесь еще не отделена от стены (аббатство Клюни во Франции). Особую роль играли изображения сцен Страшного Суда и адских мук.
На смену романскому искусству приходит готика – подлинное завершение расцвета средневекового искусства. В архитектуре на смену монастырским зданиям приходит сооружение городских соборов, пространство которых создавалось в расчете на все население. Это пространство пронизано световой и цветовой символикой, чему способствовала витражная живопись. Скульптура отделяется от стены, приобретает округлость и выразительность, выступает в реальное пространство, фигуры еще скованы и напряженны, но образы несут духовную энергию. Многочисленные арочные перекрытия и декоративные элементы придавали готической архитектуре значительность, контрастность и экспрессивность. Примером раннего готического искусства является Собор Парижской Богоматери, зрелого – Собор в Реймсе.
Основу музыкального искусства средних веков составляло литургическое песнопение, в котором проявился синтез традиции и импровизации. Господствующий спонтанный элемент в разновидностях церковного песнопения постепенно изживается с помощью контроля над ожидаемым звучанием, аскетические псалмопения раннего христианства сменяются канонизированным григорианским хоралом.
Воплощением вершины развития средневековой художественной культуры стала готика (термин возник в эпоху Возрождения, когда утвердился взгляд на средние века как “темные”, ”варварские”). В формировании готического стиля значимую роль сыграли городское строительство и городская культура. Появляются городские соборы, отличающиеся от монастырских церквей как размерами, так и своим предназначением. Они являются средоточием не только религиозной деятельности, но и всей жизни горожан. Готическую архитектуру называют “музыкой в камне”, т.к. соборы украшались скульптурой (она отделяется от стены), ее образы несут духовную энергию, фигуры, хотя еще и скованы в движениях, вытянуты и столпообразны, приобретают округлость и выражают экспрессию образов. Наряду с пластическими искусствами развивались театр (средневековые мистерии разыгрывались в помещениях соборов), изобразительное искусство (витражи, мозаики), литература. В ней преобладают “латинская” поэзия, народные героические эпосы, такие как “Беовульф”, “Песня о Роланде”. Возникает рыцарский роман (“Тристан и Изольда”), рыцарская куртуазная поэзия. Особое место в литературе занимала поэзия вагантов – (лат. ”бродячие”) ее расцвет совпал с развитием школ и средневековых университетов, ее авторами были “бродячие” студенты, поэзия воспевала беспечное веселье, свободную жизнь, далекую от аскетизма официальной клерикальной культуры.
В XI-XII в.в формируются и другие элементы (наряду с литературой) рыцарской культуры, носившей светский характер, с особым морально-этическим кодексом (широко отражен в поэзии трубадуров, менестрелей).
В период классического средневековья центрами образования и науки стали университеты, наряду с богословскими включавшие и факультеты естественных наук. Частью научного знания становится алхимия, появляются переводы на латынь (как язык образования и науки) античных авторов, что стимулировало развитие философской мысли.
Позднее средневековье в Западной Европе характеризуется как противоречивый социокультурный процесс: наряду с эпидемиями, голодом, тенденциями сепаратизма развиваются городская культура, торговля, формируются условия для подъема духовной культуры (особенно на Севере Италии).
Культура западноевропейского средневековья активно взаимодействовала с византийской и арабо-мусульманской, явилась пространством формирования европейских наций, государств и языков. В средние века возникли предпосылки и элементы современной цивилизации и культуры.
- Конспект лекций по культурологии.
- Тема 1. Культурология, круг ее проблем и роль в обществе
- Тема 2. Религиоведение в структуре культурологического знания.
- Тема 3. Зарождение и развитие предствавлений о культуре.
- Тема 4. Основные течения культурологической мысли хх века.
- Тема 5 . Структура культуры и её основные функции
- Тема 6. Источники и механизмы культурной динамики.
- Тема 7. Типология культуры.
- Тема 9. Культура первобытности.
- Тема 10.Культура Древнего Китая.
- Тема 11. Древнеиндийская культура. Буддизм.
- Тема 12. Культура Ближневосточных цивилизаций в древности.
- Тема 13. Иудейская культура. Библия как памятник культуры
- Тема 14. Культура Древней Греции и её основные достижения.
- Тема 15. Культура эпохи эллинизма.
- Тема 16. Древнеримская и древнеиталийская культура.
- Тема 17. Средневековая культура Западной Европы.
- Тема 18. Культура Византии и Древней Руси.
- Тема 19. Становление теоцентризма в странах Востока. Ислам.
- Тема 20 . Культура Ренессанса
- Тема 21. Европейская культура Нового времени (XVII-XVIII века)
- Тема 22. Мировая культура XIX века.
- Тема 23. Русская культура XIX века.
- Тема 24. Основные тенденции и проблемы развития мировой культуры XX века.
- Тема 25. Отечественная культура XX века.
- Вопросы к экзамену по курсу «Культурология»