32.Культура и искусство Европы второй половины XIX века.
Реализм в качестве самостоятельного течения утверждается в европейской литературе в 40-е гг. XIX в. Развитие реализма сопровождает развитие капиталистического способа производства, которое связано с нарастанием социальных противоречий.
Критический реализм наследует лучшие черты романистики предшествующих эпох. Социальный роман становится основным жанром. Он представлен такими всемирно известными именами, как Бальзак, Мопассан, Золя, Флобер, Диккенс, Стендаль и др.
Блестящие образцы реализма дает и изобразительное искусство. Ранее всего реализм утвердился в изобразительном искусстве Англии, что прямо было связано с промышленным переворотом, сопровождающей его урбанизацией, расцветом естественных наук. В силу консервативности английской буржуазии реалистическая тенденция проявилась здесь не в историческом и бытовом жанрах, а в пейзаже (Констебло). Причиной тому – совершившийся разрыв города и деревни и тоска по сельскому образу жизни.
Изобразительное искусство Франции богато именами художников-реалистов. Здесь и пейзажи Т.Руссо и полная сарказма графика Домье, крестьянская живопись Милле.
С конца 50-х гг. XIX в. искусство Западной Европы вступает в эпоху декаденса. Этот термин употребляется для обозначения кризисных явлений в духовной культуре конца XIX в., отмеченных настроениями безнадежности, пессимизма, упадничества.
Импрессионизм в лице своих наиболее ярких представителей (К.Моне, Э.Моне, Э.Дега, О.Ренаур и др) ставил перед собой задачу непосредственного наблюдения и изучения окружающей действительности в её разнообразных индивидуальных проявлениях и перенесения в искусство результатов своих наблюдений. Импрессионисты стремились выразить не только то, что видят, но и как видят, а новое видение обращалось непосредственно к зрительной сущности вещей.
Еще более ярко кризис реалистической традиции выразился в постимпрессионизме (П.Сезанн, Ван Гог, П.Гоген и др.). Для него был характерен поиск новых форм, способных отразить дегуманизацию условий жизни человека, диссонансы большого города, а также новых приемов, способных помочь решению этой задачи.
Еще ранее эти черты проявились в символизме (Малларме, Верлен и др.). У истоков символизма стоит Ш.Бодлер с его книгой «Цветы зла» (1857). Мастерская передача настроений усталой подавленности и душевной распутицы, цепенящего страха за мятежное богоотступничество, выносящее приговор всему земному творению, способствовали распространению славы Бодлера к концу XIX столетия, когда эти настроения станут господствующими в атмосфере эпохи и символизм превратится в европейское общекультурное движение.
- 1.Культурология как научная дисциплина и учебный предмет. Структура культуры (материальная и духовная культура, городская и сельская культуры). Функции культуры.
- 2.Подходы к пониманию культуры. Предметный и деятельностный подходы. Аксиологическая, антропологическая, личностная, игровая, семиотическая, диалогическая концепции культуры.
- 3.Массовая, народная и элитарная культура (а.Кравченко, в.Руднев, а.Флиер, а.Кондаков). Массовая культура и массовое общество.
- 4.Проблема культуры в античной мысли (софисты, Демокрит, Сенека, Цицерон, Тацит).
- 5.Концепции культуры эпохи Возрождения (Петрарка, Монтень).
- 6.Просветительская концепция культуры. Критика просветительства. Проблема культуры в немецкой философии XIX века (Вольтер, Руссо, Мирабо, Кант, Шиллер, Гегель).
- 7.Эволюционизм в культурологии. О.Конт. Метод «пережитков» (Тайлор, Морган). Функционалистская концепция культуры (б.Малиновский). Критика б.Малиновского. Неоэволюционизм (Уайт).
- 8.Диффузионизм. Теория культурных кругов (Фробениус, Гребнер). «Историческая» школа ф.Боаса. Концепция культурного релятивизма.
- 9.Взгляд на культуру з.Фрейда. Концепция к.Г.Юнга.
- 10.Культурологические аспекты учения ф.Ницше (воля к власти, учение о сверхчеловеке, миф, религия, аполлоническая и дионисийская культуры). Влияние учения ф.Ницше на развитие отечественной культуры.
- 11.Культурологические аспекты учения в.Я.Проппа. Концепция идеальных типов м.Вебера.
- 12.Культурологические концепции м.М.Бахтина (карнавальная культура, полифонический роман как модель современной культуры, диалогический характер истины).
- 15.Различие религии и магии по ю.М.Лотману. Типология магии по с.А.Токареву (контактная, инициальная, парциальная, имитативная, апотропеическая, катартическая).
- 16.Теория мифа. Аллегорическое истолкование мифов. Концепция мифов д.Вико. Французские просветители о мифологии. Романтическая философия мифа. Школа реконструкции индоевропейского мифа.
- 17.Английская антропологическая школа изучения мифа. Ритуалистическая концепция мифа Дж.Фрэзера. Функциональная концепция мифа б.Малиновского. Концепции мифа з.Фрейда, к.-г.Юнга.
- 18.Концепции мифа л.Леви-Брюля и к.Леви-Стросса. Марксистская концепция мифа. Концепции мифа э.Кассирера и а.Ф.Лосева.
- 19.Типология мифов (космогонические, теогонические, антропогонические, этиологические, эсхатологические). Персонажи мифов (культурный герой, демиург, трикстер). Свойства мифа (генетизм, тип времени).
- 20.Понятие обряда перехода (а. Ван Геннеп). Структура обряда. Инициации. Гипотеза Балушка о славянских инициациях.
- 22.Культурно-исторические типы восприятия смерти и детства (ф.Арьес).
- 23.Культура первобытного общества.
- 24.Культура Древнего Востока (Древний Египет, Древний Китай, Древняя Индия, Месопотамия).
- 25.Культура и искусство Древней Греции.
- 26.Культура и искусство Древнего Рима.
- 27.Культура и искусство западноевропейского средневековья.
- 28.Культура и искусство эпохи Возрождения.
- 29.Реформация. Её культурно-историческое значение.
- 30.Культура и искусство эпохи Просвещения.
- 31.Культура и искусство Европы первой половины XIX века.
- 32.Культура и искусство Европы второй половины XIX века.
- 33.Культура Руси IX-XVI вв. Искусство, архитектура, иконопись.
- 34.Культура России XVII-XVIII вв. («семиотическая революция Петра I, табель о рангах, становление науки, религиозный раскол, архитектура, литература).
- 35.Культура и искусство России XIX века (литература, музыка, архитектура).
- 36.Отечественный кинематограф XX века как феномен культуры.
- 38.Понятие первичной и вторичной моделирующих систем. Виды вторичных моделирующих систем. «Искусство как прием».
- 39.Концепции отчуждения в истории философско-культурологической мысли (Гоббс, Руссо, Гельвеций, Кант, Фихте, Гегель, Фейербах, Маркс, Хайдеггер, Ильенков).
- 40.Характеристика современной библиотечной системы. Библиотечный фонд: моделирование, комплектование, учет, обработка, размещение и сохранность.
- 41.Правила составления библиотечного описания, справочно-библиографический аппарат библиотеки. Система каталогов и картотек. Виды библиотечного и библиографического обслуживания.
- 42.Религии мира. Христианство.
- 43.Ислам.
- 44.Буддизм.
- 45.Культурологические дисциплины в системе школьного образования. Государственный стандарт полного общего среднего образования по предмету мхк.
- 46.Типы урока. Календарно-тематическое и поурочное планирование. Обзор школьных программ по культурологии.