17.Английская антропологическая школа изучения мифа. Ритуалистическая концепция мифа Дж.Фрэзера. Функциональная концепция мифа б.Малиновского. Концепции мифа з.Фрейда, к.-г.Юнга.
6. Английская антропологическая (эволюционистская) школа изучения мифа (на основе сравнительной этнографии) (сравнение обычаев «примитивных» народов). Тайлор, Спенсер.
Миф возникает из представления о душе, возникающему у дикарей из рациональных размышлений о природе сна, смерти, болезней. Миф – это своеобразная первобытная наука, продукт примитивного развития. Миф («первобытная наука») отмирает за ненадобностью, становится пережитком.
Можно говорить о сходстве антропологической концепции мифа с просветительской (миф – продукт невежества, суеверия).
7. Ритуалистическая концепция мифа Джеймса Фрэзера (1854-1941 гг.). Миф не представляет собой самостоятельного явления культуры, это – «эпифеномен», то есть отражение, следствие некогда существовавшего магического ритуала. Дж.Фрэзер предпринял попытку свести большой комплекс мифов к единому универсальному ритуалу убийства и замены состарившегося и потерявшего магическую силу жреца новым жрецом, способным обеспечить магическим путем новые богатые урожаи. Ритуалистическая концепция мифа в 1930-1940-е гг. заняла доминирующее положение в науке.
8. Функционалистская концепция мифа Бронислава Малиновского.
Английский этнограф Малиновский (1884-1942 гг.) отказывается от идеи гносеологической, познавательной, объяснительной природы мифологии (свойственной и русско-германской «индоевропейской», и английской антропологической школам), и от идеи «бесполезности», «эпифеноменальности» (отраженности) мифа и ставит вопрос о социологических функциях мифологии.
Миф составляет с ритуалом единое вербально-акциональное (словесно-поведенческое) целое. Миф – это ритуал в его словесном выражении, а ритуал – это миф в его акциональном выражении (в поведении, в действии).
Миф (мифо-ритуал. Мифоритуальный комплекс) выполняет
Функцию кодификации (упорядочения, гармонизации) мышления (примиряет различные аспекты архаического мироощущения, он увязывает воедино слово и дело, настоящее, прошедшее и будущее, индивидуальное и коллективное);
Функцию морального санкционирования определенных правил поведения, то есть регуляции поведения людей в первобытном сообществе.
Функцию поддержания традиции и непрерывности племенной культуры.
9. Концепция мифа Зигмунда Фрейда (1856-1939 гг.).
Для Фрейда мифы – это продукты вытесненных в подсознание сексуальных влечений. Мифы, единожды возникнув в истории культуры постоянно воспроизводятся каждым новым поколением людей и каждым человеком, так как проблемы сексуально-психической жизни, несмотря на разнообразие внешних деталей, однотипны, однообразны.
В центре всех мифов (и, соответственно, психологической жизни каждого человека) лежит Эдипов комплекс. Убийство сыном отца, совершенное из-за желания обладать матерью, рождает у него комплекс вины, который приводит к почитанию отца и обожествлению его образа. Осознание преступности интимной связи с матерью рождает начало нравственности. Возникшая вследствие этого сублимация сексуальной энергии становится причиной возникновения и развития искусства, создавая фантастические образы и намекая человеку на скрытые от него самого тайны его существа.
10. Концепция мифа Карла-Густава Юнга.
Как и Фрейд, Юнг признает связь мифологии и бессознательного, однако понимает её иначе. Миф, который Фрейд считал исключительно продуктом подавленного сексуального влечения, Юнг соединял с идеей архетипа, то есть с коллективно-бессознательным слоем психики. Термином «архетип» Юнг обозначил образы, обнаруживающиеся в мифах, сказках, снах и фантазиях.
Количество архетипов, по Юнгу, ограничено, они связаны с наиболее фундаментальными потребностями и наклонностями человека, а своими корнями уходят в глубинные структуры живой материи.
- 1.Культурология как научная дисциплина и учебный предмет. Структура культуры (материальная и духовная культура, городская и сельская культуры). Функции культуры.
- 2.Подходы к пониманию культуры. Предметный и деятельностный подходы. Аксиологическая, антропологическая, личностная, игровая, семиотическая, диалогическая концепции культуры.
- 3.Массовая, народная и элитарная культура (а.Кравченко, в.Руднев, а.Флиер, а.Кондаков). Массовая культура и массовое общество.
- 4.Проблема культуры в античной мысли (софисты, Демокрит, Сенека, Цицерон, Тацит).
- 5.Концепции культуры эпохи Возрождения (Петрарка, Монтень).
- 6.Просветительская концепция культуры. Критика просветительства. Проблема культуры в немецкой философии XIX века (Вольтер, Руссо, Мирабо, Кант, Шиллер, Гегель).
- 7.Эволюционизм в культурологии. О.Конт. Метод «пережитков» (Тайлор, Морган). Функционалистская концепция культуры (б.Малиновский). Критика б.Малиновского. Неоэволюционизм (Уайт).
- 8.Диффузионизм. Теория культурных кругов (Фробениус, Гребнер). «Историческая» школа ф.Боаса. Концепция культурного релятивизма.
- 9.Взгляд на культуру з.Фрейда. Концепция к.Г.Юнга.
- 10.Культурологические аспекты учения ф.Ницше (воля к власти, учение о сверхчеловеке, миф, религия, аполлоническая и дионисийская культуры). Влияние учения ф.Ницше на развитие отечественной культуры.
- 11.Культурологические аспекты учения в.Я.Проппа. Концепция идеальных типов м.Вебера.
- 12.Культурологические концепции м.М.Бахтина (карнавальная культура, полифонический роман как модель современной культуры, диалогический характер истины).
- 15.Различие религии и магии по ю.М.Лотману. Типология магии по с.А.Токареву (контактная, инициальная, парциальная, имитативная, апотропеическая, катартическая).
- 16.Теория мифа. Аллегорическое истолкование мифов. Концепция мифов д.Вико. Французские просветители о мифологии. Романтическая философия мифа. Школа реконструкции индоевропейского мифа.
- 17.Английская антропологическая школа изучения мифа. Ритуалистическая концепция мифа Дж.Фрэзера. Функциональная концепция мифа б.Малиновского. Концепции мифа з.Фрейда, к.-г.Юнга.
- 18.Концепции мифа л.Леви-Брюля и к.Леви-Стросса. Марксистская концепция мифа. Концепции мифа э.Кассирера и а.Ф.Лосева.
- 19.Типология мифов (космогонические, теогонические, антропогонические, этиологические, эсхатологические). Персонажи мифов (культурный герой, демиург, трикстер). Свойства мифа (генетизм, тип времени).
- 20.Понятие обряда перехода (а. Ван Геннеп). Структура обряда. Инициации. Гипотеза Балушка о славянских инициациях.
- 22.Культурно-исторические типы восприятия смерти и детства (ф.Арьес).
- 23.Культура первобытного общества.
- 24.Культура Древнего Востока (Древний Египет, Древний Китай, Древняя Индия, Месопотамия).
- 25.Культура и искусство Древней Греции.
- 26.Культура и искусство Древнего Рима.
- 27.Культура и искусство западноевропейского средневековья.
- 28.Культура и искусство эпохи Возрождения.
- 29.Реформация. Её культурно-историческое значение.
- 30.Культура и искусство эпохи Просвещения.
- 31.Культура и искусство Европы первой половины XIX века.
- 32.Культура и искусство Европы второй половины XIX века.
- 33.Культура Руси IX-XVI вв. Искусство, архитектура, иконопись.
- 34.Культура России XVII-XVIII вв. («семиотическая революция Петра I, табель о рангах, становление науки, религиозный раскол, архитектура, литература).
- 35.Культура и искусство России XIX века (литература, музыка, архитектура).
- 36.Отечественный кинематограф XX века как феномен культуры.
- 38.Понятие первичной и вторичной моделирующих систем. Виды вторичных моделирующих систем. «Искусство как прием».
- 39.Концепции отчуждения в истории философско-культурологической мысли (Гоббс, Руссо, Гельвеций, Кант, Фихте, Гегель, Фейербах, Маркс, Хайдеггер, Ильенков).
- 40.Характеристика современной библиотечной системы. Библиотечный фонд: моделирование, комплектование, учет, обработка, размещение и сохранность.
- 41.Правила составления библиотечного описания, справочно-библиографический аппарат библиотеки. Система каталогов и картотек. Виды библиотечного и библиографического обслуживания.
- 42.Религии мира. Христианство.
- 43.Ислам.
- 44.Буддизм.
- 45.Культурологические дисциплины в системе школьного образования. Государственный стандарт полного общего среднего образования по предмету мхк.
- 46.Типы урока. Календарно-тематическое и поурочное планирование. Обзор школьных программ по культурологии.