Билет № 8.
Монастырская базилика как отражение жизни романской эпохи.
Культовым строительством Западной Европы раннего средневековья стала римская базилика – прямоугольное здание с полукруглой апсидой (место, где помещался алтарь и совершали священнодействия духовные лица) и разделенное внутри аркадами на несколько коридоров – нефов. Грандиозные и торжественные базилики до сих пор украшают Рим. Постепенно в слиянии традиций варварского и римского миров искусство Западной Европы обрело свой облик. По всей Европе утверждался единый архитектурный стиль. Его называют романским, чтобы подчеркнуть сходство многих строительных приемов, форм внутренней и внешней отделки зданий с древнеримскими постройками.
Феодальная раздробленность, войны, голод, эпидемии вызывали естественный страх населения, что отразилось в архитектурном стиле данной эпохи. Церкви и монастыри с мощными стенами выглядели как неприступные крепости. Здесь находили убежище от набегов, скрывались от преследований. Но главное монастыри были домом Божьим. Бог незримо присутствовал в монастыре всегда: во время молитвы, крещений, проповедей и т.д. Сюда приходили, чтобы получить надежду на спасение и укрепиться в вере. Мощные величественные здания доказывали могущество Бога.
План романской базилики имел форму латинского креста. Она строилась не из кирпича, а из камня, тяжелые каменные блоки держались друг на друге за счет собственного веса, без связующего раствора. Стены таких построек необычайно массивны, поэтому романские строения кажутся приземистыми и тяжеловесными даже в том случае, когда высоты центрального нефа достаточна велика. Стены и своды покрывались росписями, которые наносили клеевыми красками на сухую штукатурку, поэтому росписи сохранились лишь во фрагментах. Своды украшали образы Ветхого Завета. Изображая человека в движении, мастер совсем не считался с возможностями человеческого тела – голова повернута в одну сторону, тело – в фас, а ноги, сильно перекрещены, - в профиль. Как ни странно, такое положение тела, не имеющего ничего общего с реальностью, создает ощущение движения, как физического, так и духовного, в котором пребывает персонаж. Росписями украшали не только стены, раскрашивали также скульптуру, опоры, балки перекрытий, арки.
В романском искусстве воплотились сила, могущество и торжество церкви. В нем жил дух стремящегося к безопасности и порядку общества.
-
Содержание
- Билет № 1.
- Особенности культуры Древнего Египта.
- Французский живописец Антуан Ватто.
- Билет № 2.
- Творчество п.И.Чайковского в истории русской и мировой музыки.
- Билет № 3.
- Стилистические особенности творчества п.Пикассо.
- Билет № 4.
- Билет № 5.
- Русский художник Филонов.
- Билет № 6.
- Эстетика классицизма в музыке Моцарта и Бетховена.
- Билет № 7.
- Постимпрессионизм Ван Гога.
- Билет № 8.
- Глинка как родоначальник классической русской музыки.
- Билет № 9.
- Традиции русской портретной живописи в творчестве в.А.Серова.
- Билет № 10.
- Религиозное творчество м.В.Нестерова.
- Билет № 11.
- Гений бытового жанра п.А.Федотов.
- Билет № 12.
- Титан Возрождения – Леонардо да Винчи.
- Билет № 13.
- Ренессанс в Англии – драматургия Шекспира.
- Билет № 14.
- Мастер немецкого Возрождения а.Дюрер.
- Билет № 15.
- Русский Рафаэль – Андрей Рублев.
- Билет № 16.
- Гений Серебряного века – м.А.Врубель.
- Билет № 17.
- Родоначальник эпохи Возрождения Данте Алигьери.
- Билет № 18.
- Художник разностороннего стандарта – б.М.Кустодиев.
- Билет № 19.
- Абстракционизм в.Кандинского.
- Билет № 20.
- Романтические пейзажи а.К.Саврасова.
- Билет № 21.
- Гений французской революции Эжен Делакруа.
- Билет № 22.
- Русский сказочник в.М.Васнецов.
- Билет № 23.
- Певец крестьянской жизни а.Г.Венецианов.
- Билет № 24.
- Русский лес глазами и.И.Шишкина.
- Билет № 25.
- Художественные поиски э.Мане.
- Назовите произведение, автора и период его написания.