logo
ВОПРОСЫ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

19.Типология мифов (космогонические, теогонические, антропогонические, этиологические, эсхатологические). Персонажи мифов (культурный герой, демиург, трикстер). Свойства мифа (генетизм, тип времени).

К первой группе можно отнести мифы, которыми исчерпывается мифологический фонд у наиболее «отсталых» народов и которые являются периферийными для развитых мифологий. Условно будем называть их древнейшими.

1. К числу древнейших мифов относятся мифы о животных. Объяснение отдельных признаков животных (почему у зайца хвост короткий);

У австралийцев есть мифы о происхождении животных от людей и наоборот. Мифы о превращении людей в животных и в растения известны едва ли не всем народам мира. Широко известны древнегреческие мифы о нарциссе, о пауке Арахне, о гиацните.

2. К числу древнейших мифов относятся мифы о происхождении солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы). Это либо люди, некогда жившие на земле, либо создания богов.

Вторая группа мифов – присутствует у народов с развитыми мифологическими системами.

1. В неё входят прежде всего космогонические мифы (мифы о происхождении мира, вселенной). В космогонических мифах можно выделить две группы мифов, исходя из идеи, лежащей в их основе:

- идея творения (креационный путь), мир создан богом-творцом, демиургом, великим колдуном;

- идея развития (эволюционный путь), возник путем развития из некоего первоначального бесформенного состояния – хаоса, мрака, воды, яйца.

2. В космогонические мифы вплетаются:

- теогонические мифы (о происхождении богов);

- антропогонические мифы (о происхождении человека).

У культурно отсталых народов мало космогонических мифов (у австралийцев, полинезийцев).

3. Наконец, к космогоническим мифам примыкают встречающиеся лишь на сравнительно высокой ступени развития эсхатологические мифы (рассказы-пророчества о конце света) (имеются у древних майя и ацтеков, в иранской мифологии, в греко-скандинавской, в исламе, в иудаизме).

4. Особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ: добывании огня, изобретении ремесел, земледелия, а также установлении среди людей определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов. Их введение приписывается культурным героям.

К мифам о культурных героях примыкают (почти составляя их разновидность) близнечные мифы (где образ культурного героя как бы раздваивается: это два брата-близнеца, наделенные противоположными чертами, один хороший, другой плохой, один учит хорошему, другой все портит и озорничает).

В связи с этим следует назвать последнего, третьего персонажа мифических текстов – трикстер. Это персонаж, призванный совершать смешные (и часто вредные) поступки.

5. В мифологии развитых аграрных народов существенное место занимают календарные мифы, символически воспроизводящие природные циклы. Аграрный миф об умирающем и воскресающем боге хорошо известен в мифологии Древнего Востока.

Свойства мифа:

1. Генетизм. Для мифа характерна замена причинно-следственных связей прецедентом, происхождение предмета выдается за его сущность. Объяснить сущность, устройство мира или вещи, общественного института или обряда – значит рассказать, как она делалась, как возникал окружающий мир.

2. Резкое разграничение сакрального и профанного времени. Отнесенность мифологического события к доисторическому времени (пра-времени). В любом мифе мифологическое событие отделено от «настоящего» времени каким-то большим промежутком. Это стародавнее время – «сакральное», современное время – «профанное».

Сакральное, мифологическое время – это не просто прошлое, это время первотворения, перводействий, первопредметов (мифическое время). Все происходящее в мифическом времени приобретает значение парадигмы (образа, модели).

Миф совмещает в себе два аспекта – рассказ о прошлом (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего (синхронический аспект).