19.Типология мифов (космогонические, теогонические, антропогонические, этиологические, эсхатологические). Персонажи мифов (культурный герой, демиург, трикстер). Свойства мифа (генетизм, тип времени).
К первой группе можно отнести мифы, которыми исчерпывается мифологический фонд у наиболее «отсталых» народов и которые являются периферийными для развитых мифологий. Условно будем называть их древнейшими.
1. К числу древнейших мифов относятся мифы о животных. Объяснение отдельных признаков животных (почему у зайца хвост короткий);
У австралийцев есть мифы о происхождении животных от людей и наоборот. Мифы о превращении людей в животных и в растения известны едва ли не всем народам мира. Широко известны древнегреческие мифы о нарциссе, о пауке Арахне, о гиацните.
2. К числу древнейших мифов относятся мифы о происхождении солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы). Это либо люди, некогда жившие на земле, либо создания богов.
Вторая группа мифов – присутствует у народов с развитыми мифологическими системами.
1. В неё входят прежде всего космогонические мифы (мифы о происхождении мира, вселенной). В космогонических мифах можно выделить две группы мифов, исходя из идеи, лежащей в их основе:
- идея творения (креационный путь), мир создан богом-творцом, демиургом, великим колдуном;
- идея развития (эволюционный путь), возник путем развития из некоего первоначального бесформенного состояния – хаоса, мрака, воды, яйца.
2. В космогонические мифы вплетаются:
- теогонические мифы (о происхождении богов);
- антропогонические мифы (о происхождении человека).
У культурно отсталых народов мало космогонических мифов (у австралийцев, полинезийцев).
3. Наконец, к космогоническим мифам примыкают встречающиеся лишь на сравнительно высокой ступени развития эсхатологические мифы (рассказы-пророчества о конце света) (имеются у древних майя и ацтеков, в иранской мифологии, в греко-скандинавской, в исламе, в иудаизме).
4. Особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ: добывании огня, изобретении ремесел, земледелия, а также установлении среди людей определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов. Их введение приписывается культурным героям.
К мифам о культурных героях примыкают (почти составляя их разновидность) близнечные мифы (где образ культурного героя как бы раздваивается: это два брата-близнеца, наделенные противоположными чертами, один хороший, другой плохой, один учит хорошему, другой все портит и озорничает).
В связи с этим следует назвать последнего, третьего персонажа мифических текстов – трикстер. Это персонаж, призванный совершать смешные (и часто вредные) поступки.
5. В мифологии развитых аграрных народов существенное место занимают календарные мифы, символически воспроизводящие природные циклы. Аграрный миф об умирающем и воскресающем боге хорошо известен в мифологии Древнего Востока.
Свойства мифа:
1. Генетизм. Для мифа характерна замена причинно-следственных связей прецедентом, происхождение предмета выдается за его сущность. Объяснить сущность, устройство мира или вещи, общественного института или обряда – значит рассказать, как она делалась, как возникал окружающий мир.
2. Резкое разграничение сакрального и профанного времени. Отнесенность мифологического события к доисторическому времени (пра-времени). В любом мифе мифологическое событие отделено от «настоящего» времени каким-то большим промежутком. Это стародавнее время – «сакральное», современное время – «профанное».
Сакральное, мифологическое время – это не просто прошлое, это время первотворения, перводействий, первопредметов (мифическое время). Все происходящее в мифическом времени приобретает значение парадигмы (образа, модели).
Миф совмещает в себе два аспекта – рассказ о прошлом (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего (синхронический аспект).
- 1.Культурология как научная дисциплина и учебный предмет. Структура культуры (материальная и духовная культура, городская и сельская культуры). Функции культуры.
- 2.Подходы к пониманию культуры. Предметный и деятельностный подходы. Аксиологическая, антропологическая, личностная, игровая, семиотическая, диалогическая концепции культуры.
- 3.Массовая, народная и элитарная культура (а.Кравченко, в.Руднев, а.Флиер, а.Кондаков). Массовая культура и массовое общество.
- 4.Проблема культуры в античной мысли (софисты, Демокрит, Сенека, Цицерон, Тацит).
- 5.Концепции культуры эпохи Возрождения (Петрарка, Монтень).
- 6.Просветительская концепция культуры. Критика просветительства. Проблема культуры в немецкой философии XIX века (Вольтер, Руссо, Мирабо, Кант, Шиллер, Гегель).
- 7.Эволюционизм в культурологии. О.Конт. Метод «пережитков» (Тайлор, Морган). Функционалистская концепция культуры (б.Малиновский). Критика б.Малиновского. Неоэволюционизм (Уайт).
- 8.Диффузионизм. Теория культурных кругов (Фробениус, Гребнер). «Историческая» школа ф.Боаса. Концепция культурного релятивизма.
- 9.Взгляд на культуру з.Фрейда. Концепция к.Г.Юнга.
- 10.Культурологические аспекты учения ф.Ницше (воля к власти, учение о сверхчеловеке, миф, религия, аполлоническая и дионисийская культуры). Влияние учения ф.Ницше на развитие отечественной культуры.
- 11.Культурологические аспекты учения в.Я.Проппа. Концепция идеальных типов м.Вебера.
- 12.Культурологические концепции м.М.Бахтина (карнавальная культура, полифонический роман как модель современной культуры, диалогический характер истины).
- 15.Различие религии и магии по ю.М.Лотману. Типология магии по с.А.Токареву (контактная, инициальная, парциальная, имитативная, апотропеическая, катартическая).
- 16.Теория мифа. Аллегорическое истолкование мифов. Концепция мифов д.Вико. Французские просветители о мифологии. Романтическая философия мифа. Школа реконструкции индоевропейского мифа.
- 17.Английская антропологическая школа изучения мифа. Ритуалистическая концепция мифа Дж.Фрэзера. Функциональная концепция мифа б.Малиновского. Концепции мифа з.Фрейда, к.-г.Юнга.
- 18.Концепции мифа л.Леви-Брюля и к.Леви-Стросса. Марксистская концепция мифа. Концепции мифа э.Кассирера и а.Ф.Лосева.
- 19.Типология мифов (космогонические, теогонические, антропогонические, этиологические, эсхатологические). Персонажи мифов (культурный герой, демиург, трикстер). Свойства мифа (генетизм, тип времени).
- 20.Понятие обряда перехода (а. Ван Геннеп). Структура обряда. Инициации. Гипотеза Балушка о славянских инициациях.
- 22.Культурно-исторические типы восприятия смерти и детства (ф.Арьес).
- 23.Культура первобытного общества.
- 24.Культура Древнего Востока (Древний Египет, Древний Китай, Древняя Индия, Месопотамия).
- 25.Культура и искусство Древней Греции.
- 26.Культура и искусство Древнего Рима.
- 27.Культура и искусство западноевропейского средневековья.
- 28.Культура и искусство эпохи Возрождения.
- 29.Реформация. Её культурно-историческое значение.
- 30.Культура и искусство эпохи Просвещения.
- 31.Культура и искусство Европы первой половины XIX века.
- 32.Культура и искусство Европы второй половины XIX века.
- 33.Культура Руси IX-XVI вв. Искусство, архитектура, иконопись.
- 34.Культура России XVII-XVIII вв. («семиотическая революция Петра I, табель о рангах, становление науки, религиозный раскол, архитектура, литература).
- 35.Культура и искусство России XIX века (литература, музыка, архитектура).
- 36.Отечественный кинематограф XX века как феномен культуры.
- 38.Понятие первичной и вторичной моделирующих систем. Виды вторичных моделирующих систем. «Искусство как прием».
- 39.Концепции отчуждения в истории философско-культурологической мысли (Гоббс, Руссо, Гельвеций, Кант, Фихте, Гегель, Фейербах, Маркс, Хайдеггер, Ильенков).
- 40.Характеристика современной библиотечной системы. Библиотечный фонд: моделирование, комплектование, учет, обработка, размещение и сохранность.
- 41.Правила составления библиотечного описания, справочно-библиографический аппарат библиотеки. Система каталогов и картотек. Виды библиотечного и библиографического обслуживания.
- 42.Религии мира. Христианство.
- 43.Ислам.
- 44.Буддизм.
- 45.Культурологические дисциплины в системе школьного образования. Государственный стандарт полного общего среднего образования по предмету мхк.
- 46.Типы урока. Календарно-тематическое и поурочное планирование. Обзор школьных программ по культурологии.