41.Правила составления библиотечного описания, справочно-библиографический аппарат библиотеки. Система каталогов и картотек. Виды библиотечного и библиографического обслуживания.
Библиотечный каталог в переводе с древнего «перечень произведений печати и других документов, имеющихся в библиотеке и др, составленный по определенному признаку и раскрывающий состав или содержание библиотечных фондов.
2 принципа при составлении библиотечного каталога:
1.Научность. Строгое соблюдение государственных стандартов, правил, инструкций по организации каталога. Использование современной библиотечной классификации.
2.Доступность каждому читателю.
Виды каталогов.
1.По способу группирования библиографических записей.
а) алфавитный. Авторы бывают индивидуальные и коллективные. Алфавитный каталог отвечает на 2 вопроса: есть ли определенный автор, есть ли конкретная книга. Если художественное произведение – сначала идет академическое собрание сочинений, затем полное собрание сочинений, собрание сочинений, сборник избранных произведений, отдельные произведения. Внутри оформления для букв применяется разделитель с выступом посередине: для шага с выступом слева, для слова с выступом; разделитель широкий посередине.
б) систематический. Это каталог, который раскрывает содержание фонда в отраслевом аспекте. Систематический каталог отвечает на вопросы о наличии литературы по определенной теме.
2.По назначению.
Бывает читательский и служебный.
3.По охвату фонда.
а) генеральный
б) каталоги на составные части. Например, каталог читального зала.
в) сводные.
4.По видам документов.
Каталог книг, газет и журналов, каталог карт, видеозаписей.
Формы каталогов.
1.Карточные каталоги. Плюсы: удобство пользования, гибкая система, недорогой. Минусы: существует в единственном числе, нельзя тиражировать, одноаспектный поиск, требуются огромные площади.
2.Печатный каталог. Плюсы: издание необходимым тиражом, можно пересылать, можно снабдить необходимым числом всех указаний, экономия площадей. Недостатки: статичность, информация быстро устаревает, высокая стоимость.
3.Каталог на микроносителях. Микрофильмы. Плюсы: экономия площадей, возможность использовать в других помещениях. Минусы: специальные способы хранения, дорогое тиражирование, для работы с ними нужна помощь консультанта.
4.Машинописные каталоги. Плюсы: многоаспектность, хранение больших массивов информации, информация вводится один раз и используется постепенно, возможность передачи на расстоянии. Минусы: самая дорогая форма каталогов.
Библиографическая запись – это элемент библиотечной информации, фиксирующий в документальной форме сведения о документе.
Библиотечное описание – это совокупность библиографических сведений о книге. Состоит из нескольких элементов
1)Область заглавия и сведений об ответственности.
2.Область издания.
3.Область выходных данных.
4.Область физической характеристики.
5.Область примечаний.
6.Область стандартного номера.
Алфавитный способ. Указываются в алфавите автор или название.
Группировка по главам книги. Систематическое расположение материала.
По видам источника.
Систематизация – отражение сведений о всех документах в поисковом аппарате.
ДКД – десятичная классификация.
О – общий отдел, 1 – философия, психология, 2 – религия, 3 – общественные науки, 4, 5 – математические, естественные науки, 6 – прикладные науки, медицина, техника, 7 – искусство, 8 – языкознание, 9 –география, история.
ББК – библиотечно-библиографическая классификация. Несколько вариантов – школа, массовые библиотеки, научные.
1 – общенаучное знание, 2 – естественные науки, 3 – технология, 4 – сельское и лесное хозяйство, 5 – здравоохранение, медицина, 6-8 – общественные и гуманитарные науки, 9 –литература универсального характера.
Библиотечно-библиографическое обслуживание – деятельность, осуществляемая структурными подразделениями библиотеки.
Пользователь – отдельное лицо или организация. Публичные библиотеки обслуживают все категории населения. Место отводится обслуживанию инвалидов.
Библиотечные услуги.
1.Услуги по выдаче книг на временное пользование.
2.Выдача копий документов.
3.Справочно-аналитическое.
4.Выдача читателю библиографической справки.
5.Выставки.
6.Консультации.
Бесплатные услуги.
1.Предоставление информации о наличии в библиотеке конкретного документа.
2.О составе библиотечного фонда через каталоги и картотеки.
3.Консультационная помощь в поиске и выборе источников информации.
4.Открытые просмотры, выставки, проводимые в библиотеках.
5.Предоставление читателям во временное пользование документов из фондов библиотеки.
Индивидуальный – процесс, обеспечивающий непосредственное и систематическое общение библиотекаря с одним пользователем.
Способы индивидуального обслуживания.
1.Беседа.
2.Плановое чтение. Ведется с молодежью и юными читателями.
3.Информирование. Проводится для специалистов.
4.Справочно-библиографическое.
а) адресная справка о наличии книги
б) тематическая
в) уточняющая
г) фактографическая – факты о событии.
Групповое обслуживание.
1.Критико-аналитическое. Обсуждение книг, читательские конференции.
2.Позитивно-иллюстративные.
3.Рекомендательно-информационные.
- 1.Культурология как научная дисциплина и учебный предмет. Структура культуры (материальная и духовная культура, городская и сельская культуры). Функции культуры.
- 2.Подходы к пониманию культуры. Предметный и деятельностный подходы. Аксиологическая, антропологическая, личностная, игровая, семиотическая, диалогическая концепции культуры.
- 3.Массовая, народная и элитарная культура (а.Кравченко, в.Руднев, а.Флиер, а.Кондаков). Массовая культура и массовое общество.
- 4.Проблема культуры в античной мысли (софисты, Демокрит, Сенека, Цицерон, Тацит).
- 5.Концепции культуры эпохи Возрождения (Петрарка, Монтень).
- 6.Просветительская концепция культуры. Критика просветительства. Проблема культуры в немецкой философии XIX века (Вольтер, Руссо, Мирабо, Кант, Шиллер, Гегель).
- 7.Эволюционизм в культурологии. О.Конт. Метод «пережитков» (Тайлор, Морган). Функционалистская концепция культуры (б.Малиновский). Критика б.Малиновского. Неоэволюционизм (Уайт).
- 8.Диффузионизм. Теория культурных кругов (Фробениус, Гребнер). «Историческая» школа ф.Боаса. Концепция культурного релятивизма.
- 9.Взгляд на культуру з.Фрейда. Концепция к.Г.Юнга.
- 10.Культурологические аспекты учения ф.Ницше (воля к власти, учение о сверхчеловеке, миф, религия, аполлоническая и дионисийская культуры). Влияние учения ф.Ницше на развитие отечественной культуры.
- 11.Культурологические аспекты учения в.Я.Проппа. Концепция идеальных типов м.Вебера.
- 12.Культурологические концепции м.М.Бахтина (карнавальная культура, полифонический роман как модель современной культуры, диалогический характер истины).
- 15.Различие религии и магии по ю.М.Лотману. Типология магии по с.А.Токареву (контактная, инициальная, парциальная, имитативная, апотропеическая, катартическая).
- 16.Теория мифа. Аллегорическое истолкование мифов. Концепция мифов д.Вико. Французские просветители о мифологии. Романтическая философия мифа. Школа реконструкции индоевропейского мифа.
- 17.Английская антропологическая школа изучения мифа. Ритуалистическая концепция мифа Дж.Фрэзера. Функциональная концепция мифа б.Малиновского. Концепции мифа з.Фрейда, к.-г.Юнга.
- 18.Концепции мифа л.Леви-Брюля и к.Леви-Стросса. Марксистская концепция мифа. Концепции мифа э.Кассирера и а.Ф.Лосева.
- 19.Типология мифов (космогонические, теогонические, антропогонические, этиологические, эсхатологические). Персонажи мифов (культурный герой, демиург, трикстер). Свойства мифа (генетизм, тип времени).
- 20.Понятие обряда перехода (а. Ван Геннеп). Структура обряда. Инициации. Гипотеза Балушка о славянских инициациях.
- 22.Культурно-исторические типы восприятия смерти и детства (ф.Арьес).
- 23.Культура первобытного общества.
- 24.Культура Древнего Востока (Древний Египет, Древний Китай, Древняя Индия, Месопотамия).
- 25.Культура и искусство Древней Греции.
- 26.Культура и искусство Древнего Рима.
- 27.Культура и искусство западноевропейского средневековья.
- 28.Культура и искусство эпохи Возрождения.
- 29.Реформация. Её культурно-историческое значение.
- 30.Культура и искусство эпохи Просвещения.
- 31.Культура и искусство Европы первой половины XIX века.
- 32.Культура и искусство Европы второй половины XIX века.
- 33.Культура Руси IX-XVI вв. Искусство, архитектура, иконопись.
- 34.Культура России XVII-XVIII вв. («семиотическая революция Петра I, табель о рангах, становление науки, религиозный раскол, архитектура, литература).
- 35.Культура и искусство России XIX века (литература, музыка, архитектура).
- 36.Отечественный кинематограф XX века как феномен культуры.
- 38.Понятие первичной и вторичной моделирующих систем. Виды вторичных моделирующих систем. «Искусство как прием».
- 39.Концепции отчуждения в истории философско-культурологической мысли (Гоббс, Руссо, Гельвеций, Кант, Фихте, Гегель, Фейербах, Маркс, Хайдеггер, Ильенков).
- 40.Характеристика современной библиотечной системы. Библиотечный фонд: моделирование, комплектование, учет, обработка, размещение и сохранность.
- 41.Правила составления библиотечного описания, справочно-библиографический аппарат библиотеки. Система каталогов и картотек. Виды библиотечного и библиографического обслуживания.
- 42.Религии мира. Христианство.
- 43.Ислам.
- 44.Буддизм.
- 45.Культурологические дисциплины в системе школьного образования. Государственный стандарт полного общего среднего образования по предмету мхк.
- 46.Типы урока. Календарно-тематическое и поурочное планирование. Обзор школьных программ по культурологии.