Тема 1. Культурология, круг ее проблем и роль в обществе
С момента рождения человека окружает особый мир – мир культуры. Многозначность понятия «культура», многолинейность и разнонаправленность культурно-исторических событий, изменение социокультурных реалий вызывают необходимость появления научных дисциплин, исследующих культуру во всех ее проявлениях.
Различные сферы и виды культуры, многообразные феномены культурной жизни стали предметом изучения гуманитарного знания. Результаты научных исследований, накопленные историей, археологией, религиоведением, этнографией и др. науками требовали своего обобщения и методологического обоснования. Первоначально изучение культуры с позиций ее системности и целостности осуществлялось философией культуры, в которой последняя рассматривается как универсальное социальное явление, феномен общественной жизни.
В ХХ веке актуализируется и бурно развивается новая дисциплина – культурология. Термин введен в научный обиход американским культурологом Л.Уайтом. Культурология – это интегративная наука, общая теория культуры, изучающая культуру как целостность в единстве законов функционирования и развития. Если философия культуры – это обозначение подходов к выявлению сущности культуры, условий и форм ее проявления, то культурология выявляет законы и механизмы функционирования конкретных форм и сторон культуры в единстве объяснения и понимания.
Культурология, как наука, находящаяся в стадии становления и концептуализации включает в себя:
теорию культуры;
социологию культуры;
социальную и культурную антропологию;
историю культуры.
Предмет культурологии – культура как системное образование, рассматриваемое в единстве ее структурности, функций и законов развития. Метод культурологии есть единство объяснения (т.к. культура – это система смыслов, со своей сущностью и логикой, которые постигаются путем рационального обоснования) и понимания (т.е. обретения интуитивно-смысловой причастности субъекта к изучаемой культуре). Этот метод позволяет проникать в жизненное пространство различных культур, и, как следствие, - выявлять диалогичность в трактовке соотношения культур.
Задачи культурологии как науки, находящейся в стадии концептуализации:
Выявление закономерностей социокультурной динамики;
Создание непротиворечивой модели культуры как системы взаимосвязанных форм;
Анализ взаимодействия общества, социальных групп и индивидов в пространстве культуры.
Исследование социализации личности, источников культурной динамики, проблем культуротворчества.
Специфика культурологии обусловлена сложностью, противоречивостью культуры как объекта познания.
Особенности культуры как объекта познания:
многообразие форм культурной жизни, полифоничность культуры как метасистемы;
включенность человека как субъекта познания в поле культуры;
диалогичность культуры;
открытый, творческий характер культуры.
Культура – предельно широкая категория, основное понятие культурологии, обозначающее феномен общественной жизни, фундаментальную форму человеческой жизнедеятельности. Культура неразрывно связана с существованием человека и социума, это особый мир, противоположный миру природы. Поэтому культуру называют «второй природой». Человек предстает как продукт определенной культуры и одновременно как ее творец. Сложность, противоречивость, разнообразие культурных феноменов обусловливает наличие различных подходов в исследовании и осмыслении культуры.
Одним из таких подходов стал деятельностный, на основе которого созданы разнообразные модели культуры как целостной системы. В нем культура рассматривается как процесс и результат творческой деятельности человека. В то же время это процесс самосознания общества и индивида, специфический способ жизнедеятельности. Деятельностный подход к сущности культуры может быть основанием изучения локальных культур, культурно-исторических типов, соотношение культуры и цивилизации.
Аксиологический (ценностный) подход, согласно которому культура предстает как совокупность ценностей, созданных человечеством, включая способы их появления. Цель культуры – сохранение вида «Homo sapiens», поэтому и главной ценностью является человек. Аксиологический подход к проблемам культуры обусловлен как противоположностью культуры природе, так и наличием «антикультурных» феноменов.
Символический подход исходит из тезиса, что культура вырабатывает, хранит и передает свои смыслы в форме символов (например, языка, средств искусства). Она в символической форме «кодирует», зашифровывает основные навыки жизнедеятельности, поведения, общения, результаты социокультурного развития.
Нормативно-регулятивный подход исследует сущность культуры как совокупности устоявшихся правил и ориентаций, норм и стереотипов поведения и действий, посредством которых транслируется культурная информация и регулируются отношения в пространстве культуры.
Гуманистический подход – рассматривает культуру как сферу и способ самореализации личности. Цель и смысл культуры – самосознание человека как субъекта культурно-исторического процесса, максимальное развитие его творческих сил и способностей.
В культурологии сложились и иные подходы к интерпретации культуры. К ним можно отнести: семиотический, культуроантропологический, социологический, литературоведческий и другие. (Ряд этих концептов будет рассмотрен в других темах).
В начале третьего тысячелетия кризис техногенной цивилизации, смена духовных ориентаций, тенденция глобализации, взаимопроникновение культур Запада и Востока чрезвычайно обостряют и актуализируют проблемы исследования и изучения как общечеловеческого культурно-исторического процесса, так и анализа конкретных особенностей каждого этапа этого единого процесса и дифференцированных форм его реализации. Среди комплекса современных проблем культурологии можно выделить наиболее значимые:
Проблема методологических оснований изучения феномена культуры.
Взаимосвязь и различия культур таких регионов как Восток и Запад в условиях глобализации.
Проблема форумности, т.е. равноценности культур и их периодизации.
Соотношение и духовно-ценностные ориентации элитарной и массовой культуры.
Вопрос об особенностях «субкультур» в современных условиях и другие.
В пределах данного методического пособия не представляется возможным представить все многообразие и все аспекты такого глобального и многостороннего явления как культура, поэтому выделенные основные подходы и тенденции в ее изучении могут быть расширены, углублены и дополнены студентами самостоятельно.
- Конспект лекций по культурологии.
- Тема 1. Культурология, круг ее проблем и роль в обществе
- Тема 2. Религиоведение в структуре культурологического знания.
- Тема 3. Зарождение и развитие предствавлений о культуре.
- Тема 4. Основные течения культурологической мысли хх века.
- Тема 5 . Структура культуры и её основные функции
- Тема 6. Источники и механизмы культурной динамики.
- Тема 7. Типология культуры.
- Тема 9. Культура первобытности.
- Тема 10.Культура Древнего Китая.
- Тема 11. Древнеиндийская культура. Буддизм.
- Тема 12. Культура Ближневосточных цивилизаций в древности.
- Тема 13. Иудейская культура. Библия как памятник культуры
- Тема 14. Культура Древней Греции и её основные достижения.
- Тема 15. Культура эпохи эллинизма.
- Тема 16. Древнеримская и древнеиталийская культура.
- Тема 17. Средневековая культура Западной Европы.
- Тема 18. Культура Византии и Древней Руси.
- Тема 19. Становление теоцентризма в странах Востока. Ислам.
- Тема 20 . Культура Ренессанса
- Тема 21. Европейская культура Нового времени (XVII-XVIII века)
- Тема 22. Мировая культура XIX века.
- Тема 23. Русская культура XIX века.
- Тема 24. Основные тенденции и проблемы развития мировой культуры XX века.
- Тема 25. Отечественная культура XX века.
- Вопросы к экзамену по курсу «Культурология»