Тема 13. Иудейская культура. Библия как памятник культуры
История иудейской культуры генетически связана с культурами древней Месопотамии, Египта, Ирана, с эллинизмом и античными традициями. Она оказала существенное влияние на формирование двух мировых религий: христианства и ислама, но в первую очередь в ней возникает собственная религия монотеизма – иудаизм.
Иудейская культура известна в наши дни не только в памятниках искусства и архитектуры, но, в первую очередь, через Ветхий Завет – величайшее достижение древней культуры.
Особенности иудейской культуры:
Взаимодействие семитских племен как с культурами Востока (египетской, шумерской, вавилонской), так и с античным миром.
Длительный трагический путь народа отражен в достижениях культуры: архитектуре, религии, искусстве, обычаях, традициях.
Иудаизм – национальная религия, сформировавшаяся на основе синтеза племенных верований, бог Яхве становится единым богом.
Крупнейший памятник культуры – Ветхий Завет.
В Ветхом завете нашли свое выражение не только поиски и достижения народа – творца этого сочинения, древних евреев, но также опыт всех древнеближневосточных цивилизаций. Ветхий Завет - из важнейших источников и компонентов общечеловеческой культуры.
Тексты Ветхого Завета отражают специфику эпохи, особенности социокультурного развития региона, время действия (создавался на протяжении целого тысячелетия с XII по II вв. до н.э.), было судьбоносным в истории еврейского народа. В данный период народ расселился и совершился переход из родоплеменного и скотоводческого бытия в сословно-классовый и урбанистический (XIV – XI вв. до н.э.). Это время создания мощного государства Давида – Соломона (Х в. до н.э.) и его распад на Иудею и Израиль, уничтожение последних (Израильского царства в 722г. до н.э., Иудейского в 586 г. до н.э.), а также жизнь в диаспоре – в Вавилоне и Египте, радость возрождения своей государственности – в начале VI – II вв. до н.э. под властью иноземцев, а затем династии Хасмонеев.
«Осевое время» человечества – когда определяются ценности, идеалы, критерии и мерки, по которым человечеству предстоит жить и развиваться, получило свое выражение в сюжетах и темах ветхозаветных преданий. Рациональное мышление потеснило мифотворчество. Власть традиций и абсолютных истин становится не беспредельной. Осознается значимость новых подходов и истин относительных. Человек осознает свою самостоятельность, а человечество – свою общность (Сам Ветхий завет не только творение «осевого времени истории», но и один из его творцов). Переосмысление устоев, мучительная и трагическая переоценка ценностей, самоопределение и нравственные установки народа во всей сложной его истории – все это отразилось Ветхозаветных текстах.
Древнеиудейский пантеон на рубеже II – I тысячелетий до н.э. был весьма густо населен различными божествами: древние «боги отцов», локальные божества соседствовали с грозным богом южной пустыни Йахве. Культ этого бога был особенно популярен у «колена Йехуда» и когда представители этого племени Давид и Соломон создали государство, их племенной бог Яхве стал главенствовать в пантеоне, вбирая в себя черты и атрибуты других божеств, что служило также и интересам жречества Иерусалимского храма. Выразителями идей монотеизма часто становились пророки, считавшие, что только сочетание обрядности с соблюдением морали является залогом «праведной жизни».
Суть иудаизма - провозглашение единобожия и признание относительной «автономности» человека. Нравственно-этическая ориентация Ветхого завета сформулирована в «Декалоге», этические заповеди которого явились выражением принципов общечеловеческой морали.
Первоначально, в течение столетий основные положения еврейского вероучения передавались в устной форме, и только в VI – V в.в. до н.э. получили письменное воплощение. Согласно традиции, «Завет» - союз, заключенный Богом с людьми, а Ветхий – союз Бога с Ноем, Авраамом, Моисеем и другими патриархами (отцами еврейского народа).
Ветхий Завет – первая, по объему основная часть Библии. Первые его книги восходят к XIII в. до н.э., последние – к 1 веку до н.э. По традиции, Ветхий Завет делится на 3 части:
Тора (книги законов) – «Пятикнижие Моисеево», создание которых приписывается легендарному патриарху Моисею.
«Небиим» - книги пророков.
«Кетубим» - «писания» или исторические книги.
В истории развития иудейской культуры выделяют следующие этапы:
Эпоха «патриархов», формирование этнического и национального самосознания, закрепление древних племенных культов и мифологических представлений, согласно Ветхому Завету, старейшим из патриархов был Авраам.
Египетский период – время расселения в этой стране и «исхода». Главное действующее лицо – Моисей, которому приписывают первые пять книг «Библии». Это время формирования и закрепления основных вероучительных принципов иудаизма, его культа, запретов, религиозных ритуалов и предписаний.
Период Иудео- Израильского царства (1040 – 932 до н.э.), время правления Саула, Давида и Соломона, единой государственности и пика культурного развития.
Период диаспоры (расселения) – начиная с захвата Израиля Вавилоном, евреи расселяются по всем миру, но при этом сохраняют лингвистическую, религиозную и этническую общность. Наряду с иудаизмом в сохранении социокультурного единства значительную роль играет раввинат. (Во главе религиозной общины стоял раввин – священнослужитель, который регулировал все отношения между единоверцами).
В становлении и последующем сохранении на протяжении тысячелетий иудаизма как монотеистической религии, особую роль играли запреты, обряды, посты, праздники. Культовые действия направлены на умилостивление бога Яхве, ежедневные молитвы (кроме субботы и праздников, когда она совершается в синагоге), во время которой на лоб и левую руку надевается филактерин, содержащий ветхозаветные тексты. Почитание субботы – дня, посвященного Богу, когда любые другие повседневные действия не должны совершаться. Особое место в иудаизме занимает обряд обрезания крайней плоти, символизирующей «завет» с Яхве и идею религиозной исключительности еврейского народа. Значима роль запретов, регулирующих почти все аспекты жизнедеятельности (свыше шестисот), например, запрет на употребление «трефной» пищи, которую заменяет кошерная. Толкование запретов содержится в Талмуде.
Праздники в иудаизме неразрывно связаны с ветхозаветной историей (Главный ежегодный – Иом Кипур («Судный день», «суббота всех суббот»), Пурим и др.).
Основу не только религии, но иудейской культуры в целом, составляет Ветхий Завет. Его книги вошли в состав Библии, одного из древнейших памятников культуры древневосточных цивилизаций.
С точки зрения культурологии Библия (и Ветхий Завет) рассматриваются не как совокупность религиозно-значимых текстов, а как письменное свидетельство социокультурных изменений всего региона на протяжении тысячелетия. Герменевтическая проблема (понимание и истолкование сакральных текстов) сопровождала как период создания, так и канонизации библейских книг. Несомненно, Библия оказала значимое влияние на культуру древности и современности.
- Конспект лекций по культурологии.
- Тема 1. Культурология, круг ее проблем и роль в обществе
- Тема 2. Религиоведение в структуре культурологического знания.
- Тема 3. Зарождение и развитие предствавлений о культуре.
- Тема 4. Основные течения культурологической мысли хх века.
- Тема 5 . Структура культуры и её основные функции
- Тема 6. Источники и механизмы культурной динамики.
- Тема 7. Типология культуры.
- Тема 9. Культура первобытности.
- Тема 10.Культура Древнего Китая.
- Тема 11. Древнеиндийская культура. Буддизм.
- Тема 12. Культура Ближневосточных цивилизаций в древности.
- Тема 13. Иудейская культура. Библия как памятник культуры
- Тема 14. Культура Древней Греции и её основные достижения.
- Тема 15. Культура эпохи эллинизма.
- Тема 16. Древнеримская и древнеиталийская культура.
- Тема 17. Средневековая культура Западной Европы.
- Тема 18. Культура Византии и Древней Руси.
- Тема 19. Становление теоцентризма в странах Востока. Ислам.
- Тема 20 . Культура Ренессанса
- Тема 21. Европейская культура Нового времени (XVII-XVIII века)
- Тема 22. Мировая культура XIX века.
- Тема 23. Русская культура XIX века.
- Тема 24. Основные тенденции и проблемы развития мировой культуры XX века.
- Тема 25. Отечественная культура XX века.
- Вопросы к экзамену по курсу «Культурология»