logo search
экзамен 9 кл

Билет № 8.

  1. Монастырская базилика как отражение жизни романской эпохи.

Культовым строительством Западной Европы раннего средневековья стала римская базилика – прямоугольное здание с полукруглой апсидой (место, где помещался алтарь и совершали священнодействия духовные лица) и разделенное внутри аркадами на несколько коридоров – нефов. Грандиозные и торжественные базилики до сих пор украшают Рим. Постепенно в слиянии традиций варварского и римского миров искусство Западной Европы обрело свой облик. По всей Европе утверждался единый архитектурный стиль. Его называют романским, чтобы подчеркнуть сходство многих строительных приемов, форм внутренней и внешней отделки зданий с древнеримскими постройками.

Феодальная раздробленность, войны, голод, эпидемии вызывали естественный страх населения, что отразилось в архитектурном стиле данной эпохи. Церкви и монастыри с мощными стенами выглядели как неприступные крепости. Здесь находили убежище от набегов, скрывались от преследований. Но главное монастыри были домом Божьим. Бог незримо присутствовал в монастыре всегда: во время молитвы, крещений, проповедей и т.д. Сюда приходили, чтобы получить надежду на спасение и укрепиться в вере. Мощные величественные здания доказывали могущество Бога.

План романской базилики имел форму латинского креста. Она строилась не из кирпича, а из камня, тяжелые каменные блоки держались друг на друге за счет собственного веса, без связующего раствора. Стены таких построек необычайно массивны, поэтому романские строения кажутся приземистыми и тяжеловесными даже в том случае, когда высоты центрального нефа достаточна велика. Стены и своды покрывались росписями, которые наносили клеевыми красками на сухую штукатурку, поэтому росписи сохранились лишь во фрагментах. Своды украшали образы Ветхого Завета. Изображая человека в движении, мастер совсем не считался с возможностями человеческого тела – голова повернута в одну сторону, тело – в фас, а ноги, сильно перекрещены, - в профиль. Как ни странно, такое положение тела, не имеющего ничего общего с реальностью, создает ощущение движения, как физического, так и духовного, в котором пребывает персонаж. Росписями украшали не только стены, раскрашивали также скульптуру, опоры, балки перекрытий, арки.

В романском искусстве воплотились сила, могущество и торжество церкви. В нем жил дух стремящегося к безопасности и порядку общества.