logo
ВОПРОСЫ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

32.Культура и искусство Европы второй половины XIX века.

Реализм в качестве самостоятельного течения утверждается в европейской литературе в 40-е гг. XIX в. Развитие реализма сопровождает развитие капиталистического способа производства, которое связано с нарастанием социальных противоречий.

Критический реализм наследует лучшие черты романистики предшествующих эпох. Социальный роман становится основным жанром. Он представлен такими всемирно известными именами, как Бальзак, Мопассан, Золя, Флобер, Диккенс, Стендаль и др.

Блестящие образцы реализма дает и изобразительное искусство. Ранее всего реализм утвердился в изобразительном искусстве Англии, что прямо было связано с промышленным переворотом, сопровождающей его урбанизацией, расцветом естественных наук. В силу консервативности английской буржуазии реалистическая тенденция проявилась здесь не в историческом и бытовом жанрах, а в пейзаже (Констебло). Причиной тому – совершившийся разрыв города и деревни и тоска по сельскому образу жизни.

Изобразительное искусство Франции богато именами художников-реалистов. Здесь и пейзажи Т.Руссо и полная сарказма графика Домье, крестьянская живопись Милле.

С конца 50-х гг. XIX в. искусство Западной Европы вступает в эпоху декаденса. Этот термин употребляется для обозначения кризисных явлений в духовной культуре конца XIX в., отмеченных настроениями безнадежности, пессимизма, упадничества.

Импрессионизм в лице своих наиболее ярких представителей (К.Моне, Э.Моне, Э.Дега, О.Ренаур и др) ставил перед собой задачу непосредственного наблюдения и изучения окружающей действительности в её разнообразных индивидуальных проявлениях и перенесения в искусство результатов своих наблюдений. Импрессионисты стремились выразить не только то, что видят, но и как видят, а новое видение обращалось непосредственно к зрительной сущности вещей.

Еще более ярко кризис реалистической традиции выразился в постимпрессионизме (П.Сезанн, Ван Гог, П.Гоген и др.). Для него был характерен поиск новых форм, способных отразить дегуманизацию условий жизни человека, диссонансы большого города, а также новых приемов, способных помочь решению этой задачи.

Еще ранее эти черты проявились в символизме (Малларме, Верлен и др.). У истоков символизма стоит Ш.Бодлер с его книгой «Цветы зла» (1857). Мастерская передача настроений усталой подавленности и душевной распутицы, цепенящего страха за мятежное богоотступничество, выносящее приговор всему земному творению, способствовали распространению славы Бодлера к концу XIX столетия, когда эти настроения станут господствующими в атмосфере эпохи и символизм превратится в европейское общекультурное движение.