logo
Konspekt_lektsy_po_kulturologii

Тема 16. Древнеримская и древнеиталийская культура.

В современной культурологии однозначной оценки древнеримской цивилизации и её роли в культуре человечества нет. Ряд культурологов (О.Шпенглер, А.Тойнби) не признавали Рим в качестве самостоятельной и самобытной культуры, а рассматривали ее как этап разложения античности. Однако древнеримская культура предстаёт как определённая целостность, в основе которой лежала собственная система ценностей, порожденная особенностями исторического развития, оригинального сочетания культурных заимствований с собственными инновациями. Эта культура формировалась и развивалась (как и древнегреческая) на базе античной гражданской общины. Установление демократической формы правления, почти непрерывные войны превратили Рим из небольшого поселения в столицу крупнейшей античной империи.

Систему ценностей и идеологию граждан определял патриотизм – представление об особой богоизбранности римского народа, о Риме как высшей ценности, о долге гражданина, который должен обладать мужеством, честностью, стойкостью, верностью, достоинством. На войне господствовала дисциплина, а в мирной жизни – закон, утверждённый народным собранием, и установленные предками обычаи и традиции, почитание богов – покровителей своей семьи и государства. « Миф о вечном городе» пронизывает собой не только самосознание римлян, но и весь дух культуры.

В Риме рабство достигло своего расцвета, классического вида, поэтому противоположность между свободным и рабом касалась и идеологии: позорным считалось быть заподозренным в рабских пороках (ложь, нечестность, лесть) или в рабских занятиях (включая не только ремесло, но и выступления на сцене, сочинение пьес, работу скульптора и живописца).

Римская культура, просуществовавшая свыше 1000 лет (8 в. до н.э. – 5 в. н.э.), явилась результатом совместного культуротворчества многих народов и племён, в ней греческие и восточные элементы перерабатывались с позиций собственной системы ценностей, и, в свою очередь, Рим также оказал значительное влияние на завоёванные им территории. Познеантичная греко-римская культура лежала в основе цивилизации Византии и Западной Европы.

История римской культуры делится на следующие периоды, соответствующие основным этапам истории Древнего Рима:

  1. Ранний (царский) Рим – 8-6 в.в. до н.э.

  2. Республиканский Рим (5-1 в.в. до н.э.).

  3. Императорский Рим (1 в. до н.э. – 5 в. н.э.).

На формирование римской культуры значительное влияние оказали племена, населявшие Аппенинский полуостров в первые века первого тысячелетия до нашей эры: латины, этруски, греки от которых римляне восприняли навыки земледелия, полисную систему, производство керамики, художественное бронзовое литьё. Этруски, например, строили города по определённому плану, мостили дороги и улицы, использовали систему канализации и каменное зодчество. (Впоследствии эти достижения этрусков в строительстве заимствовали римляне). Несмотря на культурное влияние соседей, ранняя римская культура выросла на местной италийской почве и была самостоятельной и самобытной.

По преданию, основание Рима приписывается легендарным братьям Ромулу и Рему (754-753 г.г. до н.э.). В раннюю эпоху (8-6 века до нашей эры) правили семь царей. При последних из них город бурно застраивается, украшается храмами, крепостными стенами. При последнем царе Тарквинии Гордом (изгнанном в 510 г. до н.э.) сооружена подземная канализационная труба – Великая клоака, которая используется и сегодня.

Управление городом было объявлено «делом народа» – так начинается эпоха республики. Развивается латинский язык и письменность, распространяется грамотность среди членов гражданской общины, устанавливаются законы. С 4 века укореняются трёхсложные составные имена: личное, родовое и фамильное (прозвище). Во главе республики стояли избираемые из патрициев два консула, один из которых возглавлял армию во время войны. Жречество и храмы не имели права на землевладение, поэтому оно не играло значительной роли в римской культуре. В результате упорной борьбы плебс (свободные небогатые граждане Рима) завоевал привилегии и права на избрание народных трибунов (личность последних была неприкосновенной).

Главное достижение ранней римской культуры – создание развёрнутой системы законов, записанных на медных пластинах и получивших название «Законы двенадцати таблиц». В них сформулированы запреты на личные привилегии, долговое право, территория римской общины должна находиться только под её контролем, запрет на передачу земли храмам, а также запрет на браки между патрициями и плебеями. Многие положения римского права впоследствии стали основанием европейской юриспруденции.

Рим основывает колонии, которые проводили его влияние за пределами республики.

В результате побед плебса Рим к началу 3 в. до н. э. превратился в гражданскую общину. Её основные черты: сочетание коллективного и частного землевладения, связь понятий «гражданин», «воин», «земледелец», равенство политических и юридических прав граждан, соблюдение принципа «геометрического» равенства – труд каждого на общую пользу, понимаемую и как польза каждого гражданина.

Особенностью религии являлось испрашивание воли богов через систему гаданий, но при этом власть и мораль рассматривались не как данные богами, а как сфера человеческих действий. Преобладали гаруспика – гадание по внутренним органам животных, и авгурика – гадание по полету птиц.

Пунические воины 3 в. до н. э. знаменовали кризис республики и привели к образованию империи. Развитие римской экономики за счет системы откупов (описания Полибия и Катона), изменение социально-политической структуры общества, выделение нобилитета, круга знатных семей, присваивавших монополию на магистрат, совпадает с процессом эллинизации римской культуры.

Рост образованности, импорт греческих достижений, влияние греческой культуры и философии способствовали становлению греко-римской античной культуры. В конце 3-его века формируется латинский литературный язык, на его основе возникает эпическая поэзия. Ливий Андроник (грек – вольноотпущенник) перевел на латынь «Одиссею», ряд греческих трагедий. Появляются комедии, в основе которых лежат греческие сюжеты, но наполненные подробностями римского быта и фольклора. (Особенно популярно было творчество Тита Макция Плавта и Публия Теренция).

Первым прозаиком считают Марка Порция Катона, из сочинений которого сохранился труд «О сельском хозяйстве». Но место мифологии и эпоса в римской культуре бесспорно принадлежало историческим сочинениям, в которых воспевалось величие Рима и его военные достижения. «Всемирная история» Полибия прославляет римские войны и победы, обусловленные спецификой политической организации римского общества. Впоследствии своими историческими сочинениями прославились Гай Саллюстий Крисп и Гай Юлий Цезарь (труды последнего – образец точной и ясной классической латыни). Наряду с историей в этот период появляются сочинения по риторике, философии, различным областям науки. Имена Марка Тулия Цицерона и Тита Лукреция Кара вошли в историю философии и культуры. Жанром подлинно римской культуры стала сатира (Луцилий).

В области архитектуры в республиканский период, наряду с греческими, существуют чисто римские элементы – арки и арочные конструкции, отдельные колонны в честь военных побед, аркады и акведуки, триумфальные арки. Использование бетона (открыт во 2 веке до нашей эры) и мрамора в строительстве преобразили вечный город.

Период гражданских войн и неурядиц меняется культурой императорского Рима. «Век Августа» – время расцвета, «Золотой век» греко-римской культуры, усвоение достижений эллинизма. Развивается искусство, в котором преобладает достоверность реализм, психологизм. Появляется настенная живопись – фресковые росписи.

Расцвет философии представлен как различными школами (эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм, скептицизм), так и персоналиями – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, Секст Эмпирик внесли значительный вклад в историю философской мысли.

Но прежде всего это период расцвета словесных искусств. Плутарх прославился как автор сравнительных «Жизнеописаний» греческих и римских героев и политических деятелей. Светоний составил биографии 12 римских Цезарей. Выдающийся историк Тацит не только восхвалял историю Рима, но вскрыл её трагические моменты. Новым жанром литературы явился роман («Золотой осёл» Апулея), популярностью пользовались эпиграммы Марциалла и сатиры Ювенала.

В эпоху империи перестраивается центр Рима, возводятся колоссальные сооружения: Колизей (или амфитеатр Флавиев), арки Тита и других императоров, украшается Форум. Во 2-м веке нашей эры появляются первые конные статуи – статуя Марка Аврелия украшает Рим и сегодня. Бурное строительство ведётся и в других городах империи.

«Золотой век» латинской поэзии представлен творчеством Вергилия («Энеида», «Георгики»), Горация («Оды», лирическая поэзия), Овидия («Метаморфозы», любовная лирика).

Эпоха упадка империи нашла своё отражение в изменении атмосферы духовной культуры – всё более глубоко распространяются магические и оккультные представления, восточные культы Митры, Исиды, Кибелы. Кризис духовных оснований и системы ценностей во многом способствовал тому факту, что именно на территории античной римской империи возникает христианство.

Оценивая вклад древнеримской культуры в историю Древнего мира, можно выделить её характерные черты: практичность, утилитарность (в силу чего не получили развитие области естественных наук), психологизм и состязательность (обусловили развитие риторики, логики, правоведения). Несомненно, древнеримская цивилизация внесла свой неповторимый вклад в культурно-исторический процесс и становление современной цивилизации.