logo
Konspekt_lektsy_po_kulturologii

Тема 11. Древнеиндийская культура. Буддизм.

Индийская цивилизация – одна из самых самобытных и уникальных культур Востока, вклад которой в сокровищницу общечеловеческих достижений неоценим. С древних времен Индия славилась как “страна мудрецов”, т.к. находилась в теснейших историко-культурных контактах со странами Востока и античным миром.

Новейшие археологические открытия показывают, что заселение Индостана относится к глубокой древности: в различных районах обнаружены раннепалеолитические культуры. Последовавшее становление новой системы хозяйствования и общественных отношений определило переход от палеолита к мезолиту и неолиту, памятники, которых открыты в разных областях Индии. Новые факты, полученные в результате археологических раскопок, позволяют утверждать, что уже в 1V тыс. до н.э. население Индостана культивировала многие злаки, одомашнивало скот, контактировало с синхронными культурами Ирана и Средней Азии.

Одной из древнейших и ярчайших страниц в истории древнеиндийской культуры была Хараппская цивилизация, возникшая на местной основе. В её городах проживало до 100 тыс. человек и они были крупными торгово-промышленными центрами, управляемыми административными властями (однако большинство населения жило общинами в сельской местности). Хронологический возраст Хараппской цивилизации 2500-1800 г.г. до н.э.

К достижениям культуры данной цивилизации относятся: монументальная архитектура, строгое плановое строительство городов, наличие письменности, системы мер и весов, произведения искусства. Использовалось ирригационное земледелие, культивировалось несколько сортов пшеницы, ячмень, горох, рис, использовались удобрения, было распространено садоводство, велась широкая торговля (в том числе и с Месопотамией). В основе культуры духовной лежали мифологические представления, а в религиозной сфере ведущую роль играл культ матери – богини, при наличии многочисленных местных богов.

Одна из сложнейших загадок Хараппской цивилизации - происхождение письменности и языка. Науке известно свыше тысячи печатей, на которые наносились надписи (последние найдены на металлических изделиях и керамике), выделено свыше 400 различных знаков, установлено направление письма справа налево. Острейшие научные дискуссии о принадлежности этого языка и письменности позволили установить, что он относится к дравидийскому языку.

На смену расцвету наступил упадок, закат культуры как следствие различных причин (изменение климата, тектонические толчки, эпидемия малярии и др.). Несколькими веками позже падения Хараппской цивилизации в Индию пришли индоарийские племена.

В эпоху Муарьев, с возникновением единого объединённого государства складывается древняя ведическая традиция. Культурный фонд Индии этого периода заключен в “Ведах”, создававшихся во II-I тыс. до н.э. на канонизированном литературном языке древности – санскрите. Это ритуальные тексты, созданные в разные времена, которые распадаются на 4 основных сборника – самхиты. Древнейшая из них, содержащая 1028 гимнов – “Ригведа”, ”Самаведа” – собрание мелодий и извлечений из гимнов, ”Яджурведа” – книга поклонений, включающая тексты, произносимые при жертвоприношениях. Наиболее поздней из самхит является “Атхарваведа” – книга песнопений и магических заклинаний. В основе ведического видения мира лежал мифологический комплекс представлений, включающий в себя как обожествление природных явлений, анимистические воззрения, поклонение многочисленным богам (их численность в различных сборниках от 33 до 3399), космологические и космогонические взгляды. В ведизме, который не был общеиндийской религией, а оставался верованиями группы индоарийских племён, главным богом считался Индра – бог грозы, могущественный воитель; олицетворением и хранителем мирового порядка и справедливости был бог Варуна. Особое внимание уделялось богу огня Агни – покровителю домашнего очага, “хранителю дома и людей”. В ведической традиции вся Вселенная подразделялась на 3 сферы: небо, земля, антарикша (пространство между ними) и с каждой из них ассоциировались определённые божества. При этом ведизму присущ синкретизм богов: нет верховного божества, их строгой иерархии, в момент жертвоприношений и ритуалов бог, к которому обращались, полагался главным, ограждающим от несчастий и бед. В целом ритуалы были просты и доступны.

Ведические сочинения несут информацию о сложных космогонических представлениях, о раздумьях над загадками мироздания, попытках выяснить причины появления всего живого – в различных вариантах даётся ответ на вопрос о начале всего существующего: это и “некое абстрактное божество”, и Пуруша – великан-человек, из которого родились земля, небо, солнце, люди, боги. В “Гимне о сотворении мира” основой бытия провозглашается нечто безличное.

Ведические гимны считались (и считаются по сей день) в Индии как священные тексты и изустно передавались и сохранялись из поколения в поколение. В дальнейшем они стали составной частью священных книг брахманизма и индуизма. Возникновение последних тесно связано с изменением социальной жизни, необходимостью духовного закрепления сложившегося кастового строя – системы варн.

В Северной Индии, особенно в Магадхе, господствующее место в социальной структуре общества заняла каста священнослужителей-брахманов. Важную роль играет и каста кшатриев – воинов, из которых происходили князья и цари. Третью касту – “вайшья”, составляло свободное, в основном арийское население: земледельцы, скотоводы, торговцы, ремесленники. Эти касты считались благородными и назывались “дважды рожденными”. Четвёртая – бесправная каста слуг и рабов – “шудры”. (Эти касты были основными, но в различных регионах их число доходило до нескольких десятков).

Юридически сложившийся кастовый строй был закреплён в “Законах Ману” (конец V в.до. н.э.), господствующей кастой объявлялись брахманы (брамины) – жрецы. Об их привилегиях и общественном положении в “Законах Ману” сказано буквально следующее: “Брахман, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы (священного закона), занимает высшее место на земле как владыка всех существ. Все, что существует в мире – это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на всё это. Брахман ест только своё, носит своё и даёт свое: все другие люди существуют по милости брахмана”. Главная и почетная обязанность брахмана – изучать Веды и обучать других

В пантеоне богов на первое место выдвигается Брахма, наряду с которым особо почитаются Шива и Вишну. Однако важнейшим изменением была смена отношений между богами и посвященными им обрядами, богами и жрецами. Обряду теперь приписывается магическая сила и самостоятельное значение, подчиненность жрецу, владеющему тайной ритуала. В Брахманах прямо утверждается превосходство жреца над божеством. “Жрецы - земные боги”, - говорится в “Шатанатха - брахмане”, самом значительном памятнике цикла. (Брахманы – тексты ритуально-мифологического содержания, сложившиеся примерно в VIII-V_ в.в. до н.э.).

В это же время, в ведической традиции формируется одна из важнейших идей древнеиндийской культуры - учение о реинкарнации, переселении душ, сыгравшая огромную роль в индуизме, а затем и в буддизме. Согласно идее перевоплощения, душа человека после смерти не погибает, а переселяется в другое материальное тело. В кого именно она воплотится – зависит от поведения человека в этой жизни (в брахманизме – от выполнения кастовых правил и религиозных обрядов).

Индуизм был главным религиозным течением древнеиндийской цивилизации (его и сейчас исповедует более 80% населения Индии). В него вошли многие черты ведизма, но это уже развитая пантеистическая религия, отражавшая иной этап духовной жизни. В нём присутствует строгая иерархия богов в пантеоне, где на первый план выдвигается бог – творец. Особую роль играют культы богов – Брахмы, Шивы и Вишну. Складывается триада, триединство (тримурти) этих главных божеств, воспринимаемое как проявление единого высшего божества. Брахма – создатель и управитель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (дхарма), деление на касты – варны, он – каратель неверных и грешников. Постепенно в тримурти особую роль стали играть Вишну (бог - охранитель) и Шива (бог - разрушитель), что привело к появлению двух основных направлений в индуизме - вишнуизма и шиваизма. Закрепление это разделение нашло в текстах Пуран – главных памятников индуистской мысли, сложившихся в первые века н.э. Эти направления индуизма вобрали в себя черты не только ведических представлений, но и воззрения дравидийского населения, элементы фольклора. Включена в индуистскую систему концепция аватар, в соответствии с которой бог Вишну нисходит в мир, перевоплощаясь в различные образы. (Седьмое воплощение – в виде Рамы, победившего злого демона - сюжет знаменитой эпической поэмы “Рамаяна”).

Большую популярность очень рано приобрёл культ Шивы – который в тримурти воплощал смерть, жестокое разрушительное божество, о чем грозно напоминает его пояс из черепов, но он одновременно и бог рождения, процесса жизни.

Наличие огромного количества религиозных и религиозно-философских сочинений – характерная черта древнеиндийской культуры. Уже в брахманский период особое значение приобретают Упанишады (“скрытая тайна”), в которых изложено учение о единстве начала всего существующего, которое всё заключает в себя, всё в себя вбирает и всё из себя выводит.

Поэтическое выражение основного догмата древнеиндийской философии и индуизма содержится в одном из самых значительных памятников – в “Бхагават-гите” (в переводе – “божественная песнь”), части знаменитого эпоха “Махабхарата”. В “Махабхарате”, поражающей своим богатством содержания и огромными размерами (100 тыс. двустиший, 19 книг) описаны события древнейшей истории индийских племен (X-VIII в.в. до н.э.), в этой гигантской энциклопедии-поэме речь идёт о борьбе за царский трон, но подробно освящены все стороны жизни индийского народа. “Бхагават–гита ” может рассматриваться (и рассматривается не просто как часть эпоса, а как священная книга в кришнаизме) как своего рода символ духовной жизни Индии. Основное содержание – диалог воина Арджуны с Кришной, земным воплощением верховного бога. Это не спор, и не диспут, а наставление и размышление о душе, о судьбе человека, о высокой нравственности, о соотношении мирского и божественного. Цель человеческой жизни - религиозное “освобождение”, главное – любовь к богу (“ бхакти”).

Бурное развитие духовной культуры сопровождалось не только изменениями в религиозной сфере, но и мучительными поисками ответов на “вечные” вопросы об устройстве мироздания, о смысле человеческой жизни, о путях постижения этого смысла. В древнеиндийской культуре принято выделять 6 ортодоксальных или классических типов философских систем. К ним относятся веданта, миманса, ньяя, сангхья, йога, вайшешика. Из них веданта и миманса – чисто жреческие, мистические учения, разрабатываемые брахманами. Сангхья, получившая распространение в среде кшатриев, признавала, что в основе мира лежит самостоятельная материя, составляющая множественность отдельных тел. Основатель философской школы Санхья Капила полагал, что дух, сознание есть зритель, свидетель, гость в природе, но при этом и страдалец, испытывающий страдание жизни и смерти, пока не отрешится от природы. ”Соединение духа и природы имеет целью ознакомить дух с природой и дать духу возможность вечного освобождения. Это соединение подобно ассоциации хромого и слепца и образует вселенную”. Особая роль выпала на долю йоги как аскетического учения, воплощавшего практическое применение религиозных и философских принципов в целях самоусовершенствования.

На почве брахманизма и индуизма в шестом веке до нашей эры возникли джайнизм и буддизм. Основателем джайнизма считается легендарный учитель Махавира - Джина, отстаивавший принцип ненасилия по отношению ко всему живому.

Подлинный духовный переворот в культуре древнеиндийской цивилизации произошел с появлением новой религии – буддизма. Сегодня буддизм – мировая религия, его исповедуют свыше 280 миллионов человек. Возникновение буддизма связывают с духовными исканиями и учением Сиддхартхи Гаутамы, получившим впоследствии имя Будды, то есть «просветленного». Вопрос о том, является ли Будда Гаутама реальным историческим лицом – спорный. Для сторонников буддизма он – основатель нового учения, для приверженцев мифологической школы фигура Гаутамы – олицетворение солнца, его годового движения на небосклоне. Большинство ученых полагают, что нет оснований подвергать сомнению реальность существования Гаутамы. История его жизни и духовных поисков изложена в ряде произведений, вошедших в священные книги буддизма – «Типитаку» (или «Трипитаку»), джатаки – сказания о подвигах и поучениях Будды, который в момент просветления постиг четыре божественных истины. В них ему открылся путь спасения – «восьмеричный серединный путь», смысл и способ существования всего, что есть в мире. В учении о «четырех благородных истинах» изложена сущность буддизма. 1) Всякое существование есть страдание. 2) Причина страданий заложена в самом человеке – его жажде жизни, стремлении к наслаждению. 3) Прекратить страдания возможно: для этого следует преодолеть жажду жизни. 4) Избавиться от страданий можно только следуя «восьмеричному благородному серединному пути».

Суть этого пути изложена в следующих положениях: 1) праведное воззрение, знание и следование «четырем благородным истинам»; 2) праведное стремление – реализация этих истин; 3) праведная речь – без лжи, грубости и клеветы; 4) праведное поведение – соблюдение моральных требований; 5) праведная жизнь на честно заработанные деньги; 6) праведное усилие, направленное на преодоление привязанности к желаниям и земному бытию; 7) праведное созерцание – сосредоточение на том, что достигнуто на пути; 8) праведное размышление – совершенствование сознания.

Все в мире есть определенное сочетание дхарм – носителей своего признака. Дхармы – частицы, представляющие ткань мирового вещества, проникающие во все явления психического и материального мира, находящиеся в движении, каждое мгновение вспыхивая и угасая. Уже в раннем буддизме сформулированы идеи сансары – проявленного, земного бытия, вечного круга перерождений, и нирваны – бытия непроявленного, подлинного, освобождающего от земного, состояния самоуглубления и просветления. В буддизме путь познания и совершенствования человека неразрывно связан с йогическим методом созерцания и практикой медитации. Хотя буддизм и включает в себя закон причинности и воздаяния – карму, человек свободен в своих поступках, имеет свободу воли – в ней заложен путь к спасению.

Буддизм, особенно ранний, - это сложная морально-философская система постижения психологических состояний человека. Такие центральные понятия как карма, страдание, нирвана не поддаются переводу в образную, чувственно-конкретную форму, поскольку выражают вечное, неподвижное в бытии, но в то же время существуют в единстве с вечно изменяющимся иллюзорным миром реальной жизни. «Я не стремлюсь к смерти, я не стремлюсь к жизни, я сознательно и бодро ожидаю, когда придет мой час» (Будда). Будда проповедовал полный отказ от обрядности и ритуалов, все внимание уделял нравственным проблемам и дисциплине духа.

Постепенно в буддизме оформились два основных направления: хинаяна, «малая колесница» или «узкий путь спасения» и махаяна, «большая колесница» или «широкий путь спасения». Позднее возникает варджаяна –«алмазная колесница», на основе которой сформируется буддийский тантризм или ламаизм. Перейдя границы Индии, буддизм перенес в другие страны и многие традиции индийской образованности, специфические особенности художественной культуры.

В истории всемирной литературы одно из самых почётных мест по праву принадлежит древнеиндийской литературе. Она поражает многообразием сюжетов, жанров, оригинальностью поэтических образов, богатством языка и культурных традиций. К наиболее известным писателям Древней Индии относят такого автора как Калидаса. Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на периоды: ведический, эпический и классической санскритской художественной литературы. Для первых двух характерна изустная традиция передачи текста. Два величайших достижения эпического периода – “Махабхарата” и “Рамаяна” по праву сравниваются и “Илиадой” и ”Одиссеей”.

В древней Индии существовала своя собственная театральная традиция, о чём свидетельствуют и специальные трактаты по драматургии.

Наряду с санскритскими религиозно-философскими сочинениями существовала и фольклорная традиция. Наибольшая популярность выпала на долю “Панчатантры” – сборников рассказов и притч, основанных на фольклорном материале и носивших светский характер. Высоким уровнем отличалась в Древней Индии и теория литературного творчества, в том числе поэзия. Найдены специальные тексты по риторике, метрике, трактаты по поэтике. Постепенно оформляется несколько школ “поэтического мастерства”, ведущих между собой дискуссии о поэтическом языке, метафорических приемах, о сути поэзии.

Первые памятники архитектуры и изобразительного искусства относятся ко времени Хараппской цивилизации, но наиболее яркие были созданы в Кушано-гуптскую эпоху (существовали как сакральные, так и светские произведения искусства.) Поскольку в эпоху древности строительство в основном было деревянным, то эти памятники практически не сохранились. В первые века н.э. начинает испльзоваться в строительстве камень. Каменная архитектура того времени представлена пещерными комплексами, храмами (индуистскими, буддистскими и джайнскими) и ступами – каменными сооружениями, в которых по традиции хранились реликвии Будды.

В Древней Индии было несколько школ скульптуры, из которых наиболее крупными были гандхарская (Северо-Запад), матхурская (в долине Ганга) и школа Амаравати (в Андхре). Большинство скульптур носило религиозный характер, но сохранилась и светская монументальная пластика. Наряду с правилами скульптуры, существовали и руководства по иконографии (буддийские, джайнские и индуистские).

Наиболее известным из памятников древнеиндийской живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты, которые наносились на сухую штукатурку. В них представлены мифологические сюжеты, сцены из жизни Будды, в также моменты повседневной и дворцовой жизни.

Огромных успехов достигли народы Древней Индии в математике, астрономии, медицине, живописи. Почетное место истории математических знаний принадлежит Арьябхате (V - конец VI в. н.э.). Ему было уже известно значение числа П, он предложил оригинальное решение линейного уравнения, близкое к современным математическим методам.

Важнейшее достижение математики Древней Индии создание десятичной системы счисления (с применением нуля - это новшество было следствием появлением понятия “пустота” в философии, введённая буддийским мыслителем Нагарджуной). Десятичную систему впоследствии заимствовали арабские ученые и сегодня ею пользуется весь мир. Высокого уровня развития, благодаря выработке цифровой системы нумерации и учению об абстрактном числе, достигла алгебра. Многие математические термины имеют индийское происхождение: “цифра”, ”синус”, ”корень”.

Древнеиндийская астрономия была знакома с идеей вращения Земли вокруг своей оси (Арьябхата), существовали точные астрономические расчеты.

Во всем мире признанием пользуется аюрведа (наука о долголетии), зародившаяся в глубокой древности. Древнеиндийские врачи знали целебные свойства трав, влияние климата на здоровье человека, существовали правила личной гигиены и диеты. В хирургии – известно было свыше 300 операций и 120 хирургических инструментов. Древнеиндийская медицина, подобно античной, но независимо от неё, полагала, что в основе человеческого организма лежат 3 “жизненных сока” (“первоэлемента”): ветер, желчь и флегма. Особое внимание уделялось анатомии и врачебной этике.

Древнеиндийская культура, специфическими чертами которой являлись преобладание философско-религиозных систем, традиционализм, сохранение кастового строя, оказала значительное влияние на развитие дифференцированных культур других народов, а распространение буддизма за пределами Индии привело к его трансформации в мировую религию.