logo
экзамен 9 кл

Билет № 14.

  1. Исторический сюжет в русской реалистической живописи.

Во второй половине XIX в. в русской живописи развивается реалистическое направление. В реалистической живописи художники использовали не только сюжеты современной жизни, но и исторические. Шедевры исторической живописи побуждали размышлять о судьбах нации, о путях исторического прогресса, о роли личности в истории.

Конфликт между двумя возможными путями развития России, воплощенный в образах Петра I и его сына, отображен в картине Н.Н.Ге «Петра I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» (1871 г.). тяжел и властен взгляд Петра, устремленный на сына, непоколебимая уверенность в собственной правоте ощущается за внешней покорностью Алексея. Мрачную трагедию изобразил в своем произведении И.Е.Репин «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» – зловещие сумерки, заволакивающие нарядную палату страшного царя, горячие краски крови и золотисто-розовая рубаха царевича, ужас, застывший в глазах отца-владыки.

Переломным трагическим моментам русской истории посвящал свои картины В.И.Суриков. «Утро стрелецкой казни» (1881 г.) – это трагедия патриархальной Руси, самим ходом прогрессивного исторического развития обреченной на уничтожение. Исторические сюжеты присутствуют и на батальных полотнах, раскрывая смысл военных событий: В.И.Суриков «Переход Суворова через Альпы», В.В.Верещагин «После атаки. Перевалочный пункт под Плевной». Картины Верещагина обличают милитаризм, безудержную жестокость завоевателей, показывают мужество и страдания простого солдата.

  1. Yandex.RTB R-A-252273-3
    Yandex.RTB R-A-252273-4