logo
ВОПРОСЫ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

39.Концепции отчуждения в истории философско-культурологической мысли (Гоббс, Руссо, Гельвеций, Кант, Фихте, Гегель, Фейербах, Маркс, Хайдеггер, Ильенков).

Т.Гоббс. Люди обладают врожденными правами, что вызывает состояние войны всех против всех. В итоге, люди добровольно отчуждают часть своих прав некоему третьему лицу (государству). Сам процесс отчуждения происходит в результате договора. В результате появляется гражданское общество – люди, связанные договорами. За 400 лет на Западе выработалось такое же отношение людей к государству. Государство не природное явление, а искусственно созданное. Отчуждение – благотворительный акт, выводящий людей из докультурного состояния в цивилизацию. Поэтому, даже плохой государь лучше, чем его отсутствие.

Гельвеций. Формулировка феномена «отчуждение». Пример: государство. Отчуждение – это процесс, при котором результат добровольной, вызванной благими намерениями, деятельности, во-первых, приобретает самостоятельное, не зависимое от субъекта деятельности существование, и, во-вторых, начинает оказывать на субъекта негативное воздействие.

Ж.Ж.Руссо. Выделил несколько аспектов отчуждения.

1.Отчуждение человека от природы в результате прихода цивилизации.

2.Отчуждение людей друг от друга как результат возникновения опосредования их отношений государственными и иными функциями и догматами.

3.Отчуждения в разных слоях людей, которые являются продуктом частной собственности.

И.Кант. Внешний мир непосредственно воздействует на сознание. Кант впервые сформулировал идею активности сознания. В сознании еще до того, как он устремляется на внешний мир, присутствуют формы, в которые это познающее сознание укладывает многообразные проявления внешнего мира. Т.о., между сознанием и внешним миром находиться фильтр, преломляющая перегородка, которая, с одной стороны, помогает человеку (сознанию) более эффективно познавать бесконечно многообразный и изменяющийся внешний мир, но, с другой, препятствующий познанию мира, таким, как он есть.

Культура отчуждает сознание от внешнего мира. Мы никогда не познаем другого человека. Я отчуждается от Ты.

И.Фихте. Понятие «я». «Я» должно познать себя, поскольку «я» одно и не может на себя посмотреть. «Я» нуждается в зеркале. «Я» порождает из себя свое «иное», не-я. Сейчас «я» может через не-я познавать себя.

Фихте выражает закон развития человека: только овнешняя свое «я», оставляя свои следы во внешнем мире и изучая их, человек может познать себя, человек может изучить что-то в себе и попытаться изменить себя.

Когда человек говорить, что его никто не понимает, предлагает судить человека по его внешнему виду. Чтобы человека поняли, он должен предлагать людям продукты своей деятельности.

Акт сознания заключается в отчуждении – человек отчуждает себя во вне.

Г.Гегель. Если философия Фихте основана на индивидуальности сознания, то философия Гегеля опирается на развитие и самопознание общественного сознания.

Абсолютная идея (мировое мыслящее начало) отчуждает себя в разных формах: семью, мораль, гражданское общество, государство, религию, искусство, философию.

Человек должен понять, что господствующее общество, религия, нравственность и он сам – это все формы отчуждения и самопознания единого мирового духа. То, что думаю я – это через меня думает Абсолютная идея.

Л.Фейербах. Начало философии может быть не «я» или идея, а материальный мир, человек. Человек, будучи существом материальным, испытывает страхи – близкая смерть. Он отчуждает свои страхи во вне и создает образ Бога. Бог – человеческие страхи, выведенные во вне. Религия – отчуждение материальных страхов. Чем меньше человек боится, тем меньше потребность в религии. Остается одна форма, открытая для Бога – любовь (чувство беспомощности). Бог по Фейербаху, будучи проекцией человеческого духа, отчуждается от него. В результате творец и сотворенное меняются местами. Человек, будучи творцом Бога, воспринимает Бога, как творца самого себя.

К.Маркс. От Гегеля берет идею порождения всей человеческой культуры; от Фейербаха – материальную основу. Маркс, основа – общественный человек. Маркс является открывателем важнейших видов отчуждения.

1.Отчуждение в труде. Труд – взаимодействие с материальным миром, после которого остается предмет.

А) источником отчуждения является частная собственность на средства производства. Высшего уровня достигает при капитализме, где на одной стороне – владельцы производства, а на другой – работники, отчуждаемые от средств производства. Исходный корень всех проблем.

Б) человек отчужден от условий своего труда, как материальных, так и интеллектуальных (технология, наука).

В) человек отчужден от результатов своего труда;

Г) человек отчужден от процесса труда;

Д) человек отчужден от управления процессом.

В результате человек в процессе труда не самоосуществляется как человек, не самообогащается, а самообедняется, расчеловечивается. Вместо того, чтобы стремиться к труду, он стремится избегнуть его, он чувствует себя человеком не в труде, а в отдыхе.

2.Отчужденность социальных институтов (государство, армия, церковь и др.), а также норм, приписываемых им, от людей. Изначально институты создаются для людей, но в процессе их функционирования они отчуждаются от людей и становятся самоцельными.

3.Отчуждение людей от официальных ценностей. Проявляется в девиантном поведении, потому что цели невозможно достичь законным способом.

Интерес к этим идеям появился в 50-х гг. XX века на Западе. Появился западный марксизм, который актуализировал самые разные учения Маркса.

Эрих Фромм. Иметь или быть. Он рассматривал 2 типа бытия: бытие и обладание.

Бытие – неотчуждаемое существование.

Обладание – отчуждаемое бытие.

Капитализм воспроизводит отчужденное бытие.

Быть – знать, иметь (вещь).

Некоторым аналогом бытия является восточное ощущение жизни.

Э.В.Ильенков. Маркс в трактовке Ильенкова. Обычно взгляды Маркса на отчуждение, связанные с частной собственностью, трактовали то, что необходимо ликвидировать частную собственность, превратить её в государственную, тем самым её ликвидировав. В действительности марксковская концепция преодоления более сложна. Национализация рассматривалась Марксом лишь как первый этап. Этот этап существовал в работах утопистов – Мора, Кампанеллы и др. Этот общественный строй, основанный на национализации частной собственности Маркс называл казарменным коммунизмом. Маркс рассматривал этот этап, как необходимый для преодоления отчуждения.

Отчуждение частичное превращается во всеобщее. Затем второй этап – превращение всеобщей частной собственности в личную собственность каждого члена общества.

Как этого добиться. Элементы демократии на производстве, элементы самоуправления, элементы самоорганизации (бригадный подряд).

М.Хайдеггер. Главная идея – бытие – отдельный человек, осознание собственной смерти – начало собственного бытия. Уходит от подлинного бытия и уходит в сферу «оно», «все», «они». Сфера отчуждаемого бытия, где смерти нет. 99% живут в этой сфере, где много автоматизмов. 1% осознают отчужденность своего бытия от жизни и вернутся к бытию рядом со смертью. Нет бога, культуры, только жизнь человека.

Виды борьбы с отчуждением.

Отчуждение человека от цельного характера труда.

Вид борьбы – смена видов деятельности. Только культурный человек может менять виды деятельности.

Поиск целостных видов труда.

Различение труда конкретного и всеобщего.

Конкретный – труд, результат которого ограничен и исчезает в процессе потребления.

Всеобщий – труд, результатом которого является нечто, не исчезающее в процессе потребления и умножающееся в процессе потребления (знание, творчество, информация). Песня – вид саморазмножающегося знания.